СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок «Личные местоимения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Личные местоимения".

Просмотр содержимого документа
«Урок «Личные местоимения»»


Тема: «Личные местоимения»


Цель урока: Создать условия для определения местоимения как части речи, распознавать местоимения среди других частей речи

Задачи урока:

  • формировать умения распознавать местоимения в тексте, подбирать пропущенные местоимения;

  • развивать логическое мышление;

  • развивать речь обучающегося, умение обосновывать свое мнение;

  • воспитывать чувство ответственности, нравственные качества.

Планируемые предметные результаты: обучающийся научатся распознавать личные местоимения среди других частей речи; употреблять местоимения в речи

Планируемые метапредметные результаты:

  • личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

  • регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

  • познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  • коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение.

Формируемые УУД:

  • уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;

  • уметь осуществлять самооценку результатов;

  • уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе;

  • уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение;

  • выполнять учебное задание в соответствии с правилом;

  • формулировать понятные высказывания, используя термины;

  • уметь сотрудничать с учителем, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию;

Методы работы: объяснительно- иллюстративные, частично- поисковые, словесные, наглядные, практические.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование и материалы: компьютер, мультимедиа, презентация

Оборудование:

  • Учебник русского языка. Авторы : В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Издательство: Москва «Просвещение»

  • Презентация, карточки

Ход урока

1.Организационный момент

-  Мотивация к учебной деятельности:

– Солнце раненько встаёт
- И спешит скорей в обход.
– Как, ребятушки, живете?
– Как здоровье, как животик?
– Одолела вас дремота?
– Шевельнуться неохота?
– Всем командую: “Подъём!”

– Мы урок наш проведём.

Я показываю своё настроение СЛАЙД 1

- А с каким настроением вы пришли на урок? Покажите соответствующее настроение(смайл)

2. Самоопределение к деятельности.

-А сейчас послушайте песню «Родина моя» СЛАЙД 2

Я, ты, он, она
Вместе - целая страна,
Вместе - дружная семья,
В слове "мы" - сто тысяч "я".
Большеглазых, озорных,
Чёрных, рыжих и льняных.
Грустных и весёлых
В городах и сёлах.



-Как вы думаете, ребята, почему я урок начала с этой песни? (В песне встречаются местоимения, мы, наверное, будем сегодня говорить о местоимениях)

-Какие местоимения прозвучали в словах песни? Назовите. (Я, ты, он, она, мы)

-Как мы называем все эти местоимения? (личные)

Тема: «Местоимение» СЛАЙД 3

-Вот сегодня мы и будем говорить с вами о личных местоимениях.

-А что бы вы хотели узнать о личных местоимениях? (А зачем нам нужны личные местоимения?

Что это за часть речи, что обозначает, на какие вопросы отвечает? Когда в речи мы употребляем местоимения?)

-На все ваши вопросы мы ответим на ближайших уроках. А вот сегодня мы поговорим об употреблении личных местоимений.

Цель урока: Научиться определять местоимения как части речи, распознавать местоимения среди других частей речи

-Сегодня я предлагаю вам быть исследователями

-А кто такие «исследователи»? (те, кто делают открытия)

- Сегодня вы исследователи!

- Устремимся по ступенькам знаний к новым открытиям.

В нашей работе будем вести исследовательские журналы, журналом у нас будет рабочая тетрадь. А также наши результаты будем записывать в исследовательской карте, которая станет для вас памяткой. (у детей на парте)


-Запишем дату нашего исследования- 10 апреля. Классная работа.

А так как исследовать мы будем местоимения, то и минутку чистописания свяжем с местоимениями. Пропишем местоимение Я , а предложение с буквой следует обвести.

3. Минутка чистописания

Я Я Я Я СЛАЙД 4

Словарная работа. СЛАЙД 5

Слово ЯГОДА. Лексическое значение.

 Произнесите это слово орфоэпически. А теперь орфографически.

Выполнить самостоятельно бегунок с заданием. Взаимопроверка СЛАЙД6

4. Открытие новых знаний

- Местоимений в русском языке немного, более 60, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почётное место после существительных и глаголов. (Дать ученику) АЛЕША

Почему – это действительно загадка.

-Но проведя исследования, думаю, найдём отгадку.

- Отправляемся в научно-исследовательскую лабораторию.

-Работа в малой группе (карточки)

Младший научный сотрудник подготовил для вас тексты и дал задание:

Прочитайте текст. Найдите что- то необычное. СЛАЙД 7

Весна

Наступила весна. Весна принесла радость. Весна дарит нам тепло.

