Тема: Х. К. Андерсен
« Пятеро из одного стручка»
Цели: формировать интерес к чтению и умение самостоятельно читать, осмысливать и анализировать; развивать речь, внимание, воображение, обогащать словарный запас; воспитывать доброту, заботу, трудолюбие.
Задачи: создать условия для формирования читательских умений, для развития читательской памяти, внимания; способствовать воспитанию стремления к самостоятельному чтению через возможность проявить свои знания и сравнить их со знаниями других учащихся; закрепить знание сказок Х. К. Андерсена.
Оборудование: портрет Х. К. Андерсена, книги, таблицы, карточки.
Ход урока
Приветствие учителям и гостям:
Мы приветствуем гостей –
Дорогих учителей,
Всех знакомых, незнакомых,
И серьезных, и веселых.
Оргмомент.
– Глазки на меня, вверх, вниз, влево, вправо, друг на друга – улыбнитесь, на меня.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим,
И тихонечко сидим.
3. Работа с таблицами.
Прочитать и пересказать по одному предложению дословно так, как там написано. А именно: ребенок читает дважды первое предложение и пересказывает это предложение слово в слово. Затем читает и пересказывает второе предложение и т. д. Упражнение выполняется в течение 4 минут.
4. Актуализация опорных знаний.
- О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится.
Присев у кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходят… сказки.
- Любите ли вы слушать сказки?
- А читать их любите?
- Почему вы любите слушать и читать сказки?
- Чем отличается сказка от других произведений?
(Главное в сказке – вымысел, фантазия.)
- Какие бывают сказки?
(Народные и литературные или авторские.)
-Конечно, нет ничего интереснее сказок. Вот и сегодня мы вспомним любимые сказки замечательного писателя из Дании.
- А отправиться в гости к сказкам нам поможет героиня одного из произведений этого сказочника. Угадайте, как ее зовут:
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка, чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала.
И маленькую ласточку от холода спасла.
(Дюймовочка.)
-Рост этой героини равен дюйму, т.е. 2,5 см.
- Из какой она сказки?
- Дюймовочка предлагает нам прочитать фамилию сказочника , она спрятана в цепочке букв:
ХКМУАНДЕРСЕНВРЧП
-Значит, произведение какого сказочника мы будем читать сегодня на уроке? (ПОРТРЕТ)
- Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?
*вспоминать сказки Х.К.Андерсена
*отвечать на вопросы
*находить в тексте нужные отрывки
*думать, делать выводы
5. Сообщение об авторе.
1)- Что вы знаете об авторе?
(Х.К.Андерсен датский писатель-сказочник. Его сказки читают дети всего мира.)
-Однажды в одной маленькой шотландской гостинице путешественник забыл тросточку. Хозяин гостиницы привязал к тросточке записку: «Датскому писателю Х.К.Андерсену», и отнес тросточку на почту. Почта приняла посылку с таким коротким адресом и доставила ее адресату. Потому что уже тогда весь мир знал фамилию этого необычного человека.
Он был великим сказочником. Для всех детей на Земле Андерсен стал добрым советчиком.
2) МЕДАЛЬ. – Международный Совет по книгам для молодежи. Награждают медалью Ганса Христиана Андерсена за международный вклад в дело написания и иллюстрации детских книг.
3) АННА ВАСИЛЬЕВНА ГАНЗЕН. Родилась в г. Касимове Рязанской области. Главный творческий вклад А. В. Ганзен в мировую культуру перевод сказок Г. Х. Андерсена на русский язык, перевод прекрасный, до сих пор непревзойденный, считается самым лучшим. (Девичья фамилия – Васильева.)
6. Работа над новым произведением.
1)- Прочитайте название сказки, которую мы будем читать.
(«Пятеро из одного стручка».)
- Как вы думаете, о ком или о чем эта сказка?
2)Слушание сказки (читает учитель).
3) Словарная работа:
дощатый
каморка
тщедушная
бечевка
блаженствовала
кровельный желоб
широкий мир
4) Работа с текстом: ( по рядам.)
1 ряд: а) –Где жили горошины? Как называется их дом?
- О чем мечтали горошины? Найдите и прочитайте в тексте слова, которые говорили горошины, улетая в широкий мир.(1 ч.)
