КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА- ЮГРЫ «МЕГИОНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Открытый урок по истории Отечества в 8 классе
на тему: «Отмена крепостного права»
Проводил: учитель истории
Михай С. И.
Мегион
2017 г.
СЛАЙД 1 .
Тема: «Отмена крепостного права»
Цель урока: Формирование представлений учащихся о крестьянской реформе 1861 года.
Задачи урока:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с содержанием и сущностью реформы 1861 г.; подчеркнуть, что отмена крепостного права имела огромное значение для России, так как открывалась возможность для развития новых хозяйственных отношений;
- Усвоение и закрепление следующих понятий: крепостное право, крестьянский вопрос, барщина, оброк, выкуп, крестьянская реформа, Манифест об отмене крепостного права
Коррекционная: Коррекция и развитие мышления посредством установления причин отмены крепостного права;
Воспитательные: Воспитание чувства патриотизма, интереса к отечественной истории, уважения к прошлому своей страны.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедийная презентация Power Point, мультимедийный проектор, экран, учебник Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина «История России» для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида раздаточный материал на бумажных носителях.
ХОД УРОКА
Орг. момент.
Учитель: СЛАЙД 2.
Здравствуйте ребята! Я рада всех вас видеть. Начнем наш урок. Я надеюсь, что наше сотрудничество будет плодотворным, и Вы получите знания, которые пригодятся Вам в жизни.
Учащиеся: Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу. Дежурный называет отсутствующих.
Повторение пройденного материала.
Учитель: Сейчас в начале урока мы проведем «Диктант дат». Я вам буду диктовать годы, а вы запишите их на листочках. Коля, назови сегодняшнюю дату.
Ученик: Сегодня 28 апреля 2016 года.
СЛАЙД 3: 28 апреля 2016 года
Учитель: Хорошо. Записываем на листочке 2016 год. К какому веку относится 2016 год. Давайте повторим как нужно определить век? (20 + 1 = 21) Записываем рядом римскими цифрами - XXI век. А это первая половина или вторая? Записываем I половина.
СЛАЙД 4: 2016 год - XXI век, I половина.
Учитель: Продолжим наш «Диктант дат». (Диктует годы) 1356 год, 1712 год, 1670 год.
Учащиеся: Записывают годы на листочке.
Учитель: Сейчас Амине, Маше, Кристине., Саше., нужно определить век и половину века записанных дат. Коле нужно определить только век.
Учащиеся: Работают с «Лентой времени»
Учитель: Проверяем, что у вас получилось.
СЛАЙД 5: 2016 год - XXI век, I половина.
1356 год – это II половина XIV века
1712 год – это I половина XVIII века
1670 год – это II половина XVII века
Учитель: Молодцы. Сейчас вспомните, о чем говорили на прошлом уроке?
Учащиеся: На прошлом уроке говорили о Крымской войне.
Учитель: Когда проходила Крымская война?
Учащиеся: Крымская война проходила в 1853 – 1856 гг.
Слайд 6: Карта «Крымская война»
Учитель: Назовите причины Крымской войны?
Учащиеся: Основной причиной Крымской войны было то, что император Николай хотел обеспечить торговым и военным судам свободный проход через проливы Босфор и Дарданеллы. Так как от этого зависело развитие торговли России со средиземными государствами. Так же России было необходимо укрепить свое положение на Балканском полуострове.
Учитель: Чем закончилась Крымская война?
Учащиеся: Крымская война закончилась поражением для России.
Слайд 7: Итоги войны.
Учитель: Где и когда был подписан мирный договор?
Мирный договор был подписан в Париже в 1856 году.
Учитель: Почему Россия потерпела поражение?
Учащиеся: Россия потерпела поражение потому, что отставала от европейских стран в военном, техническом и экономических отношениях.
III Актуализация знаний, объявление новой темы.
А) Учитель: Сейчас для того чтобы нам вспомнить и повторить основные понятия, в связи с которыми Россия отставала от других стран, мы с вами выполним следующие задания. У вас на парте лежат карточки, на которых вам нужно выбрать правильные ответы на вопрос
- Что такое крепостное право?
Слайд 8: Что такое крепостное право?
(выберите правильный ответ)
Крепостное право – это форма зависимости, при которой:
а) крестьяне прикреплены к земле
б) крестьяне лично свободны;
в) крестьяне не имеют личной свободы
г) крестьяне не имеют своей земли;
д) у крестьянина есть надел земли, который на время даёт ему помещик;
е) крестьянин полностью подчинен хозяину;
ж) крестьяне ходят на барщину и платят оброк.