-Что вы заметили в тексте? (Часто повторяются слово: весна)

-Что надо сделать, чтобы избежать повторов? (заменить другими словами или местоимениями)

-К какой части речи относятся слова :весна? (Существительное)

- Каким словам их можно заменить? (Она)

Какой можем сделать вывод по этому исследованию?

 1-ый вывод: местоимения заменяют в речи имена существительные, чтобы не было повторов.

Задание: Запишите текст «Весна» себе в исследовательский журнал, заменяя повторы.

Это интересно: Эти слова заняли место имени существительного  (На доске: МЕСТО ИМЕНИе)

Поэтому их и назвали местоимением.

- Итак, а какое ещё можно сделать открытие по этому тексту?

2-ой вывод: местоимение легко может встать на место имени существительного, поэтому местоимение можно считать самостоятельной частью речи.

Записать в таблицу!!!!!

СЛАЙД 9 Посмотрите внимательно на слайд и скажите местоимение называют предметы или указывают на них?

Записать в таблицу!!!!!

- Теперь мы знаем, что местоимения заменяют имена существительные. Давайте выполним задание.


Задание: Соотнесите местоимение с каждым именем существительным, запишите, вставляя пропущенную букву. (Даю по три существительных в каждую лабораторию), работа в парах СЛАЙД 10

Два ученика у доски. Один соединяет линиями слова и местоимение, др ставит вопросы.

Капуста (она), берег (он), корова (она), растение (оно), ворона (она), метро (оно).


Проверим. На какие вопросы отвечает местоимение?



Записать в таблицу!!!!!

5. Физминутка СЛАЙД 11

Хлопните в ладоши, если услышите местоимения.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он и я, и ты,

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет доброты,

И не будет красоты,

Если только я и ты,

Если мы сорвём цветы.

И не будет КРАСОТЫ!

 О чем этот текст?

Ребята, необходимо бережно относиться к природе. А как? (Ответы…)

- Каждую секунду надо помнить, что человек – часть природы. Беречь её надо сегодня, завтра может быть поздно.

6. Работа по теме урока(продолжение)

Продолжим работу по теме урока. Где же мы ещё употребляем личные местоимения?

-Ваши предположения? (В беседах с друзьями, в разговорах по телефону)

Давайте послушаем один телефонный разговор. СЛАЙД 12

(Выходят две девочки. В руках у них телефонные трубки.)

Ролевая игра «Разговор по телефону» Ролевая игра.

—Алло! Здравствуй, Анжела. Это я – Юля. Ты еще не ушла из класса?

—Привет, Юля. Нет. Ещё тут.

—Мне нужна Даша. Скажи, пожалуйста, она в классе?

—Нет, она ушла на кружок рисования.

—А Женя? Где он?

—Женя ушёл на секцию по футболу.

—А они скоро придут в класс?–

—Не знаю.

Учитель:

—Удалось бы девочкам построить телефонный разговор без местоимений?

- Какие личные местоимения они использовали во время телефонного разговора?

(она, я, ты, он, они) Записать в таблицу!!!!!

— Сделайте вывод, о том, можно ли в разговорной речи обойтись без местоимений?

3-ий вывод: Во время разговора мы часто пользуемся местоимениями. Без них трудно обойтись в нашей речи. Они делают нашу речь ясной, понятной.

Работа с правилом в учебнике стр.92

(Если останется время, то провести работу по карточкам. Разноуровневое задание по карточкам: зелёный цвет- лёгкое задание; красный цвет- сложное задание)

  1. Подчеркни местоимения.

Мама спит, она устала…Ну, и я играть не стала! На ветке сидел воробей. Он чистил пёрышки. Мы живём в одном доме. Я учусь в третьем классе. Вы идёте по дороге.


  1. Какие местоимения спрятаны в этих слова?

Тыква, корона, ягода, мыло, ворона, кони, ямы, телефон, мышь, заяц, выдра.


7. Домашнее задание.

Учебник с.92 правило, разноуровневая карточка

8. Итог урока.

- Ребята, в конце любого исследования необходимо сделать выводы, как исследователи вы должны поделиться своими открытиями.

- Что интересного вам запомнилось при изучении сегодняшней темы и о чём вы бы хотели рассказать своим родителям, друзьям?


9. Рефлексия

«Волшебный сундучок» Функциональная грамотность.

Какие знания по теме МЕСТОИМЕНИЕ возьмём с собой, как помогут нам наши знания в жизни. Местоимения делают нашу речь ясной, понятной, грамотной, помогают избежать повторов

Рефлексия «Маятник настроения»

- Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались внимательно слушать ответы друг друга, хорошо размышляли и анализировали. Сегодня на уроке вы были активны, внимательны и  старательны. Самое главное, что вы работали дружно. Мне бы хотелось, чтобы в вашей жизни чаще звучало личное местоимение МЫ.






















Уровень А.

