Конспект урока изобразительного искусства
в 5 классе «Одежда «говорит» о человеке»
по программе Б.М.Неменского
Денисова Евгения Анатольевна
учитель изобразительного искусства
МБОУ ООШ с.Пёстровка
Камешкирского района
Пензенской области
Тип урока: урок-проект Цель урока: научиться создавать модель одежды
Задачи урока:
1)образовательные:
-формировать умение рисовать предметы одежды;
-научить моделировать элементы одежды;
-совершенствовать изобразительные навыки у учащихся;
2) развивающие:
-развитие операции мышления и творческую активность;
-развитие ориентировки на листе бумаге;
- развитие фантазии учащихся;
-развитие умений работать в группе;
3)воспитательные:
-воспитывать интерес к искусству;
-воспитывать аккуратность при выполнении задания;
- воспитание взаимоуважения между одноклассниками;
4)здоровьесберегающие:
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- развитие физической активности (выполнение упражнений физкультминутки).
Форма организации познавательной деятельности: групповая;
По тематике: проектная;
По срокам реализации: на 1 урок;
Методы обучения:
по источнику знаний: словесные, наглядные (работа по образцу), практические;
по уровню познавательной активности: проблемно – поисковые, творческие
педагогические технологии: технология моделирования и проектирования
Материалы к уроку: ПК, мультимедийная презентация (формата peb), мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточные материалы (кукла-манекен из картона), ножницы, цветные карандаши или акварельные краски, белые листы формата А-4, жёлтые жетоны для изображения смайлика (для оценивания урока), карточки с заданиями в конвертах.
Ход урока
Организационно-психологический момент
Настрой на активную работу на уроке.
Приветствие класса и проверка готовности к уроку
Учитель: Здравствуйте ребята! Покажите мне с помощью мимики и жестов, какое у вас сегодня настроение. Спасибо. А сейчас, поднимите правую руку те, кто хочет научиться сегодня красиво рисовать. Поднимите левую руку те, кто сегодня хочет активно работать на уроке. Я очень рада, что все хотят быть активными и хотят красиво рисовать! И надеюсь, что к концу урока настроение у всех станет хорошим.
Вводная беседа и актуализация знаний учащихся
Формулирование учащимися темы урока
Учитель: Сегодня у нас с вами очень интересная тема для рисования.
(Задание - угадать пропущенные слова и постараться назвать тему урока)
Для того чтобы узнать, что мы будем рисовать, помогите мне закончить записанные на доске пословицы : «Дерево красиво листвой, а человек – одеждой» (башкирская пословица), «Не одежда красит человека, а его добрые дела» (русская пословица). Кто догадался, какие слова пропущены в пословицах? Кто объяснит значение пословиц? Кто уже догадался ,как называется тема нашего урока?
Ученики :тема нашего урока: «Одежда»
Учитель: верно, точнее тема урока звучит так : «Одежда «говорит» о человеке».
Организация познавательной деятельности
(Просмотр мультимедийной презентации «Одежда «говорит» о человеке»)
Учитель: Как вы думаете, почему слово одежда взято в кавычки?
Ученики: одежда не может говорить.
Учитель :верно, а кто мне вспомнит и скажет, как называется такой литературный приём?
Ученики: олицетворение ( перенос свойств и признаков одушевлённых предметов – неодушевлённым)
Учитель :Для чего нужна человеку одежда?
(Ответы учащихся: одежда защищает от холода, скрадывает недостатки фигуры, создает образ, стиль).
Учитель: Что может рассказать о человеке одежда?
(Ответы учащихся: одежда может рассказать, кем работает человек, богатый он или бедный).
Учитель: Но еще одежда становится особым знаком – знаком положения человека в обществе, т. е. его социальной роли , национальности.
Динамичная пауза
(в разных уголках класса висят разноцветные таблички ,
на которых написаны типы одежды)
Учитель: Существует несколько видов одежды. Какая бывает одежда, мы сейчас узнаем.