Маша, Кристина: Крепостное право – это форма зависимости, при которой: а) крестьяне прикреплены к земле б) крестьяне лично свободны; в) крестьяне не имеют личной свободы; г) крестьяне не имеют своей земли; д) у крестьянина есть надел земли, который на время даёт ему помещик; е) крестьянин полностью подчинен хозяину; ж) крестьяне ходят на барщину и платят оброк.
Амина, Саша: Крепостное право – это форма зависимости, при которой: а) крестьяне прикреплены к земле б) крестьяне лично свободны; в) крестьяне не имеют личной свободы; г) крестьяне не имеют своей земли; е) крестьянин полностью подчинен хозяину; ж) крестьяне ходят на барщину и платят оброк.
Коля: Крепостное право – это форма зависимости, при которой: а) крестьяне прикреплены к земле б) крестьяне лично свободны; в) крестьяне не имеют личной свободы; г) крестьяне не имеют своей земли; Учитель: Что такое крепостное право?
Учащиеся: Крепостное право – это форма зависимости, при которой: крестьяне прикреплены к земле; крестьяне не имеют личной свободы; крестьяне не имеют своей земли; у крестьянина есть надел земли, который на время даёт ему помещик; крестьянин полностью подчинен хозяину; крестьяне ходят на барщину и платят оброк.
Учитель: Вспомните, что такое барщина и оброк?
Б) Слайд 9: СООТНЕСИ ТЕРМИН И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ:
Оброк Работа крестьянина на поле
помещика со своим скотом и
инвентарём за то, что
помещик даёт крестьянину
землю.
Барщина Плата крестьянина помещику
деньгами или продуктами за
то, что помещик даёт
крестьянину землю.
Учащиеся:
Барщина - это работа крестьянина на поле
помещика со своим скотом и
инвентарём за то, что помещик
даёт крестьянину землю.
Оброк – это плата крестьянина помещику
деньгами или продуктами за то, что
помещик даёт крестьянину землю.
В) Объявление новой темы.
Учитель: Россия в Крымской войне потерпела поражение. Крымская война показала, что Россия отстала от европейских стран в развитии промышленности и сельского хозяйства, в военной технике и экономике. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с причинами того, почему Россия отставала от европейских стран и что было предпринято для устранения этих причин. Запишите тему урока. Тема урока: «Отмена крепостного права»
Слайд 10: Тема урока: Отмена крепостного права.
Учащиеся: Открывают тетради, записывают дату и тему урока
IV Изучение нового материала.
В) Учитель: СЛАЙД 11 Наш урок будет проходить по следующему плану:
- Необходимость отмены крепостного права в России
- Основные положения реформы 1861 года.
Г) Учитель: В начале XIX века в России проживало около 40 миллионов человек, из них крестьянство составляло 30 миллионов человек, в том числе 14 миллионов крепостных. Таким образом, Россия была крестьянской страной, причѐм почти 50% крестьян находились в крепостной зависимости.
Учитель: Вспомните, как называли декабристы крепостное право?
Учащиеся: Декабристы называли крепостное право – рабством.
Учитель: СЛАЙД 12 Александр II вступил на престол уже немолодым человеком – в 36 лет. Он принял Российский престол от своего отца Николая I в 1855 году. В это время шла Крымская война, закончившаяся в 1856 году. Россия потерпела поражение, показавшее всю отсталость России. Итоги Крымской войны убедительно свидетельствовали, что в России необходимы были перемены. Было очевидно, что главной причиной отсталости России было крепостное право. Александр II понимал, что крепостное право таит в себе несколько угроз:
Слайд 13- Был неизбежен рост крестьянских выступлений;
- Были неизбежны медленные темпы развития России;
- Крепостное право, похожее на рабство, было безнравственно.
Учитель: Ребята, подумайте и скажите, почему крепостное право влияло на темпы развития России, и как это сказывалось на том, что Россия отставала от других государств?
Учащиеся: Россия отставала от других государств потому, что в других государствах на фабриках и заводах хозяева закупали станки для увеличения производительности труда. А в России хозяева фабрик и заводов предпочитали труд крепостных крестьян. Давайте будем рассуждать все вместе, отвечая на вопросы из таблицы.
Слайд 14: Почему крепостное право влияло на темпы развития России?
1 Была ли у крестьянина своя земля?
2 Был ли крестьянин заинтересован в результатах своего труда, работая на помещика?
3 Был ли крестьянин лично свободен?
4 Мог ли крестьянин свободно уйти в город и наняться на работу?