2 ряд: б) – Чему радовалась больная девочка? Как она относилась к горошку? (Найдите слова в тексте.)
- Какие изменения, происходящие с ее дочкой за последнее время, заметила женщина? (2 ч.)
3 ряд: в) – Что стало с другими горошинами? (3 ч.)
г) – Как вы думаете, поправилась (выздоровела) ли девочка?
(Докажите это словами из текста.)
Всем: д) – Какая горошина вам понравилась больше всех? Почему?
5) Работа с карточками:
1)Какими вы представляете горошины? Укажите , какие слова подходят каждой из них.
Первая горошина скромная
Вторая горошина сонная
Третья горошина покорная
Четвертая горошина мечтательная
Пятая горошина хвастливая
2) Подумай, кому из пяти горошин повезло больше всех.
Я думаю, что больше всех повезло________________________
_________________________, потому что она __________________
_________________________________________________________.
7. Моделирование обложки к сказке.
8. Игра - викторина по сказкам Х.К.Андерсена.
Подбери книгу к отрывку из сказки (упражнение с книгами):
*Открыл солдат первую дверь и вошел в комнату. Посреди комнаты сундук стоит, на сундуке сидит собака с глазами, как чайные чашки, и таращила их на солдата.
(«Огниво»)
*- Я почти всю ночь напролет глаз не смыкала. Один бог знает, что такое попало ко мне в постель. Я лежала на чем-то твердом, и теперь у меня все тело в синяках. Это просто ужасно!
(«Принцесса на горошине»)
* - Как только одной из вас исполнится 15 лет, - говорила бабушка, - ей разрешат всплывать на поверхность моря, сидеть при свете месяца на скалах и смотреть на плывущие мимо корабли; она увидит земные леса и города.
(«Русалочка»)
*Но вот что было всего занимательней: подержишь руку над паром, который поднимался из горшочка, и сразу узнаешь, кто в городе какое кушанье стряпает.
(«Свинопас»)
* Ткачи потребовали еще денег, шелка и золота, - для того-де, чтобы продолжать работу. Но, получив все это, положили себе в карман, а на станках не появилось ни одной нитки. По-прежнему обманщики ткали на пустых станках.
(«Новое платье короля»)
*Элиза проснулась от шума лебединых крыльев. Братья ее опять превратились в птиц и большими кругами уходили в вышину; вскоре они совсем скрылись из виду. С Элизой остался только младший брат.
(«Дикие лебеди»)
Узнай предмет:
зеркало («Снежная королева»)
вешалка («Новое платье короля»)
зонтик («Оле – Лукойе»)
Назови героя по его описанию:
*Но всего милее была девушка, стоявшая на пороге в широко раскрытых дверях дворца. Она тоже была вырезана из картона: на ней была юбочка из тонкого батиста, на плече – голубой шарф и на груди – блестящая брошка, такая большая, как голова самой девушки. Красавица стояла на одной ножке, вытянув руки – она была…
(танцовщица из сказки «Стойкий оловянный солдатик»)
*Но был такой важный, ученый и богатый; шуба на нем была бархатная и очень красивая. Дом у него был в 20 раз больше, чем домик полевой мыши. Там было много больших комнат и длинных коридоров, но солнце никогда не заглядывало туда.
(крот из сказки «Дюймовочка»)
*Позолоченные башмачки, юбочка, грациозно подколотая пунцовой розой, золотая шляпа на головке и посох в руке – разве не прелесть?
(пастушка из сказки «Пастушка и трубочист»)
8. Итог урока.
- Чему учат сказки Х. К. Андерсена?
(Учат нас быть добрыми, смелыми, скромными, трудолюбивыми.)
- Сегодня мы славно поработали. Давайте посмотрим, выполнили ли мы задачи, которые поставили в начале урока?
9.Рефлексия.
- Дюймовочке пора возвращаться в свою сказку. Давайте подарим ей на память цветы. Выберите цветок, который соответствует вашему настроению, и составьте букет.
Дюймовочка говорит вам: «Спасибо». У нее для вас тоже подарки.
10. Домашнее задание.
- Кому еще захотелось почитать сказки Андерсена?
- Хочу подарить вам одно высказывание: «Не будьте суетны, когда открываете книгу; читайте с удовольствием, не торопясь».
- Урок окончен. До новых встреч!
6