Тема урока: «Южная Америка».
Географическое положение. Рельеф, полезные ископаемые.
Цель урока:
Стимуляция творческой мыслительной активности учащихся.
Актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме.
Создание ситуации успеха на уроке.
Тип урока: комплексного применения знаний
Метод: самостоятельная работа учащихся,сообщения учащихся, работа с текстом.
Ход урока:
Организационный момент.
Изучение новой темы.
а). Перед изучением темы давайте отгадаем сканворд.
м а г е л л а н человек, соверш. I-е кругосветное путешествие
м ы с крайняя точка материка
з е м л е т р я с е н и е явление, кот. происходит на границе литосфер.плит
о с т р о в суша, окруженная со всех сторон водой
т и х и й самый большой океан
э к в а т о р главная параллель Земли
п а н а м с к и й канал в западном полушарии между 2-мя материками
Какая связь существует между названием материка Южная Америка и этими словами.
Итак, Южная Америка почти полностью изолирована от других материков. С Северной Америкой она соединяется Панамским каналом.
Южная Америка пересекается экватором в северной части.
Вопрос: На какие полушария экватор делит этих материк?
(северное и южное) широта и северная и южная.
Вопрос: Как расположена Южная Америка относительно 0* меридиана?
(полностью в западном полушарии) – долгота только западная.
Вопрос: Как изрезана береговая линия? (слабо)
Каждый материк имеет крайние точки – мысы.
Задание: На контурной карте подписываем крайние точки.
Давайте подпишем береговую линию:
Карибское море, Панамский канал, Тихий океан, Атлантический океан, Магелланов пролив. Острова: Огненная Земля, Галапагосские, Фолклендские, Антильские.
Как изрезана?
Вопрос: Какие компоненты природы изменились бы, если материк изменил свое географическое положение?
климат-растения-почвы-животные
Какие сходства и различия с другим Южным материком?
Вывод: Мы познакомились с географическим положением материка.
б). А теперь давайте познакомимся с теми, кто открывал этот материк.
Сообщение обучающихся об открытиях:
Х .Колумба
А. Гумбольда,
А. Веспуччи,
Ф. Магеллана
в). А теперь, давайте поговорим о рельефе материка.
Рельеф – это?
В Южной Америке наблюдаются большие контрасты в строении поверхности.
Вопрос: Какие карты мы должны сравнить, чтобы выяснить какие формы рельефа преобладают в Южной Америке?
(физическую и карту строения земной коры)
Вопрос: Что лежит в основе любого материка? (платформа)
Вопрос: Какие формы рельефа соответствуют платформам?
(равнины, низменности, возвышенности)
Задание: На контурной карте нанести равнинный рельеф.
Амазонская низменность S- 5 млн км квадратных, занимает обширную впадину, которая миллионы лет заполняли морские и континентальные отложения. Средняя высота 150 метров.
Ла-Платская низменность – лежит в прогибах платформы. Это плоская, часто заболоченное пространство.
К образованию Гвианского плоскогорья привело длительное разрушение платформы и вертикальные движения.
Бразильское плоскогорье образовалось в результате медленного вздымания кристаллического щита платформы.
Вопрос: В какой части материка находится эти формы рельефа?
А что же находится на Западе? складчатость (молодая), поэтому горы высокие, поэтому вулканы и землетрясения.
Фрагмент фильма.
Мы познакомились с особенностями рельефа Южной Америки, а теперь, давайте сыграем в игру «Лови ошибку».
Задание: Прочитать текст и найти ошибку.
г). Полезные ископаемые тоже связаны со строением земной коры (горы- руда, прогибы- газ, нефть).
Материк необыкновенно богат полезными ископаемыми.
Венесуэла – ведущее место по добычи нефти. Почти все вывозится в США. В Бразилии – золото, драгоценные и полудрагоценные камни. Европейцы искали страну золота в Южной Америки – Эльдорадо. Одной из богатых месторождений золота расположено в джунглях Амазонки.
Анды имеют огромные запасы рудных ископаемых (молибденовых, оловянных, серебряных, медных). Название гор происходит от слова «Анта», что на языке инков означает «Медь».
д). Мы познакомились с географическим положением, рельефом, полезными ископаемыми, а теперь, творческое задание: составить кроссворд по этой теме.
Домашнее задание.