Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Организационный момент | - Здравствуйте, ребята. Меня Арина Павловна и сегодня у вас я буду вести урок литературного чтения. Пожалуйста, проверьте свою готовность к уроку. -Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнётесь мне | Здороваются с учителем, настраиваются на работу на уроке. Проверяют готовность к уроку. | Регулятивные Коммуникативные |
Актуализация знаний | Золото добывают из земли, а знания из книги. - Прочитайте девиз нашего урока. - Объясните мне смысл пословицы. - Какие задачи мы ставим перед собой на уроке чтения? | Дети читают, объясняют её смысл; ставят задачи Учиться читать бегло, грамотно, выразительно; - учиться мыслить, выражать своё мнение; - развивать память, речь, мышление; - получить хорошую отметку Смысл пословицы в том,что книги –это бесценный источник знаний. Подразумевается, как золото.Но,чтобы что-либо получить,надо обязательно приложить усилие и трудиться. Человек читающий много книг, он интеллектуально развит, у него широркий кругозор и с ним интересно общаться. | Регулятивные Личностные Коммуникативные |
Мотивация Целеполагание | -Ребята, приготовьте листочки и посмотрите на слайд, Перед вами ряд цифр, записанных вразнобой, без какой-либо системы. Ваша задача – как можно быстрее выписать их на листок в порядке возрастания. 25 1 7 36 15 4 8 14 2 17 9 54 48 11 13 27 45 18 63 Сигналом к началу решения примеров служит включение песенки. - Поменялись работами. Проверяем ответы. - Что помешало сосредоточиться? А о чем была песня? Кто помнит слова? (Вывод: делать два дела сразу – решать и слушать песню – трудно, практически невозможно!) - А скажите мне честно, ребята, бывает так, что, придя домой, вы включаете музыку или телевизор и садитесь делать уроки? Правильно ли вы поступаете? Удобно ли вам? | Звучит песня. Дети выполняют задание под музыку. 1 ряд- 1,4,7,8,15,25,36 2 ряд- 2,9,14,17,48,54 3 ряд- 11,13,18,27,45,63 Мнение детей | Коммуникативные |
Этап подготовки к первичному восприятию | «Корзина идей» -Эти предметы пришли из разных рассказов, но у них один автор, произведение которого мы будем сегодня изучать. • Шляпа. Подсказка: «А может быть, её кто-нибудь за верёвочку дёргает? - Ну, пойди, посмотри. - Пойдём вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я её кочергой тресну. - Постой, я тоже кочергу возьму. - Да у нас другой кочерги нет. - Ну, я возьму лыжную палку». (Живая шляпа) • Каша (в упаковке). Подсказка: «Он переложил лишнюю крупу из кастрюли в тарелку и подлил в кастрюлю воды. Стали варить дальше. Варили, варили – смотрим, опять каша наружу лезет. - Ах, чтоб тебя! – говорит Мишка. - Куда ты лезешь? Схватил ложку, опять стал лишнюю крупу откладывать. Отложил и снова бух туда кружку воды». (Мишкина каша) • Лопатка детская Подсказка: «О, говорит, хорошая горка получилась! Сейчас скачусь. Только полез на горку – бух носом. - Ого! – говорит. – Скользкая. Поднялся на ноги и снова – бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может. - Что делать? – думает. Думал, думал и придумал. (На горке) -А кто является автором данных произведений? Николай Николаевич Носов родился 22 ноября в 1908, в семье актера. Николай Николаевич не сразу стал писателем. Он сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возчиком бревен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а потом перевелся в институт Кинематографии в Москве. После окончания института, больше двадцати лет проработал кинорежиссером и художником-мультипликатором. В годы Великов Отечественной войны за серию военно-технических картин режиссер был награжден боевым орденом Красной Звезды. О том, чтобы быть писателем, он и не думал. Николай Николаевич стал сочинять сказки для своего маленького сына. Сборники рассказов Носова представляют