Учитель: я хочу, чтобы вы сами догадались, о чём мы будем говорить на уроке сегодня, и что будем рисовать. Что ж, давайте по порядку. Настя, загадай загадку. Кто быстрей ответ найдёт, тот первым тему назовёт. 1.Снежно белая посуда, расскажи: ты откуда? Видно с севера пришла и цветами расцвела: Голубыми, синими, нежными, красивыми. (Гжель) 2.Сине-голубые розы, листья, птицы. Каждый удивится, увидев вас впервые Чудо на фарфоре – синяя купель. Это называется просто “ Роспись (все вместе ответ) – Гжель”. Итак, о чём мы сегодня будем с вами говорить. Верно, ребята, сегодня на уроке мы будем говорить на тему "Искусство Гжели". Какова будет цель нашего урока? -
Познакомиться с промыслом Гжель, его историей и назначением. -
Научиться изображать элементы этого промысла. Сегодня вы узнаете о Гжели, познакомитесь с элементами гжельской росписи, вам предстоит создать эскиз росписи гжельской керамики, работая коллективно, используя разную технику – роспись гуашью, акварелью. (Класс разделён на 2 группы) На дом было задано подготовить сообщения, подобрать стихи и загадки о Гжели и гжельской керамике. Мы заслушаем сообщения и рассмотрим материал, который подготовили ребята о Гжели. Ребята, сейчас вы должны очень внимательно прослушать сообщения, подготовленные одноклассниками и затем дать ответы на вопросы: "Что нового, интересного о Гжели и гжельской керамике вы узнали"? Чьё сообщение было самым интересным, увлекательным и почему? Для чего мы изучаем эту тему урока? Гжельское творчество очень известно. Об этом говорит популярность фарфора с нарядной синей росписью в зарубежных странах: Франции, Италии, Японии, США, Австралии, Чехословакии и других станах. Лучшие образцы Гжельского народного творчества представлены в ведущих музеях нашей станы: в Санкт-Петербурге, Москве. Занимались сначала майоликовой посудой – изделия из цветной глины, покрытое непрозрачной глазурью. В майолике колорит строился на пяти цветах: белый фон, акцентировал звучание лилового, зеленого, желтого и синего (по презентации слайд 5 и 6,7). Позже появился, хоть и в подражание Англии, а все равно глубоко русский, бело – голубой полуфаянс с цветами, выполненными, кажется, одним виртуозным мазком!. Но, вскоре майолику стал вытеснять английский фаянс, на который шла масса из особых сортов глины в соединении с известью и другими примесями. Вот тогда в подражании заморской посуде стала впервые гжель сине-белой. Совершим экскурсию, а вы дополните о том, что нашли о гжели. “Гжель” – один из традиционных российских центров производства керамики Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость, который недавно отметил свой 650-летний юбилей. Промысел насчитывает более 20 сел, расположенных вокруг одноименного поселка городского типа, в 60-ти км от Москвы по Казанской железной дороге (ныне Раменский район).. Самые древние здешние находки – обломки глиняных сосудов, украшенных так называемым “ ямочным” орнаментом, археологи датируют IV тысячелетием до н.э. Однако первые документальные упоминания о поселении на берегах Гжелки найдены среди грамот в завещании Ивана Калиты 1328 года. (слайд 4) “Ребята, а где обычно в старину селились люди, строили свои дома, избы?” - Правильно, конечно рядом с водой, с лесом. Лес это топливо, строительный материал. Без воды люди не могут выжить». Река была рядом – Гжелка протекает по всему Раменскому району. Слово “Гжель” пришло из седой старины, когда целый район с многочисленными разноименными деревнями называли Огнель, Акжель, Жгель - вкладывая в названия определенный смысл “ Жечь”, “ Обжигать”. Почему появился в этой местности керамический промысел? Во-первых, хотя и сеяли тут крестьяне рожь, овес, гречиху, просо, но урожаи были скудные. Поэтому гжельцы и говорили: “ Не землей мы кормимся: глина наша - золото!” Во-вторых, большие залежи высококачественных глин, которыми богаты были берега Гжелки. В-третьих – наличие дровяного топлива для обжига было здесь в достатке. Поначалу умельцы занимались кирпичным производством, в стенах и башнях Московского кремля немало гжельских кирпичей, занимались изразцами, а потом полностью перешли на посуду и игрушки. И постепенно здесь развилась целая крестьянская промышленность майоликовая, фаянсовая, фарфоровая, снабжавшая царский стол в XVIII и XIX в. Ах, эта роспись: синие цветы, синие листья, нежно - голубые бутоны! (слайд 8 и 9). Кажется далековато от натуральной природы. Но разве думаешь об этом, когда перед тобой настоящий поэтический мир!. Гжельский мазок особенный, в нем сразу вся гамма цвета – от самого темного до прозрачнейшего светлого, сквозь который светится основа. Два, три прикосновения кисти и прямо на глазах рождаются васильки, одуванчики, ромашки, то знаменитая “ гжельская роза”. Потом покрытые глазурью и закаленные в огне, они поражают сочностью синей росписи. Вопрос к ребятам. “Почему в Гжели преобладает белый и синий цвет. Где мог увидеть такое сочетание увидеть мастер - художник? Правильно, эту гармонию цвета увидел мастер в природе. Зимою часто можно увидеть сочетание синего и белого – синее небо, заиндевелые ветки деревьев на фоне его. Синие тени на снегу, яркие отблески на зеркальной поверхности голубого льда. Учитель характеризует три этапа истории гжельского промысла Отличительной особенностью Гжельских изделий является их художественная форма, которая синтетически соединена с глиняными и скульптурными украшениями. Создание изделия – сложная работа. (слайд 12 и 13) Сначала надо продумать и нарисовать его карандашом, посмотреть, отличает ли его будущая вещь практическим требованиям, соответствует ли форма задуманной росписи. Затем выполняется в фарфоре и наносится роспись (мотив сохраняется, но на каждой вазе штрихи, линии, пятна всегда разные). О мотивах Гжели (слайд 15,14). О современной Гжели (слайд 11.и 10) В настоящее время все изделия Гжели можно четко разделить на две группы: посуду и малую пластику. Сюжеты: природа и времена года, сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт, персонажи из русских сказок. - Какие цвета используют гжельские мастера в росписи изделий? (Синий, оттенки синего, голубой и его оттенки). О композиции. Роспись мастеров всегда подчинялась форме посуды Рассмотрим схему композиции куманца, квасника. (по таблице) Показ учителем техники мазка на бумаге, прикрепленной на доске. А сейчас и вы попробуйте выполнить кистью основные узоры гжели. Мазок с тенями. Учитель пишет гжельскую розу, усики, шахматку, бордюр. Художник для росписи гжели имеет лишь одну краску – кобальт (серого цвета), которая затем приобретает характерный для гжели синий цвет. Её, подобно акварельной, разводят водой. Пишут узоры по поверхности изделия, а затем его покрывают глазурью. Пишут по фарфору мазками, линиями, а в орнамент входят листья и цветы. Рисуют быстро. Мазки ложатся ровно. Кажется, на первый взгляд, что все они одного цвета. Но после печи узор приобретает множество оттенков и тонов, придавая своеобразие изделиям. Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она написана крупно, широкими мазками. А иногда – тонкой кисточкой. Учитель выполняет педагогический рисунок, комментируя свои действия: У гжельцев есть свои секреты, как, скажем розу, сделать именно гжельской розой. Главный секрет – это мазки. Мазок – это родовая примета Гжели. Главный приём – правильное соотношение синего и белого или сочетание “белизны заснеженных полей Подмосковья и прозрачной синевы ясного неба”. Другое правило – каждый последующий мазок отличается от предыдущего. Сначала на кисточку густо набирают краску. Далее с разным нажимом раскладывают кистью цветок. Первые мазки самые сочные, но по мере убывания они светлеют. Круглые лепестки цветка получаются либо чёткими, либо мягкими “размытыми”. Так рисуют многолепестковые цветки. “Мазок с тенями”. Краска набирается на одну сторону кисточки и наносится легким круговым разворотом, т.