СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок " Лишайники "

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ваппролдшлшоав матоолекекаыф арншгкеуыаысамиен 

Просмотр содержимого документа
«Урок " Лишайники "»

«Развёрнутый план урока в соответствии с ФГОС по теме: «Лишайники».



1.Краткая аннотация

-Актуальность:

Лишайники – уникальные создания природы, они являются симбиозом водоросли и гриба, индикаторами загрязнения окружающей среды. Изучая лишайники, обучающиеся повторяют знания о водорослях и грибах, изученных раннее, и знакомятся с новым организмом, который имеет огромное значение в природе.

-Основная часть:

Цель: На основе изучения строения лишайников выявить взаимосвязь строения и выполняемых функций, а также формировать умения узнавать лишайники, обосновывать их принадлежность к данному отделу, а также умения характеризовать их роль в природе.

Задачи:

Образовательные: Формирование представлений о лишайниках как особой группе живых организмов.

Развивающие: развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний; развивать представление о многообразии и значении лишайников

Воспитывающие: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оборудованию, аккуратность.



Циклограмма:

1) Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

2) Актуализация знаний.

 

3) Создание проблемной ситуации.

 

4) Целеполагание.

 

5) Изучение нового материала.

 

6)Первичное осмысление и закрепление изученного.

 

7)Итоги урока. Рефлексия.



8)Домашнее задание.



Методы: словесные, наглядные и практические .

Словесные: - для актуализации знаний на этапе планирования работы;

Наглядные: - на этапе формирования вопроса;

Практические: - на этапе поиска информации(работа в Internet и библиотеке мультимедиа, которая является приложением к моему учебно-методическому комплексу по биологии;

По логике подхода использовала дедуктивный и аналитический метод.

Дедуктивный: нахождение взаимосвязи между внешними факторами, влияющими на строение лишайника и приспособленность его к данным условиям существования;

Аналитический: отбор необходимой информации для выявления особенностей лишайника и сопоставление с темой слайда(растения-сфинксы, природные индикаторы, симбиотические организмы, растения-первопроходцы).

Для активизации познавательной деятельности использовала исследовательский метод



Ресурсы: презентация в формате PoverPoint «Лишайники», единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/?interface=pupilclass[]=48subject[]=29, энциклопедии, школьная медиатека, гербарные экземпляры.



УУД, формируемые на уроке:

Предметные: изучить организм, достигший высокого уровня существования – лишайник, его строение, жизнедеятельность, многообразие и значение в природе и жизни человека. Уметь находить в природе лишайники, оценивать их состояние.

Метапредметные:

Познавательные: умение работать с информацией: составлять схемы, таблицы, используя текст и рисунки учебника, видеофрагмент, презентацию.

Коммуникативные: планировать сотрудничество с учителем и сверстниками при определении целей, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности, искать самостоятельно средства для достижения цели, умение управлять своей деятельностью.

Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению; осознание ценности лишайников и последствий деятельности человека в экосистемах.



Ожидаемые результаты:

учащиеся должны знать: строение лишайников и взаимосвязь строения и выполняемых функций, условия их жизнедеятельности, значение

учащиеся должны уметь: анализировать рисунки, тексты; узнавать лишайники, обосновывать их принадлежность к данному отделу, характеризовать их роль в природе.

1.1.Место и роль темы в курсе биологии 5 класса.

В соответствии с календарно-тематическим планированием данный урок является промежуточным при изучении раздела «Царство Растения» он опирается на знания полученные при изучении тем «Водоросли» и «Грибы».

1.2.Дидактический анализ и содержание материала:

Для организации учебной деятельности использовались принцип наглядности, доступности и активности. Цель: На основе изучения строения лишайников выявить взаимосвязь строения и выполняемых функций, а также формировать умения узнавать лишайники, обосновывать их принадлежность к данному отделу, а также умения характеризовать их роль в природе.





Задачи:

Образовательные: Формирование представлений о лишайниках как особой группе живых организмов.

Развивающие: развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний; развивать представление о многообразии и значении лишайников

Воспитывающие: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оборудованию, аккуратность.

