МОУ Коленовская СОШ
Урок чтения во 2-м классе.
Э.Успенский. "Чебурашка"
Учитель: Курилова Е.А.
Аннотация к уроку:
Урок проводится во 2 классе по программе Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой в форме путешествия. Для проверки домашнего задания используется волшебный телевизор. Дети самостоятельно формулируют тему урока. Активность учащихся на уроке поощряется «фотографиями» с изображением главного героя. На уроке созданы деловая атмосфера сотрудничества и позитивный эмоциональный настрой. В течение всего урока с учащимися ведется активный диалог. Используются различные методические приемы совершенствования навыков чтения. В конце урока используются этапы рефлексии, самооценки учащихся. Домашнее задание носит творческий характер.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление знаний.
Педагогическая технология: Игровая.
Форма урока: Урок – путешествие.
Тема: Э.Успенский «Чебурашка».
Цель урока: знакомство с творчеством Э.Успенского; формирование речевой компетентности; воспитание любви к книгам и чтению.
Ход урока.
1.Орг. момент.
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок
Урок литературного чтения
Словно приключение
С книгою в космосе ты побываешь
И в сказку поверишь
И много узнаешь.
Книга с нами дружит всегда
А вы урок чтения любите?
Да!
Тогда внимательно слушай, дружок,
Чтоб все задания выполнить смог.
2.Разминка.
1). Начинаем урок с дыхательной разминки.
Голову поднимем выше и легко, легко подышим,
-спокойное дыхание (вдох через нос, выдох через рот);
-надуваем воздушный шар;
-дуем на кипящее молоко;
Тихо сели.
3. Постановка темы и цели урока.
На сегодняшнем уроке мы будем
Думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
Выразительно читать.
Свои ответы на уроке вы можете начинать с этих слов. Прочитайте их.
На доске: Я думаю, что…
Я считаю, что…
Мне кажется…
По-моему…
-Сегодня я получила одну очень необычное письмо.. Прочитайте её пожалуйста.
Письмо.Дети читают начало
“Дорогие ребята! Примите мой горячий привет и пожелания здоровья. Я приглашаю вас всех в увлекательное путешествие по стране Литературии…”
(Подпись неразборчива).
Учитель: Дети, чтобы точно знать от кого это послание, предлагаю разгадать кроссворд.
Слайд1
Кроссворд
Друг крокодила Гены (ЧебУрашка).
Кот дяди Фёдора (МатроСкин).
Почтальон (Печкин).
Крокодил, сменщик Гены (ВалЕра).
Обезьянка Веры (АНфиса).
Крыса вредной старушки (ЛариСка).
Вредная старушка (ШапоКляк).
Собака дяди Фёдора (ШарИк).
Почтальон дяди Фёдора (ХватаЙка).
Из выделенных букв получается слово: УСПЕНСКИЙ.
Оказывается нас пригласил в увлекательное путешествие замечательный детский писатель Эдуард Успенский. А путешествовать мы с вами будем вот на этом замечательном паравозике.Слайд 2
Паравозик наш волшебный, чтобы он поехал необходимо выполнить речевую разминку.
Слайд3
4.Выполним упражнения для развития голоса и выработки чёткой и ясной дикции (речевая разминка).
Ра-ра-ра - начинается игра. (Радостно)
Ры-ры-ры - у мальчиков шары.(удивлённо)
Ро-ро-ро - у Раи новое ведро.(печально)
Ру-ру-ру - продолжаем мы игру.(вопросительно)
Мы выполнили разминку, для того чтобы выработать у себя чёткую дикцию.
Первая остановка Проверяйкина. Слайд 4
5.Проверка домашнего задания.
- Молодцы! И также красиво и выразительно мы почитаем стихи, которые готовили дома. Итак, небольшой конкурс чтецов (по 1 человеку от каждого ряда).
Выбираем лучшего.
Вот наш паровозик пришёл на станцию Успенская.
Слайд5
О замечательном детском писателе и поэте расскажет Орлова Катя.
Приближаемся на станцию Крокодил Гена и его друзья. Я уверена, что многие из вас читали эту книгу, кому то читали родители. Кто то смотрел мультфильм. А сегодня мы прочитаем отрывок из произведения Э. Успенского. « Чебурашка»
6. Первичное чтение текста
Но, сначала мы с вами должны научиться читать некоторые слова. Про себя читаем по слогам, вслух целыми словами.
