Лишайники – уникальные создания природы, они являются симбиозом водоросли и гриба, индикаторами загрязнения окружающей среды. Изучая лишайники, обучающиеся повторяют знания о водорослях и грибах, изученных раннее, и знакомятся с новым организмом, который имеет огромное значение в природе.
1) Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.
2) Актуализация знаний.
3) Создание проблемной ситуации.
4) Целеполагание.
5) Изучение нового материала.
6)Первичное осмысление и закрепление изученного.
7)Итоги урока. Рефлексия.
8)Домашнее задание.
В соответствии с календарно-тематическим планированием данный урок является промежуточным при изучении раздела «Царство Растения» он опирается на знания полученные при изучении тем «Водоросли» и «Грибы».
Для организации учебной деятельности использовались принцип наглядности, доступности и активности. Цель: На основе изучения строения лишайников выявить взаимосвязь строения и выполняемых функций, а также формировать умения узнавать лишайники, обосновывать их принадлежность к данному отделу, а также умения характеризовать их роль в природе.
Тип урока: урок открытия новых знаний. Время на уроке использовано эффективно, часть урока дети работают самостоятельно в группах, а также вместе с учителем. Контроль знаний осуществляется в виде вопросов, работой с утверждениями, создание проектов.
Общая часть |
Предмет | биология | | Класс 5 | | | | |
Тема урока | Лишайники | | | | | |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Изучить организм, достигший высокого уровня существования – лишайник, его строение, жизнедеятельность, многообразие и значение в природе и жизни человека. Уметь находить в природе лишайники, оценивать их состояние. | Познавательные: умение работать с информацией: составлять схемы, таблицы, используя текст и рисунки учебника, видеофрагмент, презентацию. Коммуникативные: планировать сотрудничество с учителем и сверстниками при определении целей, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. Регулятивные: определять цель учебной деятельности, искать самостоятельно средства для достижения цели, умение управлять своей деятельностью. | Формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению; осознание ценности лишайников и последствий деятельности человека в экосистемах. |
Решаемые учебные проблемы | Показать важность изучения данной темы в курсе изучения предмета биологии; доказать значимость темы лично для каждого обучающегося. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Симбиоз, слоевище, накипные, листоватые, кустистые лишайники, ягель, лихенология, биоиндикатор. |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Компьютер, мультимедийный проектор |
Организационная структура урока |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
1.Мотивация к учебной деятельности | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. | Слушают учителя, отвечают на вопросы | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться, и сориентированы на участие в делах школьника; правильно индефицируют себя с позиций школьника. | Устные ответы |
2.Актуализация знаний | Проверка знаний по основным понятиям. Ответьте на вопросы: 1.Какие царства живой природы мы изучили? 2.Какова особенность питания водорослей? 3.Какова особенность питания грибов? Почему грибы нельзя отнести к растениям? 4.Что такое симбиоз? Приведите примеры. - Все они существуют как самостоятельные организмы. Могут ли грибы в своём существовании зависеть от какого-либо другого организма и утратить свою самостоятельность? | Вспоминают строение грибов, их особенности. Выдвигают предположения.
| Фронтальная | Личностные:понимание важности знаний. Регулятивные: в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. | Устные ответы |
3.Создание проблемной ситуации | Показывает слайды: лес, пожар в лесу, последствия пожара. - Что произошло?
- Как помочь природе ликвидировать последствия пожара?
Показывает слайд с биологическими объектами: грибы, деревья, цветы, лишайники. - Какие из представленных биологических объектов могут помочь в ликвидации последствий пожара? Демонстрирует натуральный экземпляр лишайника и задаёт вопрос классу: - К какому царству живых организмов относится данный объект? Выслушивает ответы обучающихся. Если правильный ответ не дан, сам даёт ответ. - Поможет ли лишайник ликвидировать последствия пожара? | Просматривают слайды.
Отвечают на вопрос. Предлагают варианты решения проблемы. Просматривают слайд.
Учащиеся приходят к выводу, что на данный момент они не могут ответить на этот вопрос. Вступая в диалог с учителем, понимают, что не хватает знаний для объяснения того, каким образом лишайники могут помочь в восстановлении природного сообщества после пожара. | Фронтальная | Регулятивные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Познавательные: работа со слайдами презентации. Личностные: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому.
| Устные ответы |
4.Целеполагание | Создаёт готовность к предстоящей деятельности. Помогает обучающимся сформулировать тему и задачи урока. (слайд) | Записывают тему урока | Фронтальная, индивидуальная. | Регулятивные: определять цели и задачи урока. | Устные ответы |
5.Изучение нового материала | Знакомит с понятием Лихенология.
Показ учебного фильма «Строение лишайников». Задание: Из каких двух организмов состоит лишайник?
-Какие отношения возникают у водоросли и гриба? Показ слайда «Симбиоз – взаимополезные отношения», «Питание лишайников», объяснение учителя. | Записывают определение в тетрадь. После просмотра фильма объясняют, что лишайник состоит из двух организмов: водоросли и гриба. Отвечают на вопрос.
Слушают, рассматривают слайд, записывают в тетради определение «симбиоз». Делают зарисовку схемы «Питание лишайников». | Фронтальная, индивидуальная работа | Предметные: объяснять строение и жизнедеятельность живых организмов: строение, питание; понимать смысл биологических терминов: слоевище, симбиоз. Умение делать выводы и умозаключения. Регулятивные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы. | Устные ответы, записи в тетради. |
Физкультминутка | Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять. | Выполняют движения с учителем | | | |
Изучение нового материала | Показ слайда «Размножение». Объяснение учителя. Лишайник размножается своеобразно: 1.Частями слоевища, которые отламываются под воздействием ветра и других факторов среды. 2.Специальными образованиями: они состоят из одной или нескольких клеток водоросли, окружённых гифами гриба, которые выходят наружу в результате разрыва коркового слоя.
| Слушают объяснение, отвечают на вопрос «Как размножаются лишайники?» | Фронтальная | Предметные: выделение существенных признаков в размножении лишайников. Регулятивные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы. | Устные ответы |
Изучение нового материала | Составьте классификацию лишайников в рабочей тетради, используя учебник. | Заполнение схемы по форме | Индивидуальная работа | Познавательные: составлять схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Осуществлять классификацию, выбирая основания и критерии. | Записи в тетрадях |
Изучение нового материала | Сообщает обучающимся: -Долгое время лишайники были загадкой для исследователей. Академик К.А.Тимирязев называл лишайники первопроходцами, симбиотическими организмами, биологическими индикаторами, растениями-сфинксами. Чтобы это доказать предлагаю исследовательскую работу в группах. Каждая группа будет работать над доказательством одного свойства и оформит свою работу в виде устного сообщения. - Где можно получить информацию по данной теме? | Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников других групп. Оценивают правильность своих выводов и решений. Осуществляют самопроверку и самооценку полученных результатов. В параграфе учебника, энциклопедиях, интернете, школьной медиатеке. | Групповая | Регулятивные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать своё. Познавательные: работать с информационными текстами, интернетом, с текстом учебника. Коммуникативные: работать в группах по обсуждению информации, слушать товарищей и обосновывать своё мнение, выражать свои мысли и идеи. | Сообщения представителей от групп. |
Изучение нового материала | Слайд «Значение лишайников» Рассказ учителя. Значение лишайников в природе и жизни человека. Влияние хозяйственной деятельности на экологию. | Слушают объяснение учителя. Используя схему слайда и рассказ учителя, приводят примеры значения лишайников. | Фронтальная | Личностные: формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды. Познавательные: Умение анализировать различные источники информации, отвечать на вопрос. | |
6.Первичное осмысление и закрепление изученного | Работа с утверждениями (большой палец вверх – верно, вниз – неверно) 1.Тело лишайника представлено слоевищем. 2.Лишайник – это симбиотический организм, состоящий из гриба и бактерии. 3.Лишайники в природе связывают атмосферный азот. 4.У листоватых лишайников тело плоское, как пластинка. 5.Лишайники растут медленно. 6.Лишайники размножаются только половым способом. 7.Манна небесная – это лишайник. 8.Лишайники произрастают в местах с загрязнённым воздухом. 9.Лишайники могут жить в самых бесплодных местах. 10.Олений мох – это лишайник. | Работа с утверждениями. Верные утверждения: 1,4,5,7,9,10. | Фронтальная, индивидуальная | Предметные: умение выбрать правильное утверждение. | Работа с утверждениями |
7.Итоги урока. Рефлексия. | Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. - Что нового узнали на уроке? Достигнута ли цель урока? Почему лишайники относят к особой группе живых организмов. Можно ли ликвидировать последствия пожара с помощью лишайников? Выставляет оценки. | Называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. | Фронтальная | Познавательные: формулирование ответов. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. | Оценивание учащихся за работу на уроке |
8.Домашнее задание | Конкретизирует домашнее задание. П.19, творческое задание: составить кроссворд по изученной теме (по желанию). Сообщения: «Лишайники Новосибирской области», «Лишайники, занесённые в Красную книгу». | Записывают домашнее задание. Выбирают темы сообщений. | Индивидуальная | | |