59. Урок истории в 8 классе по теме: «На пути к светскому образованию».
Цели:
- сформировать у учащихся общее представление о развитии образования в России в XVIII веке;
- определить роль М.В. Ломоносова в развитии российской науки;
- формирование умений самостоятельной работы, анализа исторических документов, делать выводы и работать в группе.
Образовательные результаты
Предметные: учащиеся охарактеризуют структуру сословных учебных учреждений и представят ее в наглядносимволической форме (схема, таблица и т. п.), проанализируют теории воспитания эпохи Просвещения и определят их влияние на развитие педагогической мысли в России, представят выводы о развитии домашнего, начального и высшего образования в России.
Метапредметные: осуществляют поиск информации в соответствии с учебным заданием и целью; предъявляют информацию в различных языковых формах (письменно, устно и т.д.).
Личностные: формирование гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну и ее достижения во всех сферах общественной.
Оборудование: презентация, компьютер, раздаточный материал
План урока:
1. Развитие системы образования при Петре I и Екатерине II;
2. Роль Ломоносова в становлении российской науки и образования;
3. Домашнее обучение;
4. Подготовка учительских кадров.
Тип урока: открытие новых знаний.
Важнейшие даты:
1711-1765 гг. – М.В. Ломоносов;
1725 г. – Академия наук;
1755 г.- Московский университет.
Ход урока
1. Организационный момент (2 мин)
Добрый день уважаемые учащиеся. Рада Вас видеть.
Сегодняшний урок я хочу начать со слов французского писателя и мыслителя Ж.Ж. Руссо: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…». Я желаю вам на уроке убедиться в этих словах.
- А теперь давайте определим тему и цель урока.
2. Мотивирование на учебную деятельность (2 минуты)
Решение РЕБУСА
Откройте свои тетради, запишите дату и тему урока: «На пути к светскому образованию».
3. Создание проблемной ситуации (2 минуты)
Учитель: Как вы понимаете, о чём пойдёт речь на уроке? Давайте подумаем, на какие вопросы мы должны ответить сегодня в ходе изучения темы?
Например: Что изменилось в образовании XVIII в.? Какие новые учебные заведения открывались? Какова роль образования в развитии нашей страны? В этом нам предстоит разобраться сегодня.
Цель работы: формирование общего представления о развитии образования в России в XVIII веке.
Предлагаю сразу обозначить проблемное поле, над которым мы будем работать весь урок: «В чем особенности развития образования и науки в России в XVIII в.?»
На этот вопрос мы должны будем ответить в конце урока. Запишите этот вопрос в свои тетради.
4. Актуализация знаний
1. Почему XVIII век в истории называют эпохой Просвещения?
2. Каковы основные идеи данной эпохи?
3. Назовите ее основных представителей Европе? В России?
Попробуйте сделать вывод.
Вывод: В эпоху Просвещения получает заметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности науки в познании мира. Формируется новое представление об общественной истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и техники, с научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс. Это был существенный шаг на пути к науке, свободной от пут традиционных религиозных предрассудков.
5. Открытие нового знания
В истории нового времени «Просвещению» принадлежит очень важное место. Просветители разбудили мысли человека, заставили активно работать. Сегодня мы видим плоды рук человеческого ума:
новое общественное устройство, правовое государство, гражданское общество, реализация прав и свобод человека.
XVIII век стал веком Просвещения в России, веком новых учебных заведений, развития науки и техники.
1. Развитие системы образования при Петре I и Екатерине II
Сегодня нам предстоит заполнить таблицу, используя раздаточные материалы. Работа парами.
Развитие образования при Петре I
Развитие образования при Екатерине II
Западная модель светского образования при Екатерине II
Особенности образования при Петре I | Особенности образования при Екатерине II |
Создание национальной системы профессионального образования; Обучение россиян за границей; Влияние зарубежной традиции на образование; Подготовлена почва для устройства светской школы; Приглашение профессоров и специалистов из Европы. | Гуманизация обучения (отмена телесных наказаний, уважение прав и свобод личности) Задачи школы: не только учить, но и воспитывать; Воспитание велось в закрытых школах; Создание «новой породы людей. |
Молодцы! Успешно выполнили задания и можно двигаться дальше.
2. Роль Ломоносова в становлении российской науки и образования;
Слайд 8-9. Итак, 18 в. в России – время становления российского образования. Крупнейшими событиями этого времени стало открытие Академии наук (1725 г) и Московского университета (1755 г). ЗАПИШЕМ ДАТЫ В ТЕТРАДЬ
Слайд 10. «Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». (А. С. Пушкин) Как выдумаете, о ком говорится в эпиграфе? Почему? (Ломоносов)
Особая роль в развитии российской науки принадлежит М. В. Ломоносову – величайшему учёному своего времени.
Слайды 11-12. Представьте, что он сегодня перед нами, и внимательно послушайте. (Сообщение учащегося)
- В какой области родился М. В. Ломоносов?
- Как вы понимаете слова А.С. Пушкина о М.В. Ломоносове «Он один – целый университет»?
Создатель университета Ломоносов стремился достичь бессословности системы образования. Ведь его судьба говорит нам о том, что крестьянам и представителям других податных сословий получить образование было проблематично.
Слайды 13. А теперь познакомимся с данными статистики, что стало в XVIII веке с системой образования. Сравните две системы: XVII и XVIII века
XVII век | XVIIIвек |
Домашнее обучение | Домашнее обучение |
Училище | Школа общеобразовательная |
| Гимназия |
| Профессиональные училища |
| Университет |
| Академия |
Учительские вопросы: Что вы видите различного?
Вывод: система образования расширялась.
3. Домашнее обучение;
4. Подготовка учительских кадров.
ВИДЕО (5,08 минут).
Выписать, какие новые учебные заведения были созданы в 18 веке!
1757 г. –открыта академия художеств
1779 г.- открыта учительская семинария.
1798г. - Медико-хирургическая академия
6. Итог урока.
Ваша точка зрения?
Согласны ли вы с тем, что XVIII век был временем успешного развития образования?
Дайте аргументированный ответ, используя полученные на уроке знания.
7. закрепление
Тест
- Вспомните какая у нас была цель в начале урока
Смогли ли мы ответить на все вопросы? (да).
Добились ли мы цели, которую поставили в начале урока? (да).
Кто на протяжении всего урока выполнял все задания правильно?
Составляется синквейн на тему: «Просвещение».
Рефлексия
Лестница успеха
ДЗ