Урок-консультация по математике в 9 классе
"Подготовка к ГИА в новой форме"
Автор: Ершова Любовь Германовна, МАОУ СОШ №1, г. Кунгур, Пермский край
Цели:
1. Формировать способность к умению самостоятельно повторять материал геометрии при подготовке к ГИА.
2. Формировать способность грамотно формулировать ответ, опираясь на изученные темы, обосновывая и доказывая его.
3. Продолжить работу над культурой поведения при работе в группах, воспитывать ответственность перед коллективом.
Оборудование: проектор, карточки для групповой работы, дополнительная литература, справочники.
Этапы урока:1. Постановка проблемной ситуации: «Можем ли мы найти тангенс заданного угла? Как вы поступите в данной ситуации?»
Высказываются несколько предложений.
2. Мотивация.Очень часто наблюдается такая картина: получив задачу, ученик делает вывод, что он не знает, как решается данная задача и, конечно, ее не решает. Сегодня мы с вами еще раз поговорим о том, как надо решать задачи, отвечать на поставленные вопросы, что очень важно при подготовке к ГИА. Рассмотрим несколько задач и вернемся к проблеме, поставленной в начале урока.
3. Действия постановки и решения проблем.
Задача 1. Найти 0.
Задача 2. Дана окружность с центром в точке О. Найти 0. Точки А – В – С – лежат на окружности.
Задача 3. Найти 0.
В
О
С
А
Какие вопросы надо поставить перед собой к данным задачам?
0)! Корректность постановки задачи.
1) О каких углах идет речь? (о вписанных, центральных).
2) Как связаны данные углы в этой окружности? (опираются на одну дугу).
3)Как измеряются эти углы? (вписанный – половиной дуги, на которую опирается,центральный - дугой, на которую опирается).
Делаем вывод: если углы опираются на одну дугу, то вписанный угол в 2 раза меньше центрального и, значит, равен 400.
Записывается условие. Учащиеся самостоятельно решают задачу. Проводится взаимопроверка решения по слайду на экране.
Алгоритм подготовки к решению задачи:
1. Выделить темы, имеющие место в задании.
2. Найти в учебнике, справочной литературе сведения по данной теме.
3. Повторить,выучить.
4. Приступить к решению.
Помнить!
Нельзя решить задачу, не зная свойств, определений понятий, которые указаны в задаче.
4. Фронтальная работа. Вернемся к проблеме, поставленной в начале урока.
Какие вопросы ты должен задать себе?
1) Что такое тангенс? (отношение в прямоугольном треугольнике противолежащего катета к прилежащему).
2) Как получить прямоугольный треугольник?
3) Достроить на рисунке и найти отношение катетов.
5. Работа в группах с взаимопроверкой. Каждая группа получает карточку (диагностические тесты. Рыжик В.И.) с заданием на 10-15 минут. После работы с карточкой представитель группы выходит к доске и представляет решение, подробно его обосновывая. (сколько групп в классе, столько готовится карточек).
Карточка №1. + №106 (учебник. Бутузов В.Ф.)
Какие из следующих утверждений верны?:
-каждая сторона треугольника меньше разности двух других сторон;
-сумма острых углов прямоугольного треугольника не превосходит 900;
-в треугольнике против меньшего угла лежит большая сторона.
Карточка №2.
Какие утверждения верны:
-если в параллелограмме диагонали равны и перпендикулярны, то этот параллелограмм - квадрат.
-если обе пары противоположных углов выпуклого четырехугольника равны, то этот четырехугольник - параллелограмм.
Прослушивая ответы одноклассников, остальные группы ведут записи в тетрадях, помечая названные свойства фигур.
6. Итоги урока.Вопросы классу:
-что нового вы сегодня узнали?
-научились ли вы работать с литературой самостоятельно?
-как бы вы оценили работу каждой группы?
Задание на дом.
Личностные УУД | Коммуникативные УУД |
Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности). Смыслообразования(«какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него). Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор). | Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия). Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация). Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). |
Познавательные УУД | Регулятивные УУД |
Общеучебные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - знаково-символические - моделирование Логические - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. Действия постановки и решения проблем: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий). Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик). Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта). Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий). |
Универсальные учебные действия