СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок изобразительного искусства в 5 классе " Одежда говорит о человеке"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с историей костюма; сформировать понимание места и роли костюма в жизни человека.

Просмотр содержимого документа
«Урок изобразительного искусства в 5 классе " Одежда говорит о человеке"»

Изобразительное искусство, 5 класс

(Учитель Лежнева Н.Н.)

Тема урока: Одежда в жизни человека. Тип урока: Урок-путешествие, комбинированный Технология построения урока: ОНЗ., проблемно – диалоговая. Цель урока: (для учителя): Сформировать понимание места и роли одежды в жизни человека. Цель урока:(для учащихся) - познакомить учащихся с историей костюма; - сформировать понимание места и роли костюма в жизни человека; - учить создавать одежду для человека в зависимости от места и времени; воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры. Планируемый результат (для учащихся):

- Устанавливать связь между целью деятельности и её результатам.

- Уметь соотносить свои действия с планируемым результатом.

- Находить ответы на вопросы в иллюстрациях презентации, используя свой жизненный опыт . - Уметь оценивать свои работы и работы своих товарищей, давать оценку лучшим работам товарищей.

Задачи урока:

Воспитывающая: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры

Развивающая: познакомить учащихся с понятием и языком декоративного искусства

Обучающая: учить создавать костюм

Оборудование: Альбом, карандаш, акварельные краска, кисти, гелиевые ручки, фломастеры , цветная бумага.

Зрительный ряд: Презентация « Рассказ об одежде», репродукции, учебник Н.А Горяевой 5 кл. ИЗО

Планируемый результат:

Личностные УУД:

- Определять общие для всех правила поведения;

-Устанавливать связь между целью деятельности и её результатам.

-Потребность в самостоятельной практической творческой деятельности

-Уважительное отношение к культуре и искусству своей страны

Регулятивные УУД:

-Применять установленные правила в решении задач;

-Уметь самостоятельно определять цели своего обучения

-Вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок;

-Уметь соотносить свои действия с планируемым результатом

-Осуществлять самоконтроль

Познавательные УУД:- Ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

Развивать познавательные мотивы и стремление к познанию нового материала;

Проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;

Уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Находить ответы на вопросы в иллюстрациях презентации, используя свой жизненный опыт

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других;

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Формулировать свои затруднения при решении учебных задач.

Уметь оценивать свои работы и работы своих товарищей, давать оценку лучшим работам товарищей

Формы работы:

Фронтальная

Индивидуальная

Самостоятельная

Коллективная

Просмотр - анализ работ

Название технологических этапов урока, их содержания

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:





2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:


Добрый день, ребята! Проверьте, как организовано ваше рабочее место.

Посмотрите на эти изображения,

Что на них изображено?

Как вы думаете о чем мы сегодня поговорим?


Сегодня мы совершим путешествие в разные эпохи и культуры, в которых складывались разнообразные формы одежды, и декора.

- Что мы уже знаем об одежде?

-Хорошо.


- А вы знаете, как называли одежду в Древнем Риме, какую одежду носили в средневековье, как изменялась одежда во времени?

Следовательно, какова цель нашего урока?


(Обучающиеся проверяют правильность расположения школьных принадлежностей, дежурный называет отсутствующих).

- Отвечают на вопрос, перечисляют изображения

-Люди, в разной одежде

-Об одежде




_В Древнем Египте фараоны и знатные египтяне носили пышные парики, ожерелья, а царица носила узкое платье – калазирис. Платья простых египтян отличались качеством материала, отделкой и украшениями.

- нет

- узнать как изменялась одежда человека в разные времена и в разных странах?


3.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
















































































































Итак ,начинаем рассказ об одежде , Заглянем мы в разные времена.

Расскажем о той ,что нужна была прежде,

И как изменилась сегодня она.


Шкуры носили далекие предки,

Недаром они были ловки и метки.

А каждый костюм добывался в бою.

Предки ценили одежду свою.

( слайд 1)

Греция ,Рим . Одеяние строгое.

Звались одежды хитоном и тогою.

В тогах атласных те, кто богаче .

Рабы одевались, конечно , иначе.

( слайд 2)

- Чем отличается одежда рабов от одежды римлян?

Вот рыцарь в железные латы закован,

В шлеме и панцире средневековом.

Но в битве с кольчугой не знал он успеха,

Зависит успех не всегда от доспехов.

( слайд 3)

- Почему успех зависит не всегда от доспехов?

-Совершенно верно.

А мы продолжаем.

Знать при дворе называлась придворною.

Носила костюмы с отделкой узорною.

Если б не эти костюмы, как знать,

Сумели бы знать отличить и узнать?

( слайд 4)

- Что вы можете сказать о этих костюмах?

Костюм мушкетера : шпага и шпоры,

С перьями шляпа, но просим учесть;

Не только костюм украшал мушкетера

его украшала отвага и честь.

( слайд 5)

А это костюмы английского лорда:

Для ленча,

Для гольфа,

Для конного спорта,

Для танцев костюм и костюм для охоты,

Отсутствует только костюм для работы.

( слайд 6)

Что вы можете сказать о этих костюмах?