ТРО-ПИ-ЧЕС-КОМ - ТРОПИЧЕСКОМ
ГИП-ПО-ПО-ТАМ - ГИППОПОТАМ
ОТ-ПРА-ВИЛ-СЯ - ОТПРАВИЛСЯ
А-ПЕЛЬ-СИ-НА-МИ - АПЕЛЬСИНАМИ
ПЕ-РЕ-ДВИ-ГАТЬ-СЯ - ПЕРЕДВИГАТЬСЯ
ПУ-ТЕ-ШЕСТ-ВИ-Е - ПУТЕШЕСТВИЕ
НЕ-ИЗ-ВЕСТ-НЫМ - НЕИЗВЕСТНЫМ
СОБ-СТВЕН-НО-ГО - СОБСТВЕННОГО
А сейчас будем читать сразу целыми словами.
ФРУКТ - ФРУКТОВЫЙ
ГРУЗ - ПОГРУЗИЛИ
БРАК - БРАКОВАННУЮ
ЗВЕРЬ - ЗВЕРЕК
ГОРОД - ГОРОДСКОЙ
- Какие слова вам не понятны? Выясняется их значение.
- Сегодня у нас комбинированное чтение. Начну я, продолжат дети, которые готовили чтение рассказа дома и, конечно же чтение “цепочкой”.
Открыли учебники на странице 137. Следим!
7. Первичное восприятие текста.
Кто же скажет, как называется произведение, отрывок из которого мы сейчас прочитали? (Ответы: “Крокодил Гена и его друзья”)
Понравилось произведение?
Что особенно?
Как вы думаете, каков характер Э. Успенского? (Ответы детей)
Следующая станция «Спортивная».
8. Физкульминутка.
- А теперь мы отдохнем немного.
(Физкульминутка для глаз).
9. Проверка понимания и смысла рассказа.
Итак, мы прочитали отрывок из повести -сказки “Крокодил Гена и его друзья”.
Кто является главным героем отрывка? (Чебурашка).
Почему у главного героя такое странное имя?
Как он оказался в магазине?
Почему Чебурашку не приняли в зоопарк? (подтвердите ответ строками из произведения).
Куда директор магазина отнес Чебурашку?
Кем предложили работать Чебурашке?
Где он стал жить?
Какой фрагмент текста проиллюстрировал художник? (найдите и прочитайте).
К какому типу текста можно отнести этот рассказ (описание, повествование, рассуждение)? Докажите! (Повествование. События сменяют друг друга.)
Назовите основные качества Чебурашки. (Прикрепляю таблички).
10. Контроль и самоконтроль понимания текста.
- А теперь небольшая проверочная работа. (У детей листочки с проставленной нумерацией 1,2,3).
Учитель зачитывает набор пронумерованных фраз, соответствующих или несоответствующих тексту. Ученик напротив номера фразы должны поставить знак + или - . Время на размышление минимальное. Проверка. Учитель зачитывает правильные ответы.
.Слайд.
Вопросы:
Чебурашка жил в густом тропическом лесу. +
Чебурашка забрался в ящик с апельсинами затем, чтобы немного отдохнуть. –
Чебурашку приняли в зоопарк -
Чебурашка стоял в витрине магазина и привлекал внимание прохожих. +
Чебурашка жил в телефонной будке +
Поменялись листочками и проверили ответы глядя на кампьютер.
11.Работа в парах.
А сейчас наш поезд прибыл на станцию Дружная. Давайте поработаем в парах на столе у вас листочки. На этих листочках отрывок из произведения Чебурашка.Некоторые слова я заменила, некоторые пропустила. Ваша задача внимательно прочитать отрывок, найти его в учебнике и исправить все изменения в этом отрывке.
12.Итог урока.
Самооценка учащихся.
Поднимите руку, кому удалось на уроке научиться читать быстро и выразительно. Поднимите руку те, кто сегодня на уроке отвечал полными ответами.
Оценивание учащихся учителем. Мне очень понравилось с вами работать. Вы хорошо читали, правильно отвечали на мои вопросы.
А закончить наш урок я хочу замечательными словами Э. Успенского. Слайд12.
13..Домашнее задание. (Разноуровневое) Слайд 13
1) Перечитать отрывок «Чебурашка» (Слабочитающим детям).
2)Нарисовать иллюстрацию к отрывку «Чебурашка» (остальным детям).