Цель урока:
Научить устанавливать взаимосвязь между религиозной ( исламской) культурой и поведением людей.
Воспитывать такие нравственные человеческие качества, как: доброта, милосердие, честность, порядочность.
Сформировать правильное мировоззрение учащихся.
Оборудование:
учебник «Основы мировых религиозных культур»;
рисунки с изображением священных книг других религий;
презентации: «Мы – россияне», «Дорога добра»;
I.Вступительная часть урока.
1.Аннимация « Я люблю тебя, Россия!»
2.Беседа.
Учитель:
-Мы живем в замечательной стране – Россия. Россию мы любовно называем Родиной, потому что мы в ней родились. Мы ее уважительно зовем Отечеством, потому что наши деды и прадеды здесь жили, работали и защищали свою Землю для следующих поколений.
-Когда особенно проявилась их любовь к Родине? (В годы Великой Отечественной войны.)
В этом году 9 мая наша страна отмечает 70летие дня победы в Великой Отечественной войне.
-В1941 году, когда фашисты напали на нашу землю, все народы встали как один и защитили ее.
(Слайд –ветераны)
-Какие национальности живут в нашей стране?
-Наша страна многонациональна.
-Какие же народности живут в нашей стране? В России проживает 195 народностей
-Каждый народ имеет свою культуру и свои традиции.
-Что такое культурные традиции?
-Какие традиции нашего народа вы можете назвать?
II.Повторение раннее изученного.
1.Фронтальный опрос.
-А какие мировые религии существуют?
-Какую религию исповедуют в основном люди нашей национальности?
-Что означает слово «ислам»?
-Кто основал ислам?
2.Работа по группам.
1)Кроссворд «Пророк ислама».
Город, в котором родился мусульманский пророк.
Имя одного из мусульманских пророков.
Главная мечеть Мекки -Аль-....
Главная мусульманская святыня, имеющая кубическую форму.
Мусульманское учебное заведение, где преподают основы исламской религии.
Здание. в котором мусульмане совершают молитву
Как звучит на арабском слово покорность?
Город, в котором проповедовал и похоронен мусульманский пророк.
III. Объявление темы урока.
-Постепенно не только арабы, но и другие народы приняли ислам, и они стали жить по законам Корана и Сунны.
-Итак, тема нашего урока «Коран и Сунна». Запишите, пожалуйста, -урок №22 «Коран и Сунна».
IV.Объяснение темы – Коран.
-Что у нас на экране?
-У кого дома есть Коран?
Коран -главная священная книга мусульман.
Как, по мнению мусульман, Коран появился на земле?
Расскажите, пожалуйста, об этом.
(Рассказ детей)
Учитель:
-Мусульмане считают, что Коран был ниспослан Аллахом через пророка Мухаммада. Он получал Коран в течение 23 лет. Коран написан на классическом арабском языке.
Он состоит из 114 сур (глав), которые в свою очередь состоят из аятов (стихов).
3.Работа в словариках.
Запишите в словариках новые слова.
4.Чтение «Фатихи»
Первая глава называется «Фатиха», что означает-«открывающая книгу».
Русский перевод мы сейчас прочитаем.
5.Объяснение смысла Корана.
-Так о чем же говорится в Коране и чему учит Коран?
Главная цель ниспослания Корана состоит в том, чтобы направить людей на путь нравственного очищения и духовного совершенствования.
Коран учит отличать добро от зла, а верный путь от заблуждения.
В Коране прописаны правила поведения и нормы жизни мусульман, т. е. в Коране написано, как должен жить мусульманин, что он может делать, а чего ему нельзя делать.
6.Чтение аятов из Корана и работа над их содержанием.
-Сейчас мы прочитаем несколько аятов из Корана и попробуем понять их смысл.
Коран, 17:23 — 24
...И к родителям — добродеянье. Если один из них иль оба достигнут старости, не говори ни слова им неуваженья, и не ругай их, но говори по-доброму.
Коран, 17:23 — 24
...И к родителям — добродеянье. Если один из них иль оба достигнут старости, не говори ни слова им неуваженья, и не ругай их, но говори по-доброму.
84.