-А как вы думаете бедное население одевалось так же?







А в нашей стране всех дороже и краше

костюмы ,что носят родители наши.

Костюмы ,что носят они на работе

И в чести у нас и в почете.

Одежда сама человека не красит,

Но славу ее приумножат с торицей

Инспектор ГАИ ,что дежурит на трассе,

И доктор, что в детской дежурит больнице.

( слайд 7)

Вот в робе рабочий идет по заводу,

Стоит сталевар у горнила на вахте.

Костюм у доярки почетен в селе

В костюмах трудятся в небе и на земле.

( слайд 8)

Костюм космонавта красивый бес спору

Придется наверно завтра вам в пору

Мы это вам обещаем в надежде,

что трудитесь честно вы в школьной одежде.

( слайд 9)

Что вы можете сказать о современной одежде ?

Хорошо . Давайте проверим « Игра»

Учитель показывает изображение костюмов ( без человека).

Ребята угадывают профессию


Слушают, рассматривают слайды презентации



















- У рабов почти нет одежды, небольшая повязка вокруг талии, римляне одеты в разные одежды, красивые и легкие.



- рыцари средневековья носили слишком тяжелую одежду, поэтому им было трудно в бою, да и чтобы одеть, такой костюм нужна была чья – то помощь.










- Костюм эпохи Средневековья был пышным и с огромным количеством украшений, таким же как и парадные интерьеры дворцов























-одежда подчеркивала роль людей и их положение в обществе.

(работа с учебником стр.126-132)

- Одежда беднейших слоев населения была из грубой коричневой, серой ткани без украшений. Им были запрещены яркие цвета.


Вывод: во все времена костюм был знаком и символом, указывающим на принадлежность человека к определенному сословию или группе людей в обществе.

(Развивают внимание, задают наводящие вопросы)

(осознанное построение речевого высказывания)

































- По костюму можно определить. где работает человек

Врач, клоун, полицейский, водолаз.

( вместо врача могут сказать повар, но догадываются, что у повара другой колпак, вместо водолаза могут сказать космонавт, но скафандр у космонавта другой, да и цвет костюма)

4.Реализация построения проекта









Хорошо. А теперь скажите, чем отличается современная одежда от одежды прошлых столетий?

Куда одевали, такую пышную одежду?

А в наше время устраивают балы?



Это наверно очень интересно – бал маскарад.

Как вы думаете, что мы будем сегодня рисовать?

Да. Это будет бал. И не просто бал, а костюмированный, но в качестве костюма у вас должен быть исторический наряд.

( любого времени)

Посмотрите еще раз внимательно на изображение людей и эскизы парадных костюмов. Рассмотрите внимательно детали, цвет одежды, положение (ракурсы) рук, тела и головы.


- Да . В прошлом одежда знати выглядела более нарядной, пышной.

- В гости, на балы.

-В наше время тоже есть балы, например в нашей школе проводится «осенний», «выпускной бал»

- А еще зимой бал маскарад


-наверно бал


(Обучающиеся эмоционально настроены.

Обучающиеся выражают свои предположения о значении декоративно прикладного искусства в жизни человека. Обучающиеся делают выводы.


5.Самостоятельное практическое задание с самопроверкой по эталону.



Нарисуйте карандашом фигуру в парадном платье и выполните работу в цвете . Украсить одежду мелкими деталями можно гелиевыми ручками, фломастерами…


(Самооценка, умение сличать свою работу с заданным эталоном, обнаружение отклонения, коррекция).


6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

.

(работа с классом )

Для выполнения нашего задания нам необходимо повторить пропорции человеческой фигуры. Посмотрите внимательно на изображение. Голова взрослого человека занимает примерно 1/7 или 1/8 части всего тела.

Полезно, передавая в рисунке форму человеческого тела и любого другого объекта, не только учитывать, но и намечать его каркас даже в тех случаях, когда он находится внутри и его можно себе только представить.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания и новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.



(Развивают внимание, задают наводящие вопросы) (Уточняем, правильность понимания задания, выявляем наличие вопросов по ходу ведения работы.)

7.Включение в систему заданий повторения

Задание вы выполняете в альбоме. Размеры фигур переднего плана 14 см. . Напоминаю, все фигуры изображаются в движении.


(Учащиеся приступают к выполнению задания)

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.


Учитель задает вопросы, вскрывающие ошибки учащихся (если таковые были допущены).

- Какую роль играет декор в жизни людей?

- Что было сложнее всего рисовать?

- Что из урока вам запомнилось?

Что бы вы еще добавили на уроке?

Вместе с учениками дает оценку учебной деятельности отдельных учащихся. Что у вас получилось выполнить лучше всего?

Что не получилось?

Предлагает критерии самооценки.

(Обучающиеся обсуждают и оценивают степень достижения цели)


Д/з стр.118-123 познакомьтесь с костюмом Древнего Китая самостоятельно.( можно подготовить доп. материал о интересном костюме)

(Размышления учащихся).

Ребята объясняют значение декора



Учащиеся закрепляют свои эскизы костюмов на доску.

(анализ, построение логической цепи рассуждений)