Урок Чему учил китайский мудрец Конфуций
Цели: познакомить с основными идеями учения Конфуция, религиозными верованиями китайцев; объяснить значения понятий мудрец, благородный человек, достойное поведение', формировать умение осваивать алгоритм логических операций осмысления теоретического материала: обобщать и систематизировать исторические знания, участвовать в эвристической беседе, дискуссии, работать с документами, выполнять проблемные задания, делать выводы; учить выражать свое отношение к нравственным ценностям, которые проповедовал Конфуций.
Планируемые результаты: предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; давать образную характеристику Конфуция; аргументировать собственную позицию по дискуссионным и морально-этическим вопросам далекого прошлого; метапредметные УУД:самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; понимать культурное многообразие мира; уважать культуру других народов; учиться быть толерантным.
Оборудование:портрет Конфуция; пакет с рабочими материалами; карта «Китай в древности»; проектор; мультимедийная презентация.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
План урока:
I. Проблема урока: почему древние китайцы считали свою страну «Срединным царством» и единственной цивилизованной?
II. Поиск решения проблемы:
1. Цивилизация Древнего Китая как ступень развития общества.
Примерный вывод по проблеме: географическая изолированность Китая, а также вера в то, что Поднебесная находится в середине Земли, объясняют, почему китайцы считали свою страну «Срединной». Китайцы считали себя единственно цивилизованным народом, так как они ощущали своё превосходство над другими племенами, не знавшими их письменности и не принимавшими их веры.
2. Культура, религия Древнего Китая.
Примерный вывод по проблеме: впервые в истории цивилизаций Конфуций перенёс правила поведения в семье на правила поведения в государстве, наведя таким образом порядок в обществе.
3. Достижения Древнего Китая.
Примерный вывод по проблеме: географическая удалённость и длительная изоляция Китая от других цивилизаций явились причинами того, что многие изобретения и научные открытия, сделанные китайскими учёными, не стали достоянием других народов.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Формирование УУД, технология оценивания |
1. Организационный момент Мотивация к учебной деятельности. 2. Постановка проблемной ситуации. Формулирование проблемы. | – Какие древние государства мы с вами уже изучили? – А сегодня на уроке мы приступим к изучению новой страны, а какой, я, думаю, вы сейчас догадаетесь. У меня в руках несколько предметов. -Что это? ( компас! ) Для чего он предназначен? ( для ориентирования на местности ) - А это? ( бумага! ) Для чего? ( для записей! ) - Осталось это( палочки для еды китайской кухни! ) - Что же объединяет эти предметы?( все они были изобретены в Китае ) Итак, мы изучаем Древний Китай. Запишем число и тему урока «Чему учил китайский мудрец Конфуций» – Найдите на карте (см. атлас) территорию Древнего Китая. 2 – Где расположен Китай? -Какие две реки протекают по территории Китая? 4 -Можно ли на основании этих сведений сделать вывод о том, что в Китае сложились все условия для занятия земледелием? – Что можете сказать местоположении Китая по отношению к другим древним государствам? 4 Фиксируем на доске: Сравнить мнение Атношки и источниковеда и выявть проблему!!! – Сравните факты, в чём противоречие? – Какой возникает вопрос? Почему древние китайцы считали свою страну «Срединным царством» и единственно цивилизованной? | – Египет, Междуречье, Финикия, Ассирия. Высказывают свои предположения. Работают с картой атласа. – На краю пояса цивилизаций Древнего мира. Китай находится в Восточной Азии. Великие реки Китая похожи на Тигр и Евфрат - Желтая река), Хуанхэ действительно желтоватого цвета, потому что несёт с собой много жёлтой глины (Ху¬анхэ) на севере страны и Голубая река (Янцзы) - на юге. Они очень бурные, несут много ила и песка. Берега Хуанхэ сложены из лесса - горной породы, похожей на мелкий слежавшийся песок. Лессовые почвы мягкие, а при хорошем поливе очень плодородны. Поэтому уже три с половиной тысячи лет назад на берегах Хуанхэ существовали поселки земледельцев и скотоводов. В то же время берега Янцзы, покрытые густыми лесами, не были заселены. Здесь водились олени, кабаны, медведи, тигры. Земледельцы Китая не боялись засухи и не спешили укрощать течение бурных рек. Однако немало бед причиняла Хуанхэ - «река, надрывающая сердце» или «река тысячи бед». Здесь были частые наводнения – Территория Китая очень удалена от других цивилизаций.– Китайцы считали себя единственно цивилизованным народом, хотя вокруг них существовали другие цивилизации. Формулируют проблему: Почему древние китайцы считали свою страну «Срединным царством» и единственно цивилизованной? 1 Китая изолирована от других цивилизаций труднопроходимыми горами. Это могло создать представление о том, что их государство находится в середине мира. | Регулятивные УУД 1. Определять цель – проблему. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность. 4. Работать по плану. 5. Оценивать степень и способы достижения цели. Познавательные УУД 1. Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию. 2. Находить в разных источниках достоверную информацию. 3. Определять понятия. 4. Выделять главное. 5. Делать выводы. 6. Умение сравнивать. 7. Выделять причинно-следственные связи. 8. Анализировать, делать логические рассуждения. Коммуникативные УУД 1. Организовывать работу в группах. 2. Излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая его фактами. Личностные УУД 1. Оценивать свои и чужие поступки. 2. Оценивать события с позиций гражданина и патриота России. |
3. Версии. | – Какие у вас будут предположения, версии решения проблемы? 1.Удалённость Китая от других цивилизаций. – Описывая своё государство, древние китайцы называли его «Срединным», единственно цивилизованной страной, а всех остальных считали некультурными варварами. 2.Китайцы считали себя единственно цивилизованным народом. 3.Уникальность изобретений и достижений китайцев. – Что ещё могло отличать китайцев от других цивилизаций? 8 4.Необычность верований и представлений о мире, о человеке. | – Многие достижения, открытия были известны только китайцам. 8 | |
4. Актуализация знаний. | – Что нам надо вспомнить, чтобы проверить версии? 3 Надо узнать: 1. Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Китая: занятия, развитие хозяйства, зарождение государств. 2. Культура, религия Китая. 3. Достижения | – Надо вспомнить, что такое цивилизация, государство, религия, искусство. | |
5. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | – Их верования и представления о мире. Как и другие народы , китайцы верили в сверхъестественные существа: в богов, духов, чудовищ, крылатых змеев-драконов. Но самым высшим существом для них было Небо.Они считали Небо предком правителя, поэтому царя в Китае называли сыном Неба, а подчиненную ему страну- Поднебесной. Ну что ж а теперь мы отправимся в гости к одному из жителей этой страны, посмотрим как здесь живут люди, чем занимаются, интересуются. Вот и дом, вот и его хозяин, это мудрец Конфуций приглашает нас в гости. Он основатель религии Китая – конфуцианства, очень умный человек, его в Китае знает каждый… - Прочитайте п 2 стр. стр. 105-107 -Что Конфуций считал высшей добродетелью человека? Самое главное в учении Конфуция – правила поведения человека. Как должен вести себя воспитанный человек . Чтение п. 4 стр. 108 – На какие нравственные вопросы давало ответы учение Конфуция? Подводим к выводу о том, что Конфуций подарил миру учение, в котором предлагал способы регулирования государства и воспитания человека. В первую очередь Конфуций советовал каждому человеку следовать определённым нормам поведения. Это такие нормы, как человеколюбие, исполнение долга, преданность, сыновняя почтительность, забота о младших, честность. Нормы поведения в семье Конфуций переносил на правила поведения в государстве, объявляя, что «вся Поднебесная – одна семья». Так же, как в семье, здесь должны царить сыновняя почтительность и преданность по отношению к правителю, а тот, в свою очередь, обязан проявлять отеческую заботу, справедливость, выражать благодарность и милость к своим «сыновьям». Конфуций утверждал, что каждый должен находиться на своём месте и неукоснительно выполнять все правила и предписания, соответствующие его положению в обществе: в этом залог порядка в стране. Конфуций впервые в истории потребовал соблюдения этих правил не потому, что так повелел правитель страны, а потому, что так требует долг каждого человека. Конфуций обращался к личности человека, к его внутреннему миру. Давайте вернемся к проблеме нашего урока. – Что ещё могло отличать китайцев от других цивилизаций? 8 4.Необычность верований и представлений о мире, о человеке. ФИЗПАУЗА - Какую версию нам еще осталось подтвердить? – Какие достижения нам уже встречались у других народов? – Какие открытия, сделанные китайцами, нам встречаются впервые? – Почему многие открытия, сделанные китайским народом, не стали достоянием других народов? | Рассказ подготовленного ученика о Конфуции Индивидуально, самостоятельно работают с текстом на с. 105-107 Уважение и почитание старших Индивидуально, самостоятельно работают с текстом на с. 108 Манеры воспитанного человека: -сидеть только поджав ноги; -хождение по циновкам только босиком; -прием пищи с помощью 2-х палочек; -волосы собраны в пучок а не распущены; -всегда опрятная одежда; -отказ от бранных слов и др. – Нормы поведения в семье, отношение к людям старшего поколения, отношения людей друг к другу 4.Необычность верований и представлений о мире, о человеке. Открытия и достижения китайцев Рассказы подготовленных учеников Географическая удалённость и длительная изоляция Китая от других цивилизаций стали одной из причин того, что многие изобретения и научные открытия, сделанные китай-скими учёными, не стали достоянием других народов – Географическая изолированность Китая, а также вера в то, что Поднебесная находится в середине Земли, объясняют, почему китайцы называли свою страну «Срединной». Китайцы считали себя единственно цивилизованным народом, так как они ощущали своё превосходство над другими племенами, не знавшими их письменности и не принимавшими их веры. | |
6. Выражение решения. | – Итак, в ходе урока были высказаны и доказаны версии того, почему древние китайцы считали свою страну «Срединной» и единственно цивилизованной. Обобщите всё сказанное и сделайте вывод по проблеме урока. 5 | Предполагаемый вывод по проблеме: – Географическая удалённость и длительная изоляция Китая, а также уникальные достижения в культуре, религии и искусстве объясняют, почему древние китайцы считали свою страну «Срединной» и единственно цивилизованной. – Географическая изолированность Китая, а также вера в то, что Поднебесная находится в середине Земли, объясняют, почему китайцы называли свою страну «Срединной». Китайцы считали себя единственно цивилизованным народом, так как они ощущали своё превосходство над другими племенами, не знавшими их письменности и не принимавшими их веры. | |
7. Рефлексия | На последней парте каждого ряда лежит чистый лист бумаги . Каждый должен написать как можно больше того, что узнал сегодня на уроке. Если сомневаетесь , не задерживайте лист бумаги у себя , а передавай те следующему. Победителем окажется тот ряд, кто быстрее справится с заданием. | Выполняют задание | |
8. Домашнее задание. | Параграф 22 стр. 105 1.Сообщения для любознательных: «Строительство Великой Китайской стены», «Великий шёлковый путь». 2.Нарисовать рисунок по теме: «Древний Китай» (задание по желанию). 3. На основе дополнительной литературы, ресурсов Интернета подготовьте сообщения об одном из китайских открытий | Записывают домашнее задание | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Китайцы с древнейших времен особое внимание уделяли своему здоровью, давайте и мы ему уделим несколько минут.
2.Минутка релаксации под музыку древнего Китая (динамическая пауза)
Первое упражнение:
Ладони в кулак, локти согнуть и раскачиваться вправо и влево. 10 раз.
(Это упражнение укрепляет и улучшает работу внутренних органов, укрепляет позвоночник).
Второе упражнение:
Двумя пальцами вверх, вниз тереть уши.
(Это упражнение возбуждает кору головного мозга).
Третье упражнение:
Потереть наружные стороны больших пальцев рук, чтобы они согрелись, после этого потереть крылья носа.
(Это упражнение предотвращает насморк и улучшает кровообращение верхних дыхательных путей).
Четвертое упражнение:
Ладонью левой руки, взявшись за правое плечо, провести 10 круговых движений.
(Улучшает кровообращение)
Пятое упражнение:
Закрыть глаза, средним пальцем рук потереть друг о друга, чтобы разогрелись, затем слегка растереть верхние веки глаз и брови.
(это упражнение предохраняет от заболеваемости глаз и успокаивает нервную систему).
Молодцы, ребята! Присаживайтесь.
Дополнительные материалы
- К нам возвращается мудрец, но не один, рядом с ним некий человек приносит напиток в чашке на бумажных салфеточках.
Я предлагаю вам воссоздать эту историческую картину. Но для этого мне нужно 2 помощника.
Сценка:
Некий китайский врач навещает больного
(ученик - врач надевает шёлковый халат, а больной сидит на стуле с перевязанной головой);
Врач предлагает больному испить чудо-напиток
(ученик-врач подносит фарфоровую чашку на блюдце больному);
Больной морщится, не желая пить непривычное лекарство
и говорит:
«Фу, какая гадость! Оно горчит. Вяжет, да и запах имеет странный».
^ На что врач отвечает:
«Лекарство редко бывает приятным на вкус, но оно вернет тебе силы и поможет встать на ноги. Его целебные свойства велики: попомни мои слова, за этим напитком большое будущее!
(Спасибо ребята, прошу вас занять свои места)
Задания и вопросы к учащимся:
Пробовали ли вы этот настой? Кто догадался, как он называется? (Чай)
Почему и в наши дни врачи часто рекомендуют больным пить чай?
Приложение 2
Конфуций (Кун Цю) (551 - 479 гг. до н.э.)
Конфуций родился в городе Лу в благородной, но обедневшей семье, аристократов, чиновников и военных. Поэтому его жизнь была наполнена лишеньями и одновременно страстным желанием пробиться и стать достойным и уважаемым человеком.
Его отличало жадное стремление к знаниям. Юноша много читал и старался приобрести любые книги, какие только ему удавалось найти. Книг в то время было немного, они писались на кусках дерева бамбука или шелке. В первую очередь его интересовали традиции и религии Китая, древняя история и литература.
Конфуций много учился и в 22 года начал обучать сам, вскоре прославившись как один из лучших педагогов Китая. В школе Конфуция дети изучали четыре дисциплины: мораль, язык, политику и литературу. Конфуций считал, что страдания народа происходят из-за того, что забыты принципы мудрости и благородства, присущие правителям и людям древности. Их надо восстановить, что и сделает жителей "Поднебесной" (еще одно название Китая) счастливыми. Конфуций стал проповедовать свое учение. Вокруг него собрались многочисленные слушатели и ученики. Вскоре Конфуция пригласили управлять делами одного из царств. Три месяца продавцы не осмеливались поднимать цены, "на дорогах не подбирал оставленного", в государстве царили мир и спокойствие. Позже Конфуций много путешествовал, проповедуя свое учение конфуцианство. Учитель странствовал до 66 лет, а потом вернулся на родину. Умер Конфуций в возрасте 72 лет. На месте его дома был построен храм".
Последние годы Конфуций провел, записывая свои мысли. Изречения было собраны в литературный сборник, получивший название «Аналекты Конфуция».
Изобретение бумаги
В I в. до н.э. в Китае была изобретена бумага. Ее изготавливали из пеньки, шелковых оческов, растительных волокон (бамбука). Вся эта масса вымачивалась или вываривалась, а затем помещалась в формы. Затем листы прессовали и просушивали на нагретой стене. Этот материал был вполне пригоден для письма и очень дешев. Позднее, в VIII в., научились изготавливать оттиски с деревянных досок, на которых был вырезан рисунок или текст, окрашенный краской. Так впервые появилось печатное дело. В XI в. китайцы изобрели разборный шрифт.
Компас
Этот чудесный предмет тоже был придуман в Китае. Китайцы уже в древности знали, что магнит притягивает железо. Им было известно свойство магнита – указывать направление на север и на юг. Китайский компас представлял собой ложку с длинной ручкой, изготовленную из намагниченного железа. Ложку клали на гладкую деревянную или бронзовую подставку с делениями, раскручивали ее, и она останавливалась, показывая одной стороной на юг, а другой на север. В древности компас не был известен ни одному народу. Кроме китайцев. Компас использовался во время поездок по Великому шелковому пути.
Шелководство
Еще в древности китайцы научились выделывать шелк. В отличие от хлопка и льна шелковые нити не растительного происхождения, их изготовляют из выделений шелковичного червя. Разведение червей - трудоемкая работа. Листья шелковичного дерева (шелковицы), которыми кормят червей, должны быть чистыми, свежими и сухими. В помещении, где разводят шелковичных червей, не должно быть сквозняка, посторонних запахов, дыма. Червям вредны даже шум и смена температуры.
При хорошем уходе черви выпускают тонкую, похожую на паутину нить, из которой вьют коконы. Шёлк очень ценился. Иногда люди расплачивались за товары не деньгами, а отрезами шёлка. Шёлковую одежду имели право носить только знатные и богатые люди. Производство шёлка китайцы держали в строжайшем секрете. Шёлком торговали с другими странами. Во II в. до н. э. был проложен Великий Шёлковый путь. Через горы, степи и пустыни караваны верблюдов везли китайский шёлк на Запад.
Великий Шелковый путь на протяжении 2 000 лет оставался самым длинным в мире. Он простилался на 12 800 км от г. Шанхая в древнем Китае до г. Гадемса в Испании.
«Бамбуковая книга Древнего Китая»
Китайские иероглифы
Более 3,5 тысяч лет тому назад китайцы создали свою письменность. Они писали иероглифами. Специальной кисточкой или палочкой иероглифы наносили сверху вниз на шелковую ткань или полоски бамбука.
В китайской письменности существовало около 50 тысяч иероглифов.
Очень высоко ценилось искусство каллиграфии – красивое написание иероглифов.
Учащимся приходилось сдавать очень большое количество экзаменов. Но те ученики, которые обучились чтению, письму счету в древнем Китае могли рассчитывать на достойную и хорошо обеспеченную материально жизнь. Потому что они могли занять очень престижную должность чиновника.
Письменные принадлежности, несмотря на кажущуюся простоту, были очень дорогими. Писали кистями, обмакивая их в чернила изготовленные из золы.
А сами книги выглядели совсем не так , как наши. Во времена Конфуция писали на узеньких дощечках из расщепленного бамбука. Тонкую кисточку или палочку обмакивали в черную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то написанное соскабливали ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечевку. Связка бамбука и была древнекитайской книгой.
Выращивание чая
Китайцы первыми научились выращивать чайные кусты и готовить чай. От них чайный куст попал в страны Западной Европы и к нам. Слово «чай» по-китайски означает «молодой листочек». Он согревает, утоляет жажду, дарит силы и ясный ум, удаляет из организма шлаки и токсины, омолаживая его. В Древнем Китае чай считался напитком императоров. Врачеватели тех времен использовали волшебные листья для лечения различных заболеваний, это подтверждают исторические хроники.
Но чай пил и простой народ. Китайская чайная церемония ведет свою историю с незапамятных времен. Прекрасным напитком потчевали гостей в торжественной обстановке, земледельцы и пастухи утоляли им жажду, набираясь сил для выполнения своей тяжелой работы. Чайная церемония в Древнем Китае начиналась с того, что человек должен был внутренне психологически подготовиться: освободиться от всего неприятного, раздражительного и второстепенного.Китайский чай, если его употреблять регулярно, повысит иммунитет, улучшит работу сердца и сосудов. Он прекрасно тонизирует организм, даря ему бодрость
Изобретение фарфора
История развития фарфора в Китае насчитывает тысячелетие. Точная дата возникновения неизвестна. Некоторые источники относят возникновения фарфора в Китае к династии Хань (206 — 221 гг. н.э.),
Китайские мастера изобрели фарфор, из которого стали делать чашки и красивые вазы. Прежде чем вылепить сосуд, фарфоровую глину закапывали в землю на несколько десятилетий. Фарфоровая посуда была очень красивой и очень дорогой. Её продавали на вес золота. Производство фарфора китайцы держали в секрете.