Класс: 10
Тема: История развития русского языка
Цели:
1) Научиться соотносить понятия «период развития языка» и «возникновение языка»;
2) отработать навыки правописания сложных предложений в процессе переработки научного текста;
3) воспитывать национальную гордость, радость познания.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Задания 2, 3 к упр. 267 выполняются на доске.
2. Связный рассказ о происхождении, распространении и развитии языка.
3. Орфографическая разминка. (Базовый уровень – используйте примеры из словарика; повышенный уровень – используйте свои примеры)
— Составьте словарный диктант «Орфограмма — гласная в чередующихся корнях».
Например: Растительность, росток, водоросли, подрастать, отрасль, выращенный, полагается, предположить, излагать, сложить, коснуться, прикасаешься, касательная, загар, пригореть, огарок, поклонишься, кланяться, подровнять (клумбы), равнение (на середину), обмакнуть, промочить, заря, зоренька, прибирать, подпереть, заберу. (базовый уровень).
Повышенный уровень – составьте связный текст, в котором было бы не менее 7 слов на заданную орфограмму.— Подчеркните чередующиеся гласные в корнях слов.
II. Работа по теме урока
1. Фронтальный опрос.
— Назовите три периода истории русского языка.
— Какие события предшествовали началу второго периода в истории русского языка?
— В каком веке возникает письменность? Почему?
— Какие произведения, знакомые вам по урокам литературы, относятся к первому периоду в истории развития русского языка? Обоснуйте свой ответ. (ХII век: «Слово о полку Игореве» ХI век: «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона, «Повесть временных лет».)
2. Комплексный анализ текста (текст для анализа записывается под диктовку):
Вернувшись в родной город после долгой отлучки, москвич восклицает: «Москву не узнать!» Пока на глазах возникает новое, сосуществует со старым, живущим века и устраняемым, обветшалым, удивления нет: Москва как Москва. Переход в иное состояние не одномоментный взрыв, а преемственное накопление новшества в отдельных местах, даже в эпохи стремительной перестройки. Новое качество обнаруживаешь, лишь сравнив удаленные друг от друга моменты. Современный язык начался не в 1750 году, хотя ясно, что в конце 18 века он уже был, а в начале, при Петре I, его ещё не было. Живя вместе, мы не замечаем, как меняемся, но ты можешь не узнать одноклассника, когда встретишься с ним лет через десять после выпускного бала. Русские сегодня не могут читать свободно написанное даже в ХVII веке, а чтобы прочитать рукописи старше ХIV века, должны специально учиться. (В. Г. Костомаров «Жизнь языка») (130 слов).
— Какова основная мысль текста? (Язык меняется, и каждый период в истории языка является качественно новым этапом в его развитии.)
Пример из истории. (Сообщение ученика – базовый уровень). Русский язык эпохи Московской Руси (ХIV-ХVII века) имел сложную историю. Продолжали развиваться диалектные особенности. Оформились две основные диалектные зоны — северно-великорусская и южно-великорусская. Возникли промежуточные средневеликорусские говоры, среди которых ведущую роль стал играть говор Москвы. Первоначально он был смешанным, затем сложился в стройную систему. Для него считали характерным: аканье; ярко выраженная редукция гласных безударных слогов; взрывной согласный г; окончание -ово, -ево в родительном падеже единственного числа мужского и среднего родов. В это время большие изменения происходят и в категории времени, и в склонении имён существительных. То есть, язык всегда один и тот же, но он меняется и в связи с этим бывает трудноузнаваемым.
— Почему и в связи с чем автор текста упоминает 1750 год?( Повышенный уровень).
Из истории: в Московской Руси в этот период происходит устроение церковное и исправление книжное (взаимодействие старославянской письменности с живой народной речью возведено в ранг первейшей государственной задачи). В ХVIII веке получила распространение светская письменность, церковная литература постепенно отодвигалась на задний план и становилась уделом религиозной обрядности. Бурно развивалась научно-техническая, военная, мореходная и другие терминологии, что вызвало большой приток в русский язык слов и выражений из западноевропейских языков. Столкновение разнородных языковых стихий и потребность в общем литературном языке поставили проблему создания единых национальных языковых норм.
— Почему в развитии языка выделяют три периода, а возникновение языка соотносят только с третьим периодом? Вы можете вспомнить уроки истории и попробовать ответить самостоятельно. Либо обратиться к учебнику.
(В этом закономерность развития любого живого организма: прежде чем дерево станет деревом, оно должно пройти ступени развития от семечка до ростка, от ростка до дерева и т. д. Так, большую роль сыграла в развитии языка языковая теория и практика М. В. Ломоносова, автора первой обстоятельной грамматики русского языка, предложившего распределить различные речевые средства в зависимости от назначений на высокий, средний и низкий «штили». А творческий гений Пушкина привёл в единую систему разнообразные речевые стихии: русскую народную, церковно-славянскую и западноевропейскую, причём цементирующей основой стал русский народный язык. Поэтому с Пушкина начинается современный литературный язык, складываются богатые и разнообразные языковые стили, определяются общерусские фонетические, грамматические, лексические нормы.)
— Соответствует ли записанный вами текст современным языковым нормам? (Да.)
3. Пунктуационный анализ текста
— Обоснуйте постановку знаков препинания в тексте (или в отдельных предложениях).
4. Объяснить написание орфограмм в словах третьего предложения: переход, преемственность, перестройка.
5. Объяснить значение и уместность слова «обветшалый» в тексте.
Обветшалый — ставший ветхим. Здесь дано образное сравнение: как ветшают здания, так ветшают и слова, и становятся трудно-узнаваемыми.
III. Итоги урока
— С каким периодом истории народа связывают возникновение языка?— Кто сыграл большую роль в развитии и формировании русского литературного языка. Вспомните по знакомым вам литературным произведениям, изученным в среднем звене (А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев и другие).
Домашнее задание
1. Составить словарный диктант (выписать из орфографического словаря). Правописание приставок при-, пре- (40—50 слов).
2. Написать сочинение-миниатюру на тему «Что является причиной изменения языка?»
3. Подготовить связный рассказ о возникновении языка.