собой целую школу жизни. Каждый рассказ заставляет о чем-то задуматься, чему-то научиться в жизни. А кто герои этих рассказов? Это были обыкновенные мальчишки - Какие они носовские мальчишки? Они добрые, смелые, веселые, забавные, любознательные, смелые Из-за своей неопытности, самоуверенности, любопытства, мальчишеской поспешности часто они оказываются в «комических» ситуациях. Но в этих ситуациях они умнеют, растут, получают трудовые навыки. Становятся дружными, правдивыми, честными и отзывчивыми. -Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением юмориста (как его называли) и постараемся оценить все достоинства его доброго юмора, меткого слова. | Учитель по очереди показывает предметы. Учащиеся высказывают свои предположения. (Н.Н.Носов) | Познавательные Регулятивные |
Первичное восприятие произведения. Проверка первичного восприятия произведения. | Чтение названия рассказа. – Попробуйте представить, о чём произведение? -Давайте проверим наши догадки, прочитаем произведение. Чтение «цепочкой» по сигналу «Стоп» - Откройте учебник на странице 164. -В этом рассказе я нашла слова, значение которых вам может быть непонятным и это может затруднить восприятие текста. Рокочущим басом – низким мужским голосом Чурбан – обрубок бревна; неповоротливый человек, болван (переносное значение). Кафтан – длинная верхняя одежда с длинными рукавами Работа по словарю. Учебник с.217: титулярный советник, полудённое (море). -Подтвердились ли ваши предположения, высказанные перед чтением? - Какое настроение вызвало у вас произведение? -Над кем вы смеялись? Почему? -Понравился ли вам Федя? -Что делал Федя до того, как стал делать уроки? - О чем это говорит? -Как вы думаете, хотелось ли Феде делать уроки? -Как Федя слушает концерт? - Решил Федя задачу? -А что мешает Феде? Как он думает? -А на самом деле что мешает Феде? - Он просто погнался за 2-мя зайцами, как говорится в русской пословице? | Дети читают рассказ Отвечают на вопросы учителя. -смешное, веселое, радостное -Над Федей, он выглядит смешно со стороны, он не понял почему не решил задачу -да, на меня похож, мне его жаль, никак задачу не решит..., не понравился плохой ученик.... - был на катке - он любит гулять, веселиться... наверное не очень любит учиться... -Нет. Он говорит включая телевизор: "Веселее будет делать уроки". Значит делать уроки невесело и скучно. -С интересом, вникает в содержание песни, посчитал сколько раз упоминается колокольчик -Нет -Телевизор, Федя злится на него -он сам себе мешает, его неумение сосредоточиться на одном деле -За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. | Познавательные Регулятивные Коммуникативные |
Физкультминутка | -Упражнения нужно делать, встав из-за парты. Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазкам видеть всё дано - Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг. | Выполняют действия за учителем | Личностные |
Анализ произведения | Предлагаю разделить текст на смысловые части - На сколько частей можно разделить этот текст? Как вы думаете? -Почему вы так решили? Примерно на 4 части Первая часть, примерно, « Песня про блоху» -Откуда пришёл Федя? -Что собирался делать Федя? - Для чего он включил телевизор? -О ком была песня? - Из-за чего возмутился Федя? - Какие мысли посетили Федю во время прослушивания этой песни? Второя часть, примерно, «Песня про титулярного советника» - Что стало интересно Феде? - Пока Федя читал задачу, что произошло? Третья часть, примерно, «Песня про колокольчик» - Феде так понравилась песня что он даже начал(что-то делать)…? - Что произошло, когда Федя снова отвлекаться на песню? - Почему Федя выразился –«Прямо деваться некуда?...