ДО
Дидактический обучающий материал для урока коррекции знаний после итоговой контрольной работы 6 кл. 22.05.20г.
Составитель: Чемезова Т.Ф.
Итоговая контрольная работа, 6 класс, тестовая часть + разборы 21.05
1.Укажите вариант ответа, в котором верно объяснено несовпадение количества букв и звуков.
Совсем мало в лесу на елях шишек становится. (Сладков Н.)
1) В слове «елях» 4 буквы и 6 звуков, так буквы Е и Я обозначают по два звука.
2) В слове «становится» 10 букв и 11 звуков, так как буква Я обозначает два звука - [й’] и [а]. - ошибка
3) В слове «становится» 10 букв и 9 звуков, так как буквосочетание «тся» обозначает два звука - [ца].
Становится – 10 букв; [становица] – 9 звуков
4) В слове «совсем» 6 букв и 7 звуков, так как буква Е обозначает два звука [й’] и [э].
2. Произнеси данные ниже слова, выбери ударный гласный. Найди слово с ошибкой. Исправь и запиши правильный вариант.
КаталОг, мусоропровОд, ходАтайство, созвонИмся. ХодАтайство
3. Выберите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены). Начертите схему П (разбор №7)
1)Наречия - неизменяемые слова. –
Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными им. сущ. в им. падеже
Схема - [ сущ. в им. пад. — сущ. в им. пад.].
2) Перед нами лежала неширокая дорога.
3) Денёк выдался нелегкий.
4) Лиза никогда не видела море.
4. Укажите номер предложения, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Начертите схему П (разбор №7)
1. На рассвете я сбросил с себя одеяло вскочил и встал под душ.
2. Я быстро расправился с завтраком схватил рюкзак и очутился на улице.
3. Спой нам, ветер, про дикие горы! […, О,…]! П осл. обращением ветер
4. Лыжники шли дальше и им попадались уже заячьи следы.
5. Выпишите из предложения глагол, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или простого будущего времени глагол оканчивается на –ЫВАЮ/-ИВАЮ, то в неопределённой форме и в прошедшем времени пишется суффикс –ИВА-/-ЫВА»:
Николай Николаевич вошёл в комнату, влез на антресоли и дрожащими руками стал вытаскивать одну картину за другой, боясь, что они погибли, промёрзли или отсырели. (Железников В.)
Вытаскивать – я вытаскиваю – глагол оканчивается на – ываю/ иваю, нет чередования, если суффикс -ива-(-ыва-)
6. Укажите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В неопределённой форме и форме прошедшего времени в глаголах пишется суффикс – ОВА-/-ЕВА-, если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или простого будущего времени глагол оканчивается на –УЮ/-ЮЮ»:
Все молча смотрели на картину. И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству всё сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода. Потому что терпеть больше не было сил. (Железников В.)
требовала – я требую, оканчивается на – ую/ – юю (чередование, усечение основы)
2) смотрели
3) захватывала – не подходит! я захватЫВАю (не на –ую(-юю), нет чередования, суффикс сохранился)
4) отчаянная
7. В каком прилагательном на месте пропуска пишутся две буквы Н?
1) равнинный рельеф – равнин(а)+суффикс -Н- – на стыке НН
2) серебря..ый иней
3) шерстя..ое одеяло
4) осли..ое упрямство
8. В каком прилагательном на месте пропуска пишется одна буква Н?
1) маши..ый перевод
2) исти..ый патриот
3) недюжи..ые способности
4) львиная доля – в суффиксе –ин- притяжательных прилагательных - Н
9. В каком наречии пропущена буква О?
1) насухо (на окнО)
2) досух...
3) досыт...
4) искос...
10. В каком наречии пропущена буква А?
1) дословн...
2) задолг...
3) дочерна (до окнА)
4) досрочн...
11. Из предложений выпишите неопределенное местоимение, которое пишется через дефис.
Ещё не доходя до Звонкой борины, почти возле самой тропы, стали показываться отдельные кроваво-красные ягоды. Зимой, когда стада в поле не выходили, ему очень редко приходилось врываться в какой-нибудь скотный двор. (Пришвин М.)
12. В каком слове на месте пропуска следует писать букву Е?
1) никтО не забыт
2) нЕ с кем поговорить
3) ни с кЕм не хочется разговаривать
4) никомУ нет дела до меня
Под ударением НЕ, без ударения НИ!
Нет предлога – СЛИТНО! Есть предлог – РАЗДЕЛЬНО!
13. Из предложений 1-2 выпишите притяжательное местоимение.
В этом селе мы, хотя и приезжие люди, знали хорошо жизнь каждого дома. (2) И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы. (Пришвин М.)
Чьи? Наши – указывает на принадлежность – притяжательное местоимение
2 часть Разборы
14. Запишите предложение. Укажите все части речи. Выполните все указанные разборы.
1. Синтаксический разбор (№4)
Глагол
С
Мест
Сущ
Глагг
Нар
Мест.
Я посмотрел2 налево3 и увидел наш паровоз.4
(Повеств., невоскл., простое, двусост., распр., полн., осл. однородн. сказ.)
[я посмотрел и увидел].
2. Морфемный разбор (№2)
Посмотрел - (по-приставка, смотр-корень, е-суффикс, л-суффикс прошедшего времени глагола, нулевое окончание, посмотре - основа) Суффикс – л- не входит в основу, т.к. формообразующий!
Словообразовательный разбор (№2)
Если слово изменяемое, поставь в н.ф.!
Определи, от чего образовано слово, выдели производящую основу!
Определи, с помощью чего образовано слово, выдели только словообразовательные морфемы!
Укажи способ словообразования1
Дано слово посмотрел – глагол прош. времени, изменяемое слово.
Ставим в н.ф. – посмотреть
Образовано от смотреть
С помощью приставки по-
Приставочный способ словообразования
В тетрадях оформляем так, как делали в классе.
Морфологический разбор (№3)
Налево- наречие, обозначает признак действия? Посмотрел (куда?)
Неизменяемое слово, наречие места.
Посмотрел (куда?) налево – обстоятельство места