Уважаемые ученик, здравствуйте! Прочитайте Урок № 3. На тему: «Графика» и выполните практическую работу, которую надо сдать на следующий урок - 24.09. 24.
Устно ответьте на вопросы:
Какие выделяют виды рисунка по их целям и художественным задачам?
Какой художественно-выразительный язык используется при создании рисунка?
Как передать разное эмоциональное состояние, различное настроение с помощью
ритма и характера линий?
Как создавать изображения с помощью пятна и тональных отношений?
Вспомним что такое
Набросок – это рисунок, сделанный очень быстро. В наброске художник стремится
изобразить основную пластическую мысль, увиденную в натуре.
Зарисовка – это более долгий, изучающий рисунок.
Линия обозначает контур предмета, его край, но в жизни этой черты нет.
Ритм – это чередование соизмеримых между собой элементов.
Пятно – основное средство изображения на плоскости. Тональные отношения улавливают переходы света и тени от самого тёмного по ступенькам серого к самому светлому.
Теоретический материал для самостоятельного изучения по теме «Графика»
Основой изобразительного творчества считается не только рисунок, но и графика.
Определения что такое графика, художественно выразительный язык графики, надо записать в альбом:
Графика
(греч. graphike, от grapho - пишу, черчу, рисую)
— вид изобразительного искусства,
который связан с изображением на плоскости, созданное графическими средствами — простой карандаш, уголь, перо, черная гелевая ручка, т.д.
Художественно-выразительный язык графики …
точку, линию, штрих, пятно.
Вы обратили внимание, что и графика, и рисунок это одинаковые виды искусства.
Термин «графика» первоначально употреблялся применительно только к письму и каллиграфии. Искусство шрифта с давних времен было связано с графикой. Новое значение и понимание она получила в конце XIX — начале XX вв., когда графика определилась как самостоятельный вид искусства.
Существуют разные виды графики:
Станковая графика
Рисунок (набросок, зарисовка …)
Печатная графика
Ксилография
Гравюра на металле
Офорт
Литография
Линогравюра
Гравюра на картоне
Монотипия
Граттаж
Книжная графика
Миниатюра
Обложка
Титул
Иллюстрация
Инициал, буквица
Лубочная картинка
Плакат
Политический
Спортивный
Экологический
Рекламный
Сатирический
Просветительский
Театрально-зрелищный
Прикладная графика
Открытки
Календари
Конверты к …
Этикетки и т.п.
Газетно-журнальная графика
Современные виды графики
Графика пером или карандашом в основном состоит из линий – длинных или коротких, волнистых или отрывистых, толстых или тонких. Линии разные по своему характеру. Линией мы обозначаем контур предмета, его край, но в жизни этой черты нет. Характер линии выражает эмоции, чувства художника! В графике, так же как и рисунке линии могут то сгущаться, то разрежаться, как звуки в музыке, то обходят пустое место, делаю паузу. Линиям необходим ритм. Ритм – это чередование соизмеримых между собой элементов. Ритмические соотношения могут быть бесконечно разнообразны, сложны и вариативны, а иногда очень просты.
Пятно – основное средство изображения на плоскости. Пятна могут быть бесконечно разными: большими и маленькими, округлыми и протяженными, светлыми и темными. Для художника белый и чёрный цвета являются наиболее сильным выразительным средством, ведь тёмное и светлое образуют контраст. Резкий контраст говорит нам о сильных драматических чувствах: это может быть и тревога, и решительность, и ярость, и утверждение. Для изображения бури, грозы нередко художники использовали резкий контраст. Мягкий контраст – там, где противоположности сближены.
В изобразительном искусстве важным выразительным средством являются тональные переходы – иногда почти незаметные, мягкие перетекания, а иногда резкие, контрастные пятна. Чтобы определить степень светлоты или темноты какого-либо цвета, в изобразительном искусстве используют понятие тон. Определить тон какого-либо пятна можно, только сравнив его с другим пятном, т. е. определив тональные отношения этих пятен. Художник должен уметь пользоваться в графике строить так же как и в рисунке не только на основе контраста белого и чёрного, но и с учётом отношений к серому пятну, т. е. должен владеть тональной шкалой. Тональные отношения улавливают переходы света и тени от самого тёмного по ступенькам серого к самому светлому.
Тональная шкала
Пятна, из которых строятся изображения, обладают многими свойствами. Очень важно, какова поверхность пятна – его фактура. Например, поверхность пятна растекающейся тёмной краски сильно отличается от поверхности пятна, закрытого штрихами карандаша. Да и карандашом можно оставлять очень разный след, создающий различные характеры фактуры.
ВАЖНО!
Чтобы овладеть графикой, необходимо учиться видеть! Способность видеть и способность рисовать очень тесно связаны.
Работы в графике: 1. «Котёнок» - графика в карандаше
2.

3.

4.

5.

Уважаемые ученики, мы с Вами познакомились с таким видом искусства как графика, а теперь необходимо закрепить знания, выполнив практическую работу.
Практическая работа на тему:
«Морское дно» (используя различную толщину линии, рисуя ручкой, карандашом или фломастерами изобразить снующих рыбок, колышущие в воде водоросли, ракушки и др.). Образцы выполнения задания (данную работу надо сдать 24.09.2024). Желаю удачи.
Попова Е.Г. ИЗО 6 класс 4