Хоть из дома беги? Последняя, четвёртая часть, примерно, « О алмазах» -Почему Федя начал возмущаться? - Из-за не понимания задачи, Федя решил что сделать? - Можно ли назвать этот рассказ юмористическим? Почему? Можете назвать основную особенность юмористических рассказов? - Почему Федя решил обратиться к Юре за помощью? Сможет ли Юра растолковать трудовую задачу? - Почему автор озаглавил рассказ как «Федина задача»? Какую задачу по мнению автора должен был решить Федя? - Давайте посмотрим на слайд и увидим тут разные пословицы Ум хорошо, а два лучше Делу время, а потехе час Сделал дело, гуляй смело Какие труды, такие плоды За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь - Как вы думаете, какая пословица больше подходит для данного рассказа? | С катка Он собрался делать уроки Чтобы веселее делать уроки О блохе Что она была милее собственного брата Как портной сошьет кафтан блохе Кто такой титулярный советник Песня закончилась Пристукивать в такт песни Он перепутал задачу Потому что песня снова была про колокольчик Алмазы надо считать, а он даже муку не может посчитать Он решил обратиться к своему однокласснику Да. Главная особенность юмористических рассказов – краткость, забавная манера изложения, наличие смешных ситуаций, в которые попадают главные герои. Думаю он полагался на своего одноклассника Сможет Вся проблема Фели была в нём самом. Автор показал что главной задачей для него было концентрация внимания на домашнем задание, а не на концерте За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь | Регулятивные Познавательные |
Обобщение прочитанного | -Сегодня мы познакомились с новым для вас произведением. - Итак, о чем же этот текст? В чем его главная мысль, тема? - Чему научил вас этот текст? - О чем заставил задуматься? -Понравилось ли вам оно? Чем? - А получилось бы у вас делать два дела сразу? | Что нужно делать дела последовательно | Регулятивные |
Творческая работа | -Нас ждет интересная работа, проявите сообразительность, творчество, внимание. Работа по ряду (по карточкам): 1. Исследователи 2. Аналитики 3. Консультанты Исследователи а) Какой номер задачи был задан Феде? (639) б) Сколько раз начинал читать задачу Федя?(5) в) Сколько мелодий прослушал Федя? (6) г) В скольких песнях встречается слово "колокольчики"? (2) Аналитики - Вставьте подходящее слово из текста: Раз как-то зимой Федя Рыбкин пришел с ….. (катка). Он включил …. (радио), достал из сумки задачник и стал искать заданную на дом задачу. Из репродуктора послышались звуки… (рояля) и чей-то голос запел рокочущим густым басом…. Он прослушал песню до конца, но так и не узнал, как портной справился со своей…. (задачей). Эта песенка очень понравилась Феде. Он даже забыл про задачу и стал пристукивать …. (карандашом) по столу в такт. Однозвучно гремит …. (колокольчик), - послышался высокий мужской голос из репродуктора. Пойду лучше к …. (Юре) Сорокину, попрошу, чтоб растолковал. Консультанты - Составить советы как правильно делать домашнее задание | Выполняют работу | Личностные |
Домашнее задание | - Ваше домашнее задание –составте план к рассказу. | | |
Итог урока. Рефлексия. | -Как автор относится к герою своего рассказа? Посмеивается над ним? Осуждает его? Или помогает ему что-то понять? - Что должен научиться делать мальчик? - А как бы вы помогли Феде с задачей? - А как лучше, дать списать или объяснить? - А вы, к кому бы из одноклассников обратились за помощью? - Как вы думаете, для чего Н.Н.Носов написал этот рассказ? Чтобы повеселить читателя или с другой целью? - Что полезного для себя вы взяли из рассказа? - Как вы думаете, почему рассказы Носова не стареют? Почему их с удовольствием читали ваши бабушки и дедушки, ваши мамы и папы и с удовольствием читаете вы? | Отвечают на вопросы, анализируют свою деятельность на уроке. - научить себя создавать условия для выполнения домашнего задания - объяснить - показать со стороны и поучить | Личностные |