Спишите текст, подчеркните местоимения.

Под окном нашего старого дома растет березка.
Весной ее ветви одеваются маленькими листочками.
Ствол березы белый с черными пятнышками. 
Он стройный и тонкий. Ветви березы гибкие.
Хороша наша береза весной! Мы любим и бережем ее.

Уровень В.

Спишите текст, заменив повторяющиеся существительные местоимениями.

В воскресенье Вася с ребятами пришли в лес. В этот день солнце было

яркое. Солнце даже пригревало немного. Берёзы стояли в красивом

снежном уборе. Берёзы были украшены инеем. Дети увидели дятла. Своим

клювом дятел долбил дерево. А вот и белка. Ловко прыгала белка по веткам ели.

Уровень С.

Сочините сказку по готовому началу.

Мы с папой гуляли в берёзовой роще. Там было тихо и тепло. Вдруг одна берёза низко склонилась ко мне и шепнула на ухо: « …».





Уровень А.

Спишите текст, подчеркните местоимения.

Под окном нашего старого дома растет березка.
Весной ее ветви одеваются маленькими листочками.
Ствол березы белый с черными пятнышками. 
Он стройный и тонкий. Ветви березы гибкие.
Хороша наша береза весной! Мы любим и бережем ее.

Уровень В.

Спишите текст, заменив повторяющиеся существительные местоимениями.

В воскресенье Вася с ребятами пришли в лес. В этот день солнце было

яркое. Солнце даже пригревало немного. Берёзы стояли в красивом

снежном уборе. Берёзы были украшены инеем. Дети увидели дятла. Своим

клювом дятел долбил дерево. А вот и белка. Ловко прыгала белка по веткам ели.

Уровень С.

Сочините сказку по готовому началу.

Мы с папой гуляли в берёзовой роще. Там было тихо и тепло. Вдруг одна берёза низко склонилась ко мне и шепнула на ухо: « …».







Анализ открытого урока

Класс: 3

Предмет: Русский язык

Дата: 19.04.2023

Учитель: Голуб Ольга Алексеевна

Тема: «Личные местоимения, их употребление в речи»

Тип урока: открытие новых знаний.

Форма урока: урок – исследование.

В рамках отчёта учителя по теме самообразования, 19.04.2023г был посещён урок русского языка в 3 классе по теме: «Личные местоимения, их употребление в речи»
Урок знакомства с новым материалом прошёл в соответствии с тематическим планированием. Основной целью урока является расширение знаний обучающихся о личных местоимениях, об их употреблении в речи; развитие умения распознавать местоимения в речи (устной и письменной), правильно употреблять их.

Организационный момент начался с создания положительных эмоций на работу, формирования заинтересованности к дальнейшей деятельности. Чтение стихотворения и проведение проверки настроения «Тучка, дождик» помогли детям настроиться на урок.

На этапе самоопределения к деятельности была проведена межпредметная связь. Слова песни помогли определить тему и цель урока. Урок был построен в форме игры, поэтому при разборе девиза урока, дети были назначены исследователями, а рабочая тетрадь исследовательским журналом. Минутка чистописания была связана с темой урока.

При изучении нового материала использованы различные методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.

Формы организации познавательной деятельности тоже были разнообразные: индивидуальные, групповые, коллективные.

Познавательная активность учащихся стимулировалась следующими технологиями: личностно-ориентированного обучения, педагогика сотрудничества, ИКТ- технологии (презентация), здоровьесберегающая, игровая.

Все этапы урока логически взаимосвязаны между собой. Каждый этап рационально и чётко спланирован.

Весь урок направлен на выполнение цели, этому способствовала единая тематическая направленность.

Продолжительность каждого этапа урока полностью соответствовала временным рамкам. Материал урока доступный, логичный. Отбор дидактических материалов и технических средств, наглядных пособий были использованы в соответствии с заданиями урока. Проведение физминутки было тоже направлено на тему урока.

На протяжении всего урока вёлся контроль над выполнением заданий. Урок проводился в условиях благоприятного психологического микроклимата, способствовал эмоциональному подъёму учащихся.

Выводы: урок построен в соответствии с системно-деятельностным подходом, развивались коммуникативные компетенции, формировались универсальные учебные действия, необходимые для реализации практических задач. Педагогические методы и приёмы использованы продуктивно. Поставленные цели и задачи успешно реализованы. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался средний темп работы учащихся. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне.

Рекомендации: учителю продолжить работу по совершенствованию УУД у обучающихся на уроках русского языка.










- Местоимений в русском языке немного, более 60, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почётное место после существительных и глаголов.



—Алло! Здравствуй, София. Это я – Арабелла. Ты еще не ушла из класса?

—Привет, Арабелла. Нет. Ещё тут.