е. поворачивается вокруг черенка. В утолщённой части кисти краски больше – мазок тёмный, к середине краски чуть поменьше – мазок высветляется, а тонкий кончик оставляет совсем светлый след. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек. “Азбуку мазков” дополняют другими элементами. Тонким кончиком кисточки наводят стебель, усики-завитки, прожилки на листиках или штриховку. Данные декорирующие элементы росписи называют: “шашечки”, “усики”, “жемчужинки”, “капельки”. Иногда, по синему цвету рисуют тонкими золотыми линиями и штрихами, обозначая контуры. Обучающиеся выполняют тренировочное упражнение, связанное с выработкой навыка в выполнении «мазка с тенями», т.е. с растяжкой цвета и тона (Оказание индивидуальной помощи, советы по композиции). А теперь – внимание! Сейчас у нас с вами очень важный этап работы: вы будете расписывать посуду. Представьте, что вы находитесь в гжельской мастерской, гончары уже создали посуду, вы мастера, должны проявить фантазию, воображение и придумать свой узор, для росписи, используя различные варианты. В конвертах, для каждой группы ребят, лежит фрагмент узора. Каждая группа создавая сервиз, должна учесть этот фрагмент и украсить его. Но вспомните, что не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Каждый художник придумывает свои вазы, масленки, чайники. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные – веселые, красивые. Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею. – Раз вы работаете коллективно, должна ли роспись на ваших предметах быть одинакова? (Да.) А как будет называться посуда одинаковой формы и с одинаковой росписью? (Сервиз.) А у каждого сервиза есть имя. Прошу и вас в конце работы – придумать имя своему сервизу. – Выберете старшего мастера, под руководством которого группа будет составлять эскиз росписи. (Советуются.) – Итак, прошу старшего мастера каждой группы представиться, назвать свои фамилию, имя, отчество. (Представляются.) – Каждый в группе имеет право на совет, но окончательное решение принимает – мастер. 8 — 10 минут каждый работает самостоятельно, делая заготовки одного из элементов: цветы, листья, полосы и т.п. для коллажа. Затем вместе составляете композицию из заготовленных элементов. После того как всё наклеите, подумайте, что можно нарисовать кистью, фломастером, чтобы ваша композиция смотрелась более красивой и живой. (Спирально закручивающиеся травинки, усики, сетку и т.д.) Как вы думаете, на что надо обратить внимание при выполнении коллективной работы? а) аккуратность. б) красочность в) выразительность г) композиция Задача перед обучающимися: Расписать заранее приготовленный силуэт посуды по мотивам гжели. Закончив работу на месте, найти место своей работе на общем панно. – Откройте, пожалуйста, конверты, лежащие на столах, и посмотрите, какой основной элемент росписи вам достался. (Варианты ромашки.) – Где его расположите на предметах? (В центре.) Не забудьте дополнить основной элемент росписи спирально закручивающимися травинками, листочками, усиками, сеточкой и т.