Тип урока: урок открытия новых знаний. Время на уроке использовано эффективно, часть урока дети работают самостоятельно в группах, а также вместе с учителем. Контроль знаний осуществляется в виде вопросов, работой с утверждениями, создание проектов.



Технологическая карта урока

Общая часть

Предмет

биология


Класс 5





Тема урока

Лишайники






Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Изучить организм, достигший высокого уровня существования – лишайник, его строение, жизнедеятельность, многообразие и значение в природе и жизни человека. Уметь находить в природе лишайники, оценивать их состояние.


Познавательные: умение работать с информацией: составлять схемы, таблицы, используя текст и рисунки учебника, видеофрагмент, презентацию.

Коммуникативные: планировать сотрудничество с учителем и сверстниками при определении целей, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности, искать самостоятельно средства для достижения цели, умение управлять своей деятельностью.


Формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению; осознание ценности лишайников и последствий деятельности человека в экосистемах.

Решаемые учебные проблемы

Показать важность изучения данной темы в курсе изучения предмета биологии; доказать значимость темы лично для каждого обучающегося.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Симбиоз, слоевище, накипные, листоватые, кустистые лишайники, ягель, лихенология, биоиндикатор.

Вид используемых на уроке средств ИКТ


Компьютер, мультимедийный проектор

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

Универсальные учебные действия

(УУД)

Формы контроля

1.Мотивация к учебной деятельности

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Фронтальная работа

Личностные: стремятся хорошо учиться, и сориентированы на участие в делах школьника; правильно индефицируют себя с позиций школьника.

Устные ответы

2.Актуализация знаний

Проверка знаний по основным понятиям.

Ответьте на вопросы:

1.Какие царства живой природы мы изучили?

2.Какова особенность питания водорослей?

3.Какова особенность питания грибов? Почему грибы нельзя отнести к растениям?

4.Что такое симбиоз? Приведите примеры.

- Все они существуют как самостоятельные организмы. Могут ли грибы в своём существовании зависеть от какого-либо другого организма и утратить свою самостоятельность?


Вспоминают строение грибов, их особенности.

Выдвигают предположения.




























Фронтальная

Личностные:понимание важности знаний.

Регулятивные: в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.


Устные ответы

3.Создание проблемной ситуации

Показывает слайды: лес, пожар в лесу, последствия пожара.

- Что произошло?



- Как помочь природе ликвидировать последствия пожара?



Показывает слайд с биологическими объектами: грибы, деревья, цветы, лишайники.

- Какие из представленных биологических объектов могут помочь в ликвидации последствий пожара?

Демонстрирует натуральный экземпляр лишайника и задаёт вопрос классу:

- К какому царству живых организмов относится данный объект?

Выслушивает ответы обучающихся. Если правильный ответ не дан, сам даёт ответ.

- Поможет ли лишайник ликвидировать последствия пожара?

Просматривают слайды.



Отвечают на вопрос.

Предлагают варианты решения проблемы.

Просматривают слайд.





Учащиеся приходят к выводу, что на данный момент они не могут ответить на этот вопрос. Вступая в диалог с учителем, понимают, что не хватает знаний для объяснения того, каким образом лишайники могут помочь в восстановлении природного сообщества после пожара.

Фронтальная

Регулятивные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Познавательные: работа со слайдами презентации.

Личностные: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому.




Устные ответы

4.Целеполагание

Создаёт готовность к предстоящей деятельности. Помогает обучающимся сформулировать тему и задачи урока. (слайд)

Записывают тему урока

Фронтальная, индивидуальная.

Регулятивные: определять цели и задачи урока.

Устные ответы

5.Изучение нового материала

Знакомит с понятием Лихенология.



Показ учебного фильма «Строение лишайников».

Задание: Из каких двух организмов состоит лишайник?



-Какие отношения возникают у водоросли и гриба?

Показ слайда «Симбиоз – взаимополезные отношения», «Питание лишайников», объяснение учителя.

Записывают определение в тетрадь.

После просмотра фильма объясняют, что лишайник состоит из двух организмов: водоросли и гриба.

Отвечают на вопрос.