—Мне нужна Настя. Скажи, пожалуйста, она в классе?

—Нет, она ушла на кружок рисования.

—А Коля? Где он?

—Коля ушёл на секцию по футболу.

—А они скоро придут в класс?–

—Не знаю.




















Весна

Наступила весна. Весна принесла радость. Весна дарит нам тепло.



Весна

Наступила весна. Весна принесла радость. Весна дарит нам тепло.



Весна

Наступила весна. Весна принесла радость. Весна дарит нам тепло.



Весна

Наступила весна. Весна принесла радость. Весна дарит нам тепло.



Весна

Наступила весна. Весна принесла радость. Весна дарит нам тепло.



Весна

Наступила весна. Весна принесла радость. Весна дарит нам тепло.







Подчеркни местоимения

Мама спит, она устала…Ну, и я играть не стала! На ветке сидел воробей. Он чистил пёрышки. Мы живём в одном доме. Я учусь в третьем классе. Вы идёте по дороге.


Подчеркни местоимения

Мама спит, она устала…Ну, и я играть не стала! На ветке сидел воробей. Он чистил пёрышки. Мы живём в одном доме. Я учусь в третьем классе. Вы идёте по дороге.


Подчеркни местоимения

Мама спит, она устала…Ну, и я играть не стала! На ветке сидел воробей. Он чистил пёрышки. Мы живём в одном доме. Я учусь в третьем классе. Вы идёте по дороге.


Подчеркни местоимения

Мама спит, она устала…Ну, и я играть не стала! На ветке сидел воробей. Он чистил пёрышки. Мы живём в одном доме. Я учусь в третьем классе. Вы идёте по дороге.


Подчеркни местоимения

Мама спит, она устала…Ну, и я играть не стала! На ветке сидел воробей. Он чистил пёрышки. Мы живём в одном доме. Я учусь в третьем классе. Вы идёте по дороге.


Подчеркни местоимения

Мама спит, она устала…Ну, и я играть не стала! На ветке сидел воробей. Он чистил пёрышки. Мы живём в одном доме. Я учусь в третьем классе. Вы идёте по дороге.


Подчеркни местоимения

Мама спит, она устала…Ну, и я играть не стала! На ветке сидел воробей. Он чистил пёрышки. Мы живём в одном доме. Я учусь в третьем классе. Вы идёте по дороге.


Подчеркни местоимения

Мама спит, она устала…Ну, и я играть не стала! На ветке сидел воробей. Он чистил пёрышки. Мы живём в одном доме. Я учусь в третьем классе. Вы идёте по дороге.


Подчеркни местоимения

Мама спит, она устала…Ну, и я играть не стала! На ветке сидел воробей. Он чистил пёрышки. Мы живём в одном доме. Я учусь в третьем классе. Вы идёте по дороге.



Какие местоимения спрятаны в этих слова?

Тыква, корона, ягода, мыло, ворона, кони, ямы, телефон, мышь, заяц, выдра.

Какие местоимения спрятаны в этих слова?

Тыква, корона, ягода, мыло, ворона, кони, ямы, телефон, мышь, заяц, выдра.

Какие местоимения спрятаны в этих слова?


Тыква, корона, ягода, мыло, ворона, кони, ямы, телефон, мышь, заяц, выдра.


Какие местоимения спрятаны в этих слова?


Тыква, корона, ягода, мыло, ворона, кони, ямы, телефон, мышь, заяц, выдра.


Какие местоимения спрятаны в этих слова?


Тыква, корона, ягода, мыло, ворона, кони, ямы, телефон, мышь, заяц, выдра.


Какие местоимения спрятаны в этих слова?


Тыква, корона, ягода, мыло, ворона, кони, ямы, телефон, мышь, заяц, выдра.


Какие местоимения спрятаны в этих слова?


Тыква, корона, ягода, мыло, ворона, кони, ямы, телефон, мышь, заяц, выдра.


Какие местоимения спрятаны в этих слова?


Тыква, корона, ягода, мыло, ворона, кони, ямы, телефон, мышь, заяц, выдра.


Какие местоимения спрятаны в этих слова?


Тыква, корона, ягода, мыло, ворона, кони, ямы, телефон, мышь, заяц, выдра.


Какие местоимения спрятаны в этих слова?


Тыква, корона, ягода, мыло, ворона, кони, ямы, телефон, мышь, заяц, выдра.


Какие местоимения спрятаны в этих слова?


Тыква, корона, ягода, мыло, ворона, кони, ямы, телефон, мышь, заяц, выдра.


Какие местоимения спрятаны в этих слова?


Тыква, корона, ягода, мыло, ворона, кони, ямы, телефон, мышь, заяц, выдра.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя