Тема урока: Химические реакции. 8 кл.
Цель: способствовать формированию знаний учащихся о химических реакциях;
обучающие: способствовать формированию у учащихся знаний, позволяющих выявить особенности химических реакций; о признаках и условиях протекания химических реакций
развивающие: развитие умений проводить и анализировать лабораторные исследования, вырабатывать практические умения работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по ТБ. Установление межпредметных связей.
воспитательные: содействовать воспитанию стойкого позитивного интереса к предмету, гордости за отечественную науку.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Форма урока: беседа с демонстрационными и лабораторными опытами.
Оборудование: компьютер, экран, наборы для лабораторной работы, демонстрационные опыты, мультимедийная презентация, учебник « Химия 8» О.С.Габриелян.
Ход урока
Вызов
Ребята! Сегодняшний урок мы начинаем с эпиграфа великого ученого М.В.Ломоносова
Эпиграф:
Слайд 1
Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой
практики и не принимаясь за химические операции.
М.В.Ломоносов.
- Как вы понимаете эти слова?
Для того, чтобы проводить опыты, нужно знать какие вещества необходимо взять.
Слайд 2
-Какие классы неорганических веществ вы знаете?
Назовите их
Оксиды, кислоты, основания, соли.
-Молодцы!
Вы знаете вещества, знаете их состав, строение. Но наши знания будут неполными, если мы не изучим явления происходящие с ними.
Слайд 3
На какие две группы делятся явления?
Физические и химические
Давайте вспомним, чем отличаются физические явления от химических работа в группах (определение линий сравнения физических и химических явлений) А сейчас посмотрим.видеофрагмент северного сияния, необходимо определить вид явления
Перед вами на экране отрывки из художественных произведений , ваша задача выяснить о каком явлении идет речь.
Зачитывают отрывки и определяют явления.
Слайд 4
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и золото одетые леса.
А.С.Пушкин
И трещат сухие сучья,
Разгораясь жарко.
Освящая тьму ночную
Далеко и жарко!
И.Суриков
Слайд 5
Когда металл в крутые формы льем,
Мне верится, что оживут в металле
Горячие полдневные поля,
Кипит металл и ждут его поля.
А.Кравцов
На рукомойнике моем позеленела медь
Но так играет луч на нем
Что весело смотреть
А.Ахматова
Слайд 6
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре,
Нашу речку, словно в сказке
За ночь вымостил мороз…
С.Маршак
А если медь в печи нагреть
То станет тяжелее медь
С окалиною вместе.
Не верите – так взвесьте…
Е.Ефимовский
Слайд 7
Что за звездочки резные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке?
Е.Благинина
Слайд 8
Мы с вами сейчас рассмотрели физические и химические явления, иначе химические явления называются химическими реакциями
2 этап Осмысление содержания
Слайд 9
Сформулируйте тему урока
Химические реакции
Что вы хотели бы узнать и чему научиться на уроке:
-определить
- Познакомиться
- выявить
- отметить
Слайд 10
Следуя эпиграфу нашего урока остановимся на лабораторных опытах
Работа в группах ( лабораторные опыты)
У вас на столах задания, вам необходимо их выполнить, соблюдая технику безопасности. Определить признак химической реакции.
Опыт 1
«Взаимодействие пищевой соды с раствором уксусной кислоты «
Опыт 2
«Взаимодействие сырого картофеля с раствором йода»
Опыт 3
«Взаимодействие раствора сульфата бария с раствором хлорида бария»
Опыт 4
Взаимодействие хлорида аммония с раствором гидроксида натрия
Слайд 11
Признаки химической реакции
Выделение газа
Изменение цвета
Появление запаха
Выпадение осадка
Слайд 12
Химическая реакция –это процесс в результате которого образуются новые вещества Химические реакции используются в повседневной жизни человека
Просмотр видеофрагмента.
Слайд 13
Обратимся к признакам химических реакций, какой из признаков мы ещё не наблюдали?
- появление или поглощение теплоты.
Ярким примером данного процесса является извержение вулкана ((видеофрагмент)
Слайд 14
Дым
Пламя
Раскаленная лава
Как называются эти реакции в химии, вы узнаете из учебника
Работа с учебником ( О.С.Габриелян. & 26 . 95 с)
Слайд 15
Записать определение экзотермической и эндотермической реакции в тетрадь
Реакции горения – это реакции, протекающие с выделением теплоты
Реакции, протекающие с выделением теплоты называются экзотермическими
(экзо – наружу)
(эндо – внутрь)
Слайд 16
Рефлексия
Составить синквейн по химическим реакциям
Реакция
Химическая, каталитическая
Ускоряется, замедляется, прекращается
Реакцию проведешь – лучше химию поймешь
Процесс
Д..З. &26, зад 1,2, стр 96