Урок по русскому языку 4 «А» класс.
Тема: «Правописание и образование наречий».
Цель: Обучить образованию наречий, грамотному написанию наречий, уточнить их значимость в нашей речи.
Задачи:
Образовательные:
Уточнить представления детей о наречиях
Систематизировать знания учащихся об употреблении наречий.
Формировать навык правописания наречий.
Учить правильно записывать наречия.
Обогащать активный словарь учащихся.
Развивающие:
-уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с разными источником; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза; умение строить логическую цепь рассуждений; навыки моделирования.
- уметь выполнять целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности.
Воспитательные:
- формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, этическое оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
- воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища, контроль, коррекция, оценка действий партнера;
Тип урока: урок нового знания
Оборудование: учебник по русскому языку (4 класс, 2 часть), учебные пособия (УзороваО.В., Нефёдова Е.А.), мультимедийная презентация, сборник уроков Кирилла и Мефодия, карточки.
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке у нас будут присутствовать гости. Поздоровайтесь с ними. Садитесь.
Чистописание.
На доске запись: внимательно, активно, хрупко, аккуратно, блестяще, грустно, горячо.
-Прочитайте слова. Какие из этих слов можно отнести к работе ученика на уроке?
- Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы работали активно, слушали учителя и своих товарищей внимательно, писали аккуратно, отвечали блестяще.
Запишите наречия:
Внимательно, активно, хрупко, аккуратно, блестяще, грустно, горячо.
- На какие группы можно разделить наречия? (по орфограммам)
- Какие орфограммы встретились? (Безударная гласная в корне, проверяемая ударением, Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением, непроизносимая согласная, удвоенная согласная, парный согласный в корне).
- Назовите слова с непроверяемой безударной гласной в корне. (Внимательно, активно, горячо).Выделите орфограмму в этих словах.
- Назовите слова с удвоенной согласной. (Аккуратно). Отметьте орфограмму зелёной ручкой.
- Назовите слово с непроизносимой согласной в корне? (грустно) Отметьте орфограмму зелёной ручкой.
- Назовите слово с парным согласным в корне слова? Отметьте орфограмму зелёной ручкой.
- Прочитайте слова. Что их объединяет? (это наречия)
- Значит с какой частью речи мы продолжаем работать?
- Повторим с вами что же такое наречие?
Для того у вас на партах лежат карточки жёлтого цвета. Переверните.
Знаком «+» обозначьте верные утверждения, знаком «-» - неверные
1. Наречие – изменяемая часть речи.
2. Наречие отвечает на вопросы: какой? какая?
3. Наречие поясняет глаголы, имена прилагательные.
4. Многие наречия образованы от прилагательных при помощи суффиксов –о-, -е-.
5. Наречия имеют окончания.
6. В предложении наречия – обстоятельства.
7. Чтобы отличить наречие от существительного, необходимо задать вопрос.
(Проверка работы - сравнение своих ответов с образцом. ( - - + + - + +) Подведение итогов.)
Что же такое наречие? Кто желает полностью рассказать правило?(1 ученик)
2. Повторение пройденного.
- Что общего у записанных вами наречий? (образованы от прилагательных). внимательно, активно, хрупко, аккуратно, блестяще, грустно, горячо.
- Чем отличается слово блестяще от других слов? (Суффикс -Е)
- Расскажите правило о правописании суффиксов –о, -е после шипящей.
Работа в парах.
- Поработаем в парах. Возьмите карточку зелёного цвета.
Блестящ.. образован, на улице свеж.., бегать неуклюж.., смотреть негодующ.., говорит певуч.., хорош.. выглядеть.
– Посоветуйтесь в парах и решите, какие суффиксы пропущены.
(Когда дети готовы, они поднимают руки « домиком»).
– Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отвечать.
– Договорились ли вы в паре, кто будет отвечать?
- Какие суффиксы вставили?
- Как определили, какой суффикс писать?
Ответы детей.
От чего зависит правописание суффиксов после шипящих? (от места ударения в слове)
- Запишите наречия с суффиксом –Е.
Проверка по образцу(на слайде выведено)
Физминутка
Если наречие – выполняем приседание,
имя существительное – наклон вперёд,
имя прилагательное – наклон влево,
глагол – наклон вправо.
Прекрасно, поёт, высокий, часто, снег, вверх, горький, пишет, слева, река, весенняя, бегает
Работа в тетради.
Налево досыта сегодня
Справа горячо днем
Влево свежо сейчас
На какие группы можно разделить все наречия? (по разрядам).
- Какие разряды мы с вами знаем?
- На какие вопросы отвечают наречия места действия? Образа действия? Времени действия?
- Возьмите карточку под №2. прочитайте слова. Запишите слова в 3 столбика по разрядам. Проверьте орфограммы на полях.
Поменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка
Микроитог: Какие знания о наречиях мы уже повторили?
Знакомство с новым материалом.
На слайде слова.
Изредка, вправо, добела, заново, издавна, начисто, запросто, досуха, снова, издалека, влево, налево, слева, справа, наглухо.
Прочитайте слова. Разделите слова на 2 группы. По какому признаку вы будете делить?
(1 группа – суффикс –а-, 2 группа – суффикс –о-)
Изредка, издалека, издавна, досуха, снова, справа, слева, добела. | вправо, заново, начисто, запросто, налево, влево, |
- Запишите слова,
- Все слова имеют приставку? Выделите приставки, сделайте вывод.
- Какие есть идеи? (Формулировка правила)
Слайд
В-,на- ,за- О
С-, из-, до- А
В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется а.
В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется о.
В начале урока мы сназали, что тема урока «Наречие». Теперь уточните тему. Что именно мы сегодня будем изучать?
Тема: Правописание и образование наречия с помощью приставок.
Цель: Научиться правильно образовывать наречия, правильно писать у наречий суффиксы.
Работа с сигнальными карточками.
- Пользуясь схемой, расскажите правило правописания наречий.
- Приготовьте сигнальные карточки, прочитайте слово и покажите, какой суффикс необходимо поставить. (на слайде выезжают поочередно слова, дети сигналят и объясняют).
Микроитог: от чего зависит правописание суффиксов О-, А- ?
9. Закрепление.
Работа со сборником уроков Кирилла и Мефодия.
Пока 1 и 2 ряд по цепочке ходят и вставляют пропущенные окончания. Остальные работают с карточками.
10. Рефлексия.
Вернёмся к наречиям, с которыми начали работу. С помощью них оцнените свою работу.
11. Д.З. 1. Уч. Упр.478 стр.130, стр.129-130 – правило.
2. Творческое задание(по желанию)
Попробуйте составить стихотворение на заданную рифму.
_____________ издалека __________________ набело
____________ наверняка ______________внимательно
_____________ свысока __________________ засветло
_____________ слегка ________________ старательно