Слушают, рассматривают слайд, записывают в тетради определение «симбиоз». Делают зарисовку схемы «Питание лишайников».

Фронтальная, индивидуальная работа

Предметные: объяснять строение и жизнедеятельность живых организмов: строение, питание; понимать смысл биологических терминов: слоевище, симбиоз. Умение делать выводы и умозаключения.

Регулятивные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы.

Устные ответы, записи в тетради.

Физкультминутка

Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять.

Выполняют движения с учителем




Изучение нового материала

Показ слайда «Размножение».

Объяснение учителя.

Лишайник размножается своеобразно:

1.Частями слоевища, которые отламываются под воздействием ветра и других факторов среды.

2.Специальными образованиями: они состоят из одной или нескольких клеток водоросли, окружённых гифами гриба, которые выходят наружу в результате разрыва коркового слоя.




Слушают объяснение, отвечают на вопрос «Как размножаются лишайники?»

Фронтальная

Предметные: выделение существенных признаков в размножении лишайников.

Регулятивные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы.

Устные ответы

Изучение нового материала

Составьте классификацию лишайников в рабочей тетради, используя учебник.

Заполнение схемы по форме

Индивидуальная работа

Познавательные: составлять схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Осуществлять классификацию, выбирая основания и критерии.

Записи в тетрадях

Изучение нового материала

Сообщает обучающимся:

-Долгое время лишайники были загадкой для исследователей. Академик К.А.Тимирязев называл лишайники первопроходцами, симбиотическими организмами, биологическими индикаторами, растениями-сфинксами. Чтобы это доказать предлагаю исследовательскую работу в группах. Каждая группа будет работать над доказательством одного свойства и оформит свою работу в виде устного сообщения.

- Где можно получить информацию по данной теме?

Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников других групп. Оценивают правильность своих выводов и решений. Осуществляют самопроверку и самооценку полученных результатов.

В параграфе учебника, энциклопедиях, интернете, школьной медиатеке.

Групповая

Регулятивные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать своё.

Познавательные: работать с информационными текстами, интернетом, с текстом учебника.

Коммуникативные: работать в группах по обсуждению информации, слушать товарищей и обосновывать своё мнение, выражать свои мысли и идеи.


Сообщения представителей от групп.

Изучение нового материала

Слайд «Значение лишайников»

Рассказ учителя.

Значение лишайников в природе и жизни человека.

Влияние хозяйственной деятельности на экологию.

Слушают объяснение учителя. Используя схему слайда и рассказ учителя, приводят примеры значения лишайников.

Фронтальная

Личностные: формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

Познавательные: Умение анализировать различные источники информации, отвечать на вопрос.


6.Первичное осмысление и закрепление изученного

Работа с утверждениями (большой палец вверх – верно, вниз – неверно)

1.Тело лишайника представлено слоевищем.

2.Лишайник – это симбиотический организм, состоящий из гриба и бактерии.

3.Лишайники в природе связывают атмосферный азот.

4.У листоватых лишайников тело плоское, как пластинка.

5.Лишайники растут медленно.

6.Лишайники размножаются только половым способом.

7.Манна небесная – это лишайник.

8.Лишайники произрастают в местах с загрязнённым воздухом.

9.Лишайники могут жить в самых бесплодных местах.

10.Олений мох – это лишайник.

Работа с утверждениями.

Верные утверждения: 1,4,5,7,9,10.

Фронтальная, индивидуальная

Предметные: умение выбрать правильное утверждение.

Работа с утверждениями

7.Итоги урока. Рефлексия.

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

- Что нового узнали на уроке? Достигнута ли цель урока? Почему лишайники относят к особой группе живых организмов. Можно ли ликвидировать последствия пожара с помощью лишайников?

Выставляет оценки.

Называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

Фронтальная

Познавательные: формулирование ответов.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Оценивание учащихся за работу на уроке

8.Домашнее задание

Конкретизирует домашнее задание.

П.19, творческое задание: составить кроссворд по изученной теме (по желанию).

Сообщения: «Лишайники Новосибирской области», «Лишайники, занесённые в Красную книгу».

Записывают домашнее задание. Выбирают темы сообщений.

Индивидуальная












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!