Учащиеся: (Заполняют таблицу).
Учитель: (Проверяет). Посмотрите внимательно на таблицу и скажите, какой можно сделать вывод?
Учащиеся: Можно сделать вывод, что крестьяне полностью зависели от помещиков, они не были заинтересованы в результатах своего труда, они не могли уйти в город наняться на работу на фабрике или заводе. Поэтому в России не развивалась промышленность и сельское хозяйство.
Учитель: И ещё одна причина в отставании России от других стран в своём промышленном и сельскохозяйственном развитии было то, что хозяева фабрик и заводов не хотели покупать станки как в других странах для увеличения производительности труда, а предпочитали труд крепостных крестьян. Какой вывод можно сделать?
Учащиеся: Необходимо было отменить крепостное право.
Учитель: Почему необходимо было отменить крепостное право? Назовите основную причину.
Учащиеся: Крепостное право задерживало развитие страны. Медленно развивалось как сельское хозяйство, так и промышленность.
- крестьянин не был заинтересован в результатах своего труда на поле помещика, так и на фабрике в промышленности.
- крестьянин не мог свободно уйти в город и наняться на работу на фабрике.
Учитель: Как вы думаете, что необходимо было изменить в положении крестьян, чтобы темпы развития страны ускорились?
Учащиеся: Необходимо было отменить крепостное право.
Учитель: Что было необходимо дать крестьянину?
Учащиеся: Крестьянину необходимо было дать землю, личную свободу.
Учитель: Вопрос об отмене крепостного права и наделении крестьян землёй называется крестьянским вопросом.
Слайд 15: Крестьянский вопрос в России – это вопрос об отмене крепостного права и наделении крестьян землёй
Д) ФИЗМИНУТКА Учитель: Сейчас мы с вами проведем физминутку.
Слайд 16. Физминутка.


Е) Учитель: Вот мы и отдохнули, продолжаем нашу работу. Переходим ко второму вопросу нашего плана, на котором мы с вами познакомимся с документом, на основании которого было отменено крепостное право в России.
Слайд 17: Александр 2 понимал, что в стране необходимо было проводить крестьянскую реформу -это преобразования в области сельского хозяйства.19 февраля 1861 года, в шестую годовщину своего восшествия на престол, Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права в России. Манифест – это царский указ.
Учащиеся: Записывают в тетрадь: 19 февраля 1861 года Александр II подписал манифест об отмене крепостного права.
Учитель: Определите по «Ленте времени» век и половину века- 1861 год.
Учащиеся: 1861 год – это вторая половина XIX века.
Учитель: Сколько лет назад это было?
Учащиеся: Это было 155 лет назад.
Учитель: Сейчас мы будем работать с историческим документом, и попытаемся разобраться в содержании перемен, которые произошли в России в результате крестьянской реформы 19 февраля 1861 года. реформа. .
Учитель: Сейчас мы с вами будем работать с Манифестом.
Слайд 18: ДОКУМЕНТ МАНИФЕСТ об отмене крепостного права (Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 19 февраля 1861 года)
Крепостное право на крестьян … отменяется навсегда … 2. … крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права, как личные, так и по имуществу … 3. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют в постоянное пользование крестьян то количество полевой земли, которое определяется на основаниях, указанных в местных положениях. 4. Крестьяне за отведённый … надел обязан отбывать в пользу помещиков повинности работы или деньгами. 5. Крестьяне за отведённый надел должен заплатить выкуп (20% стоимости земли платит крестьянин, а 80% - государство). 6. Крестьяне, которые не имели возможности внести 20% стоимости земли, должны продолжать трудиться на барщине и быть временно обязаны помещику до тех пор, пока не выкупят землю. 7. Помещики, наделив крестьян землёю …, не обязаны впредь ни в коем случае наделять их каким то ни было сверх того количеством земли.
Учащиеся: Работают с Манифестом.
Учитель: Какие права получали крестьяне по Манифесту?
Учащиеся: Крестьяне получали по Манифесту освобождение от крепостной зависимости, личные права – право свободно распоряжаться собой, имущественные права – иметь какое либо имущество.
Учитель: Кто является собственником земли?
Учащиеся: Земля оставалась у помещика
Учитель: Кто предоставлял крестьянину участок земли?
Учащиеся: Крестьянину участок земли предоставлял помещик
Учитель: Что должны были делать крестьяне, получив участок земли?
Учащиеся: Крестьяне должны были, отбывать повинности в пользу помещика работой или деньгами.
Учитель: Как называются эти повинности?
