Тип урока : Урок комплексного применения знаний и умений.
МАОУ «СОШ № 17» Ишкова М.Н.
Тема | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов) |
Цели | Образовательные: Закреплять умение решать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления. Способствовать отработке таблицы сложения (вычитания) на 2 и на 3. Формировать УУД:Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. – Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. – Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. – Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в знаковых записях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы. |
Планируе мый результат | Предметные:Знания: закрепят умение решать задачи . Умения: научатся решать задачи и оформлять решение задач. Навыки: решать примеры на сложение и вычитание . Метапредметные: Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; подводить под понятие “больше”, “меньше” , выделения существенных признаков Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности Личностные: развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
Основные по -нятия | “На … больше”, “На … меньше” |
Ресурсы | учебник, тетрадь №1, карточки для устного счёта, карточки для групповой работы, геометрические фигуры для составления задач на сложение и вычитание. |
Организация пространства | Фронтальная работа, групповая работа, работа в парах |
| |
Этапы урока | Деятельность учителя | Характеристика деятельности учащихся (ууд) |
Мотивационно-организационный момент. Задачи: подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Проверка готовности учащихся к уроку Руки – на месте. Ноги - на месте. Локти - у края. Спина - прямая. Создание эмоционального настроя на изучение нового материала. - Скажите зачем вы пришли сегодня на урок математики? Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Слушаем – внимательно, Работаем - старательно. | Л: Понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позицией школьника. |
Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации. Задачи: создать проблемную ситуацию; обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности; актуализировать опорные знания и умения. | Арифметическая разминка К нам сегодня, ребята, пришёл ещё один гость. А какой вы узнаете, отгадав загадку. Появился во дворе Он в холодном декабре. Неуклюжий и смешной, У ворот стоит с метлой. К ветру зимнему привык Наш приятель… Правильно – снеговик. - Выложите снеговика у себя на рабочем месте. (работа в парах) - Какие геометрические фигуры вы использовали? (круги и квадраты) Снеговик хочет узнать, чему вы уже научились и предлагает задания на карточках. (цветные для дальнейшего деления на группы) Скажите, какие навыки вам нужны для выполнения этого задания? - Сколько вы будете прибавлять к каждому числу в первой строке? (3) - На сколько увеличатся числа в первой строке? (на 3) - Что значит увеличить? (прибавить) - Сколько вы будете вычитать из каждого числа в первой строке? (2) - На сколько уменьшатся числа в первой строке? (на 2) - Что значит уменьшить? (вычесть) Проверка на слайде № 2 | П:Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять с геометрическими формами. У: Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия |
3.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Задачи: решение проблемы детьми; формирование понятий: Задача, условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ. | На экране 2 текста. Слайд № 3 На ёлку повесили 7 шаров, а колокольчиков на 3 меньше. Сколько колокольчиков повесили на ёлку? На опушке леса росло 4 сосны, а елей на 2 больше. Сколько елей росло на опушке? (Мы будем решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц ) -Чему будете учиться на уроке? Слайд №4 | П: выполняют практическую работу, извлекают необходимую информацию из практической деятельности и собственного опыта К: рассуждают, высказывают своё мнение Р: моделируют задачу и записывают её решение в тетрадь. |
Физкультминутка. | -Ребята, вы устали? (да) -Что мы должны сейчас сделать? (провести физкультминутку) Организация физкультминутки. Снеговик дарит вам несколько минут солнечного весёлого лета. | Р: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем |
Первичное закрепление а) в знакомой ситуации (типовые) Задача: закрепление новых знаний и умений | Формулировка задания, создание эмоционального настроя. Вспомним, из каких частей состоит задача. - Что такое условие задачи?(то, что известно)Прочитайте. -Что такое вопрос?(то, что неизвестно) прочитайте.(Дети находя на стенах класса карточки с частями задачи и прикрепляют их на доске) -Сколько шаров? -Знаем ли мы, сколько колокольчиков? -Что сказано про колокольчики? -Что значит на 3 меньше? (столько же, но без 3) ПРОИЛЛЮСТРИРУЙТЕ ЗАДАЧУ. -Как решить задачу? Назовите решение. 7-3=7(к.) -Объясните, почему выполнено вычитание? Посмотрите по сторонам. Найдите решение задачи. Прикрепите на доску. - Какое слово помогло выбрать знак? (меньше) -Найдите ответ. Прикрепите на доску. ПРОИЛЛЮСТРИРУЙТЕ ЗАДАЧУ 2. - Что значит: на 2 больше. (столько же, да ещё 2) Как ответить на вопрос задачи? (нужно решить задачу) Назовите решение. 4+2=6 - Почему мы будем прибавлять? (есть слово больше) - Чего ещё не хватает? (ответа) - Сформулируйте ответ . Проверьте. Слайд № 5 | Р: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя и партнёра, ориентируются в учебнике и тетради, накапливают опыт в использовании элементов математической символики Л: решают житейские ситуации, требующие знаний структурных компонентов задачи и умения решать задачу К: используют речь для регуляции своих действий и действий партнёра |
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) | Работа в группах. Ученики распределяются по группам согласно цвету карточек. - Новая проблема. Прочитайте тексты на карточках. Определите, где напечатаны задачи. - Прежде, чем поставить знак, подумайте, посоветуйтесь, прислушивайтесь к мнению одноклассников. Надо доказать, правы вы или нет. Решите задачи. 1 группа – определить составнве части задачи. 2 группа- задача на увеличение числа. 3 группа – задача на уменьшение числа. 4 группа – задачи изученных видов. - А как сделать из других текстов задачи? - Какую проблему решали сейчас? ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ. Работа в тетради с печатной основой. С. 48 № 1, 2 (взаимопроверка) Работа с учебником с. 118- 119 № 1, № 2 (фронтально) | К: распределять работу между членами группы. Совместно оценивать результат работы;слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. П: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в знаковых записях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Л: Контролировать и оценивать свою работу и работу товарища. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях |
7.Итог урока. Рефлексия. Задача: обобщить полученные на уроке сведения | Организация фронтальной работы по вопросам проблемного характера. Анализ и оценка успешности достижения цели. Планирование последующей работы. | К: формулируют собственную позицию П: определяют и называют структурные компоненты задачи Р: самооценка деятельности на уроке Л: осознают мотивацию учебной деятельности и накопление опыта в решении задач. |