СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения "Басни И.А. Крылова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "Басни И.А. Крылова»»

Урок литературного чтения "Басни И.А. Крылова»

Цели:

  1. Повторить произведения И.А. Крылова;

  2. Развивать интеллект, логическое мышление, творческое воображение, пробуждать добрые чувства;

  3. Воспитывать высокие моральные качества, любовь к литературе.

Оборудование:

  • портрет И.А. Крылова,

  • рисунки детей к басням,

  • книги “Басни И.А. Крылова”,

  • музыкальная шкатулка,

  • конверты с заданиями,

  • маски животных,

  • учебник,

  • цветы красного, желтого и синего цветов.

Ход урока

I. Организационный момент.

(На доске портрет баснописца и рисунки детей к басням.)

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять,
Многое хочу узнать!

II. Введение в тему урока.

Учитель: Дети, вспомните, что такое басня? (Ответы детей.)

Учитель: Правильно. Басня – это краткий иносказательный рассказ поучительного характера. Действующими лицами в басне часто выступают животные, предметы, которые обладают человеческими качествами. Они обычно умеют говорить.

Учитель: Кто первым начал писать басни? (Выслушиваются ответы детей, затем обобщают подготовленные ученики.)

- Считают, что первым начал писать басни Эзоп, живший в Греции в IV веке до н.э. Именно в его баснях животные говорят, думают, как люди. Эзоп высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным. Такой литературный прием называется аллегорией.

Учитель: Что такое аллегория? (Иносказание.)

III. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

На доске запись: НАВИ ВОЛЫРК

Учитель: Мы с вами знаем, что псевдоним – это вымышленное имя писателя. Перед вами на доске записан псевдоним известного русского писателя. Прочитайте его.

(Дети читают запись справа налево.)

Учитель: Что вы можете сказать об этом человеке? (Ответы детей.)

Учитель: Иван Андреевич Крылов – великий русский поэт-баснописец. Он любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.

Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учат жить по справедливости.

Учитель: Послушайте стихотворение Михаила Исаковского, посвященное юбилею Ивана Андреевича Крылова.

(Читает подготовленный ученик.)

Ученик:

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни “Букварь” постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

Учитель: Сегодня мы отправимся с вами в прекрасный мир басен И.А. Крылова, и наш урок проведем в виде конкурса, который позволит выявить лучших знатоков басен.

За каждый правильный ответ вы получаете жетон.

2. Конкурсная программа.

Учитель: Сначала с вами проведем разминку.

Разминка. (Читают подготовленные ученики.)

а)

У сильного всегда бессильный виноват
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы истории не пишем.
Учитель: В какой басне звучат эти слова? (Волк и Ягненок.)

б)

До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.

Учитель: Кто так говорил? (Стрекоза.)

в) Перечислите героев басни, которые “затеяли” сыграть квартет. (Мартышка, Осел, Козел, Мишка.)

г) Кто смеялся над чужой бедой? (Голубок.)

д) С помощью этого предмета можно увидеть “что это там за рожа”? (Зеркало.)

е) Что за предметы, с полдюжины которых достала героиня одной из басен? (Очки.)

Учитель: Молодцы, ребята. Следующие задания нашего конкурса находятся в конвертах, которые разложены на столе.

(Дети по очереди берут конверты с заданиями, которые читает учитель.)

Конверт 1. Поэтический конкурс.

(Дети по желанию читают наизусть понравившиеся басни И. Крылова.)

 

Конверт 2. Конкурс “Юный художник”.

(Учитель показывает рисунки учащихся на доске к произведениям, дети отгадываю название басни.)

Конверт 3. Театральный конкурс.

(Учащиеся по желанию берут маски героев басни и инсценируют ее. В это время идет музыкальное сопровождение.)



Конверт 4. Кроссворд.

(Участникам раздаются сетки кроссворда с вопросами.)

Кроссворд.

По горизонтали:

3. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.
4. У него к зиме под листом “был готов и стол и дом”.
6. Кто без драки “хотел попасть в большие забияки”?
7. Кого по улицам водили, как будто на показ?

По вертикали:

1. Кто смеялся “вперед чужой беде”?
2. Один из героев, которые “везти с поклажей воз взялись”?
5. Осталась она без обеда из-за своей глупости.

Ответы:

По горизонтали:

3. Обезьяна.
4. Муравей.
6. Моська.
7. Слон.

По вертикали:

1. Голубок.
2. Рак.
5. Ворона.

Учитель: Давайте проверим ответы. Я читаю задание, а вы будете показывать иллюстрацию героя.

(Иллюстрации героев лежат на столе учителя.)

Подведем итог.

Физкультминутка: “Стрекоза и Муравей”.

Нес однажды Муравей
Две травинки для дверей.
На полянке под кустом 
Муравьишка строит дом,
Лишь снежок запорошит,
Стрекоза к нему спешит.
- Ты, Кума, не торопись,
А за дело-ка возьмись.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем приседать!

3. Игровая программа.

Учитель: А теперь переходим к игровой части нашего урока. Не забывайте, что вы продолжаете собирать жетоны.

Игра “Угадай басню”.

Учитель: В музыкальной шкатулке спрятаны слова с фразами из басен. Вы, ребята, должны прочитать эти слова и назвать басню.

(Учащиеся выходят, достают карточку с фразами, читают и называют ответ.)

а)

Иного также мы боимся,
Поколь к нему не приглядимся. (Лев и Лисица.)

б)

А, вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь. (Квартет.)

в)

Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье мое
С песком и илом? (Волк и ягненок.)

г)

Хоть видит око,
Да зуб неймет (Лисица и виноград.)

Учитель: Кого больше всего осуждает и высмеивает Крылов в этих баснях?

(Ответы учащихся.)

Игра “Загадочные животные”.

Учитель: Здесь даны названия животных – героев басен. Только буквы в словах перепутаны. Поставьте буквы на место, и вы получите названия данных животных.

На доске:

КВОЛ

ПУХЕТ

РАЙВЕУМ

ГУБОЛЬ

ЁСОЛ

ЛСОН

(Дети выполняют задания.)

Учитель: Что у вас получилось?

(Волк, Петух, Муравей, Голубь, Осел, Слон.)

Игра: “Узнай басню”.

Учитель: Ребята, давайте “сходим” с вами в “Картинную галерею” - посмотрим иллюстрации В. Серова к басням И. Крылова. Зал 3.

- Рассмотрите внимательно иллюстрации. К каким басням эти иллюстрации. Все ли басни вам знакомы?

(Учащиеся называют известные басни, если называют не изученную басню – рассказывают, откуда она им знакома.)

IV. Итог урока.

Учитель: Полезным ли для вас оказался урок? Чем? Нужно ли изучать басни? Чему они учат?

- Какое настроение у вас после сегодняшнего урока? Сейчас мы с вами соберем букеты цветов? Если у вас отличное настроение – соберите букет из красных цветов, хорошее – из желтых, а если не очень хорошее – из синих.

(На доске нарисованы три вазы с букетами.)

Учитель: Итак, ребята, вы показали очень хорошие знания басен И. Крылова. Молодцы!

- Давайте подсчитаем жетоны. Самыми лучшими знатоками басен оказались… (называются имена учащихся).

(Победители награждаются медалями “Лучшему знатоку” и книгами “Басни Крылова”.)

Домашнее задание.

Придумать свою басню в прозе (если сможете, то в стихах).