д. – А чем украсите края предметов? (Бордюром.) Давайте вспомним правила работы с кисточкой и можно приступить к выполнению работы. Кисточку держат под прямым углом к расписываемому предмету, зажав её тремя пальцами. Не оставляй кисточку в баночке с водой. Не забывай прополоскать кисточку. Напоминаю правила техники безопасности: ножницы держать перед собой, не размахивать ими; клей не разливать. Приступайте к работе. Желаю вам успешно выполнить работу. Обучающиеся украшают трафареты (чайник, сахарница, чашки, блюдечко) гжельской розой и декорирующими элементами. Объем творческой работы определяется в соответствии со способностями ребенка. Трафареты раздаются по группам. Каждая группа получает трафареты различной формы. Вот они! Удивительно бледны! Мастера, скорей за дело, Украшай посуду смело! Составляй такой узор, Чтобы радовал он взор. Дети работают самостоятельно. Учитель помогает тем ученикам, которые испытывают затруднения.) Во время практической работы экран выключен. Физкультминутка. Каждый мастер оценивает работу группы. Отмечает, есть ли обучающиеся, которым можно снизить оценку за пассивность. а) Экспресс – выставка выполненных работ-проектов. Если сервиз ваш готов, прошу расставить эскизы предметов гармонично на условной скатерти (ватман тонирован ) и приклеить их, но сначала “поиграйте” ими, подвигайте, посмотрите что с чем лучше сочетается. – Готовые сервизы прошу вынести, чтобы мы все ими полюбовались, а мастера объявят название сервизов. Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть её ласково “Нежно-голубое чудо – сказочная гжель” На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали какие умелые мастера живут на Руси. Ученик. Какие розы и пионы На чашках пишут мастера, И сине – белые бутоны Прекрасны нынче, как вчера. б) А сейчас, ребята, представьте, что вы находитесь в салоне – магазине. Здесь вы можете не только посмотреть, но и купить понравившуюся вам вещь. Есть желающие купить? (2-3 человека). Но чтобы приобрести кувшин, надо ответить на вопросы (вопросы заранее записаны на обратной стороне доски). Кто даст самые полные ответы, тому и будет принадлежать покупка. Вопросы: 1). Почему тебе понравился этот сосуд? 2). Чем это изделие похоже на работы гжельских мастеров? 3). Как ты думаешь, с любовью мастера украшали своё изделие или нет? Почему? 4). Чтобы ты добавил, исправил в этой работе? Отгадав кроссворд, мы с вами закрепим материал о гжельской керамике, который изучили на сегодняшнем уроке. | | | | | | | | | 3 | | | | | | | | | | | 1 | 5 | К | В | А | С | Н | И | К | | | | | | | | Б | 2 | | | | И | | 4 | | | 5 | | 1 | Г | О | Л | У | Б | О | Й | | Н | | Ф | | | К | | | | | 2 | К | Е | Р | А | М | И | К | А | | | У | | | 3 | Г | Ж | Е | Л | Ь | | | Й | | Р | | | М | | 4 | Ц | В | Е | Т | Ы | | | | | | Ф | | | Г | | | | | | | Й | | | | 6 | К | О | Л | Л | А | Ж | | | | | | | | | | | | Р | | | Н | | По горизонтали: -
Этот цвет используют в гжельской росписи (голубой). -
Так называют глиняные изделия, обожженные в печи (керамика). -
Этот поселок называют родиной и колыбелью русской керамики (Гжель) -
Именно они преобладают в росписи гжельской посуды (цветы). -
Декоративный сосуд с кольцевидным туловом, длинным изогнутым носиком, часто на ножках. (квасник) -
Это вид художественной техники, в которой используются живопись и наклеивание различных материалов (коллаж). По вертикали: -
Он состоит из цветов (букет). -
Это цвет гжельской керамики (белый). -
Это основной цвет в росписи гжельской керамики (синий). -
Это вид тонкой керамики (фарфор). -
Сосуд, похожий на квасник, но без сквозного отверстия в корпусе. (кумган) Выставление оценок. а). За интересный материал все ребята получают “5”. Молодцы! б). Победитель в номинации “Самое интересное и увлекательное сообщение получает 5”. в). Все вы сегодня хорошо потрудились в роли гжельских мастеров. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными. Всем “5”. – Молодцы, ребята! По работам видно, что все вы очень старались. Работы получились яркими, красочными, выразительными. |