У каждой группы на столе лежит формулировка определения того или иного вида одежды. Учащиеся группы должны прочитать определение и молча подойти к табличке с тем видом одежды, который у них зашифрован
1.одежда, которую мы носим каждый день называется повседневная; 2.одежда, которую мы одеваем для занятий спортом называется спортивная;
3.одежда, которую мы одеваем на торжественные мероприятия называется праздничная;
4.одежда, которую мы одеваем на ответственный обед или ужин, для переговоров с клиентами называется деловая;
5. одежда, в которую мы переодеваемся , когда приходим после занятий называется домашняя).
Учащиеся по очереди группой походят к нужной табличке с видом одежды, называют его (другие группы смотрят , угадали ли они тип одежды)
Учитель: Какая ещё бывает одежда, мы узнаем из презентации .
Ребята, о каких видах одежды вы ещё узнали.
Ученики: одежда бывает мужская, женская и детская, зимняя, летняя, демисезонная (весна-осень), по своей роли одежда делится :нижнее бельё, верхняя одежда, обувь.
Физкультминутка (с музыкой)
На слайдах появляется разная одежда, учащиеся показывают , на какую часть тела одевают данную одежду (игра на внимание).
Практическая работа учащихся
Учитель: Ребята ,а сейчас мы с вами станем участниками проекта «Подиум» (что такое подиум- дорожка, по которой модели демонстрируют одежду),для этого нам придётся перевоплотиться в модельеров- (в русской традиции) — специалист по изготовлению моделей одежды.
(работа с определением, однокоренные слова:мода, модель)
Работа модельера очень сложная, ответственная и требует применения творчества и фантазии. Многие известные модельеры в мире моды- мужчины. Кого из модельеров вы знаете?
Ученики: Валентин Юдашкин, Вячеслав Зайцев, Дольче Габана, Коко Шанель, Кристиан Дюор и многие другие.
Учитель: У нас на проекте будут работать пять домов моды (место, где модельер работает) по созданию моделей одежды. У вас на столах есть вывески, куда вы должны придумать и вписать название своего дома моды, стоят куклы- манекены для работы. На столе- помощнике лежат конверты с заданием, пожалуйста, представитель от каждой группы подойдите к столу и возьмите задание.
Советую распределить обязанности в группе так, чтобы все работали: кто-то рисует причёску, кто-то лицо модели (макияж), кто-то одежду, а кто-то аксессуары (украшения, сумочку)
Ваша задача будет нарисовать модель одежды для куклы ,вырезать одежду и одеть на манекен с помощью скрепок.
Ребята, напомните мне, пожалуйста, как нужно обращаться с ножницами?
Ученики :передавать вперёд кольцами, не размахивать ножницами по сторонам, резать от себя лезвием вниз
(учащиеся берут конверты с заданиями, задание вслух не читают)
одеть куклу для делового ужина.
одеть куклу на бал.
одеть куклу для похода в театр.
одеть куклу на дискотеку.
одеть куклу для повседневного рабочего дня.
(творческая работа по группам под музыкальное сопровождение)
V. Подведение итогов (выставка творческих работ)
Учитель: Итак, модельеры, готовы? Просим моделей на подиум. Учащиеся под музыку выходят с куклами- моделями и ставят их на подиум (стол-помощник).
(Учащиеся обсуждают созданные модели и определяют , справилась ли группа с заданием. Группы защищают свои костюмы по очереди. А другие группы- угадывают, куда можно пойти в такой одежде, и справилась ли группа с заданием)
Учитель: Ребята, вы все молодцы. Вы хорошо потрудились, у вас получились красивые модели , все группы справились с заданием , все ставим «отлично» за урок. Скажите, где могут пригодиться вам в дальнейшем полученные на уроке знания?
Ученики : кто-то захочет стать модельером, мы теперь знаем какую одежду надо одевать в театр ,например.
Учитель: дома я попрошу вас нарисовать свою модель одежды .
VI. Организация рефлексивной деятельности
Учитель: Подведем итоги нашего урока. Достигли ли цели нашего урока? Справились ли с задачами? У вас у каждого есть жёлтый кружочек, похожий на смайлик, но пустой. Я прошу вас поделиться своим настроением - нарисовать лицо своему смайлику и показать его нам. Большое всем спасибо за урок , до свидания.