СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории в 8 классе по теме: «На пути к светскому образованию»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 8 классе по теме: «На пути к светскому образованию»»

59. Урок истории в 8 классе по теме: «На пути к светскому образованию».

Цели:

- сформировать у учащихся общее представление о развитии образования в России в XVIII веке;

- определить роль М.В. Ломоносова в развитии российской науки;

- формирование умений самостоятельной работы, анализа исторических документов, делать выводы и работать в группе.


Образовательные результаты

Предметные: учащиеся охарактеризуют структуру сословных учебных учреждений и представят ее в наглядносимволической форме (схема, таблица и т. п.), проанализируют теории воспитания эпохи Просвещения и определят их влияние на развитие педагогической мысли в России, представят выводы о развитии домашнего, начального и высшего образования в России.

Метапредметные: осуществляют поиск информации в соответствии с учебным заданием и целью; предъявляют информацию в различных языковых формах (письменно, устно и т.д.).

Личностные: формирование гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну и ее достижения во всех сферах общественной.


Оборудование: презентация, компьютер, раздаточный материал

План урока:

1. Развитие системы образования при Петре I и Екатерине II;

2. Роль Ломоносова в становлении российской науки и образования;

3. Домашнее обучение;

4. Подготовка учительских кадров.

Тип урока: открытие новых знаний.

Важнейшие даты:

1711-1765 гг. – М.В. Ломоносов;

1725 г. – Академия наук;

1755 г.- Московский университет.



Ход урока

1. Организационный момент (2 мин)

Добрый день уважаемые учащиеся. Рада Вас видеть.

Сегодняшний урок я хочу начать со слов французского писателя и мыслителя Ж.Ж. Руссо: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…». Я желаю вам на уроке убедиться в этих словах.

- А теперь давайте определим тему и цель урока.


2. Мотивирование на учебную деятельность (2 минуты)


Решение РЕБУСА

Откройте свои тетради, запишите дату и тему урока: «На пути к светскому образованию».


3. Создание проблемной ситуации (2 минуты)

Учитель: Как вы понимаете, о чём пойдёт речь на уроке? Давайте подумаем, на какие вопросы мы должны ответить сегодня в ходе изучения темы?

Например: Что изменилось в образовании XVIII в.? Какие новые учебные заведения открывались? Какова роль образования в развитии нашей страны? В этом нам предстоит разобраться сегодня.

Цель работы: формирование общего представления о развитии образования в России в XVIII веке.

Предлагаю сразу обозначить проблемное поле, над которым мы будем работать весь урок: «В чем особенности развития образования и науки в России в XVIII в.?»

На этот вопрос мы должны будем ответить в конце урока. Запишите этот вопрос в свои тетради.


4. Актуализация знаний

1. Почему XVIII век в истории называют эпохой Просвещения?

2. Каковы основные идеи данной эпохи?

3. Назовите ее основных представителей Европе? В России?


Попробуйте сделать вывод.

Вывод: В эпоху Просвещения получает заметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности науки в познании мира. Формируется новое представление об общественной истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и техники, с научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс. Это был существенный шаг на пути к науке, свободной от пут традиционных религиозных предрассудков.


5. Открытие нового знания

В истории нового времени «Просвещению» принадлежит очень важное место. Просветители разбудили мысли человека, заставили активно работать. Сегодня мы видим плоды рук человеческого ума:

новое общественное устройство, правовое государство, гражданское общество, реализация прав и свобод человека.

XVIII век стал веком Просвещения в России, веком новых учебных заведений, развития науки и техники.


1. Развитие системы образования при Петре I и Екатерине II

Сегодня нам предстоит заполнить таблицу, используя раздаточные материалы. Работа парами.

  • Развитие образования при Петре I

  • Развитие образования при Екатерине II

  • Западная модель светского образования при Екатерине II

Особенности образования при Петре I

Особенности образования при Екатерине II

  1. Создание национальной системы профессионального образования;

  2. Обучение россиян за границей;

  3. Влияние зарубежной традиции на образование;

  4. Подготовлена почва для устройства светской школы;

  5. Приглашение профессоров и специалистов из Европы.

  1. Гуманизация обучения (отмена телесных наказаний, уважение прав и свобод личности)

  2. Задачи школы: не только учить, но и воспитывать;

  3. Воспитание велось в закрытых школах;

  4. Создание «новой породы людей.

Молодцы! Успешно выполнили задания и можно двигаться дальше.

2. Роль Ломоносова в становлении российской науки и образования;

Слайд 8-9. Итак, 18 в. в России – время становления российского образования. Крупнейшими событиями этого времени стало открытие Академии наук (1725 г) и Московского университета (1755 г). ЗАПИШЕМ ДАТЫ В ТЕТРАДЬ

Слайд 10. «Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». (А. С. Пушкин) Как выдумаете, о ком говорится в эпиграфе? Почему? (Ломоносов)

Особая роль в развитии российской науки принадлежит М. В. Ломоносову – величайшему учёному своего времени.

Слайды 11-12. Представьте, что он сегодня перед нами, и внимательно послушайте. (Сообщение учащегося)

-  В какой области родился М. В. Ломоносов?

-     Как вы понимаете слова А.С. Пушкина о М.В. Ломоносове «Он один – целый университет»?

Создатель университета Ломоносов стремился достичь бессословности системы образования. Ведь его судьба говорит нам о том, что крестьянам и представителям других податных сословий получить образование было проблематично.



Слайды 13. А теперь познакомимся с данными статистики, что стало в XVIII веке с системой образования. Сравните две системы: XVII и XVIII века


XVII век

XVIIIвек

Домашнее обучение

Домашнее обучение

Училище

Школа общеобразовательная

 

Гимназия

 

Профессиональные училища

 

Университет

 

Академия

Учительские вопросы: Что вы видите различного?

Вывод: система образования расширялась.

3. Домашнее обучение;

4. Подготовка учительских кадров.

ВИДЕО (5,08 минут).

Выписать, какие новые учебные заведения были созданы в 18 веке!

1757 г. –открыта академия художеств

1779 г.- открыта учительская семинария.

1798г. - Медико-хирургическая академия

 6. Итог урока.

Ваша точка зрения?

Согласны ли вы с тем, что XVIII век был временем успешного развития образования?

Дайте аргументированный ответ, используя полученные на уроке знания.

7. закрепление

Тест

- Вспомните какая у нас была цель в начале урока

Смогли ли мы ответить на все вопросы? (да).

Добились ли мы цели, которую поставили в начале урока? (да).

Кто на протяжении всего урока выполнял все задания правильно? 


Составляется синквейн на тему: «Просвещение».

  1. Рефлексия

Лестница успеха


ДЗ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!