И кто способствует благому делу,
Тот от него получит долю;
А кто способствует дурному,
Получит долю в бремени его.
112.
Кто делает добро,
Найдет у Господа
Достойную награду.
Печаль не отягчит.
На них не ляжет страх.
(Дети читают отрывок из слайда и сразу объясняют их смысл)
Учитель:
- Мы познакомились всего лишь с 4-мя аятами из Корана, но даже из этого можно сделать какой вывод?
(Коран учит людей быть добрыми, любить своих родителей и т. д. )
7. Священные книги других религий.
-Те же истины прописаны и в других священных книгах.
Соотнесите названия религий с картинками священных книг.
христианство – библия
иудаизм- тора
буддизм – типитака (или трипитака)
-Все эти религии учат только милосердии, добру, справедливости.
V.Объяснение темы «Сунна».
1.-Второй источник ислама – сунна.
(Слушание объяснения значения слова «сунна» из словаря (диск «Основы исламской религии»).
Сунна — в переводе с арабского языка означает «путь, дорога».
Сунна объясняет содержание Корана, дополняет его и учит, как нужно поступать мусульманину в тех или иных жизненных ситуациях. Но самое главное для мусульман заключается в том, что Сунна дает представление о самом пророке Мухаммаде, ведь его жизнь образец поведения, как считают мусульмане.
2.Чтение домашних сочинений о пророке Мухаммаде.
-Вам было задано домашнее задание написать сочинение на тему: «Какие человеческие качества мне нравятся».
Зачитаем несколько из них.
3.Чтение мудрых изречений о разных человеческих качествах.
-Я знаю, что дома вы работали и над другим заданием:
Вы провели много часов в библиотеке, подбирая высказывания мудрых людей о человеческих качествах как хороших, так и плохих.
Я хочу, чтобы сейчас вы нам зачитали то, что приготовили.
(Дети читают напечатанные на бумагах высказывания.)
ФИЗМИНУТКА
-Сейчас мы с вами проведем небольшую физзарядку таким образом:
Я зачитаю человеческие качества, если вы считаете их положительными, похлопайте в ладоши; отрицательными- топайте возмущенно ногами.
Дружба, ложь, скромность, любовь к Родине, себялюбие,
Зло, добро, счастье, трудолюбие, эгоизм, справедливость.
4.Запись в словариках слов «сунна» и «хадис».
-Слова пророка и его высказывания, записанные в Сунне, называются арабским словом «хадисы», т. е. рассказы.
5.Чтение хадисов, приведенных в учебнике.
-Познакомимся с содержанием хадисов, приведенных у нас в учебнике и обсудим их содержание.
-Как бы вы поступили в той или иной жизненной ситуации?
(Примеры:
=В больнице меня навестили мои друзья;
=В садике мы незаслуженно обидели девочку, обвинив ее в краже т. д.)
VI. Вера есть отказ от всякого насилия.
2.Презентация слайдов «Дети Беслана»
-Посмотрите на кадры, которые потрясли весь мир.
1.Повторение темы.
-Итак, как же должен жизнь мусульманин по предписаниям Корана?
_Что ему можно делать, а чего нельзя делать?
(он должен помогать людям, должен быть добрым и милосердным, сердечным..)
VIII. Заключительная часть урока.
2.Игра «Тепло моего сердца».
–А есть ли в нас эти человеческие качества? Давайте, проверим себя. Насколько мы милосердны и умеем ли мы совершать добрые поступки.
- У меня в руках макет сердца. Передавая его друг другу, назовем те хорошие дела, которые мы совершили в своей жизни. Я начну с себя: мы- учителя нашего района- недавно перечислили часть нашей зарплаты в фонд ветеранов войны. А что сделали вы?
(дети называют свои дела)
-Спасибо. От того, что я сейчас услышала, мне стало радостно на душе. Теперь я уверена, что из вас вырастутдобрые и милосердные люди. Мы повесим сердце нашего класса на самом видном месте, чтобы всегда помнить о доброте и любви.
2.Исполнение песни «Дорогою добра».
-Дорогие наши гости! Мы хотим и вам подарить частички нашего сердечного тепла.
(Дети исполняют песню и дарят гостям шары в виде сердца.)