Учащиеся: Эти повинности называются барщина и оброк
Учитель: Должен ли был крестьянин платить выкуп за землю?
Учащиеся: Крестьянин должен был платить выкуп за землю
Учитель: В каком размере должен был быть выкуп за землю?
Учащиеся: 20% стоимости земли платит крестьянин, а 80% - государство
Учитель: Были ли у крестьян деньги, чтобы заплатить выкуп?
Учащиеся: Нет, не было.
Учитель: Сейчас мы узнаем, кто помогал крестьянам расплачиваться с помещиком и государством. Откройте учебник на стр. 267. Находим нашу тему, второй абзац снизу. Читаем.
Ж) Работа с текстом учебника – стр. 267, второй абзац с низу до стр. 270, первый абзац.
Сельское общество, сельский сход, сельский староста, временнообязанный крестьянин, выкупные платежи, круговая порука.
VI Первичное закрепление нового материала.
Учитель: Сейчас после работы с Манифестом мы с вами будем вновь работать с таблицей и посмотрим, изменилось ли положение крестьян после подписания Манифеста.
Слайд 19.
Учащиеся: Отвечают на вопросы из таблицы
1 Получали ли крестьяне личную свободу?
2 Получали ли крестьяне землю?
3 Оставалась ли земля у помещика?
4 Должны ли были крестьяне платить выкуп за землю?
5 Должны ли были крестьяне за полученные наделы ходить на барщину и платить оброк?
6 Если крестьянин не мог заплатить выкуп, был ли он временно обязан помещику?
Учитель: Скажите, после подписания Манифеста изменилось ли положение крестьян?
Учащиеся: Положение крестьян изменилось в лучшую сторону, т.к. они получили свободу, землю.
VI Подведение итогов.
Учитель: Ребята о чем говорили сегодня на уроке?
Учащиеся: Сегодня на уроке говорили об отмене крепостного права в России.
Учитель: Что такое крепостное право?
Учащиеся: Крепостное право – это форма зависимости, при которой: крестьяне прикреплены к земле; крестьяне не имеют личной свободы; крестьяне не имеют своей земли; у крестьянина есть надел земли, который на время даёт ему помещик; крестьянин полностью подчинен хо зяину; крестьяне ходят на барщину и платят оброк.
Учитель: Почему в России возникла необходимость отмены крепостного права?
Учащиеся: Необходимость отмены крепостного права в России возникла потому, что крепостное право задерживало развитие страны как в сельском хозяйстве, так и в развитии промышленности.
Учитель: В каком году пало крепостное право в России?
Учащиеся: Крепостное право в России в 1861 году.
Учитель: При каком императоре произошла отмена крепостного права?
Учащиеся: Крепостное право было отменено при императоре Александре II.
Учитель: Как называется документ, по которому отменялось крепостное право?
Учащиеся: Крепостное право в России отменялось по Манифесту.
Учитель: Какое значение имела отмена крепостного права в России?
Слайд 20. – Значение отмены крепостного права.
Учащиеся: Отмена крепостного права для России имела большое значение, так как теперь все россияне становились свободными. Было уничтожено право собственности на труд и личную свободу людей. Перед страной открылась возможность развития новых хозяйственных отношений.
Слайд 21: Александр 2 – царь-освободитель.
Учитель: Сегодня за хорошую работу на уроке я ставлю «5» - …….; «4» - ….
VII Домашнее задание. Слайд 22: Домашнее задание.
I ГРУППА – СТР.267 - 273, ЧИТАТЬ, ответить на 2, 3 вопрос стр. 271 (Маша, кристина)
II ГРУППА – СТР. 267 - 273, ЧИТАТЬ, ответить на 1 вопрос стр. 271 (Амина, Саша) III ГРУППА – СТР. 267 - 270, ЧИТАТЬ (Коля)
Учащиеся: Записывают домашнее задание в дневник, слушают комментарии учителя.
VIII Рефлексия. Слайд 23: Рефлексия.
Учитель: А теперь давайте подведем итоги урока. У вас на партах лежат карточки 3 цветов. Посмотрите на слайд где есть расшифровка цветов: зеленый – мне на уроке было легко работать; синий – сегодня на уроке я затруднялся …; розовый – мне на уроке было трудно … . Пожалуйста выберите карточку того цвета, которая соответствует вашей работе на уроке. Сейчас прошу вас каждого прокомментировать свой выбор.
Учащиеся: Выбирают карточки и комментируют свой выбор.
Слайд 24: Спасибо за урок!
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами поработали плодотворно. Я хочу сказать всем большое спасибо. Слайд 25: Урок окончен.