развивать умение слушать художественное слово, развивать речь учащихся, расширять их словарный запас, развивать умение находить и формулировать главную мысль рассказа, выражать своё отношение к прочитанному, умение давать оценку поступкам героев,
развивать навыки контроля и самоконтроля, познавательной и творческой активности;
воспитывать такие нравственные качества личности как отзывчивость, доброта, ответственность за свои поступки.
Структура урока. Время. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мобилизующая часть урока. Мотивация. (1 минута) | Ребята, давайте улыбнёмся, подарим друг другу хорошее настроение и с хорошими мыслями и словами начнём урок. Эпиграфом к сегодняшнему уроку мне хотелось бы взять такие слова: «Доброе слово душу радует, злое слово душу уродует» (слайд1) Мы ещё вернёмся к этим словам в конце урока. А пока… | Слова и улыбки детей. | Л: положительное отношение к познавательной деятельности |
Проверка домашнего задания. (3 минуты) | - Мы завершили изучение произведения К.Г.Паустовского. - Какое домашнее задание вы подготовили? У вас есть критерии самооценки эссе, они голубого цвета. В соответствии с данными критериями оцените свою работу (1 мин), поменяйтесь работами и оцените работу своего товарища ( 1мин), положите работы на край стола, в конце урока я соберу их, проверю и поставлю свою отметку. - Итак, с какими мыслями мы перевернули последнюю страницу? | - Эссе на тему: «Чем должен жить человек» 1. Оценка и самооценка сочинения по установленным критериям Карточка с критериями самооценки эссе. (голубого цвета) - Приятно получать подарки, а ещё приятнее их дарить. Нужно стараться жить не только для себя, но и для других. Чаще радовать других, чтобы жизнь была счастливее. | Р: формирование умения оценивать свой труд и работу товарища в соответствии с заданными критериями; К: умение слушать собеседника, доносить свою мысль до слушателей |
Целеполагание (3 минуты) | - Недавно прошли большие праздники, когда мы имели возможность порадовать себя и своих близких. Неслучайно, неверное, у нас появилось изображение ёлки. (слайд 2) Может быть, вы догадаетесь с каким произведением мы будем знакомиться сегодня? Как оно называется? -Кто знает автора этого произведения? -Сформулируйте тему урока. (слайд 3) -Какие цели мы поставим на этот урок? (список целей вывешивается рядом с ёлкой ) У нас получилась лесенка задач, по которой начиная от самой лёгкой и дойдя до самой сложной, мы должны добраться до вершины нашего урока. - А какой цели вы хотели бы достичь на уроке? Возьмите цветной стикер и прикрепите его на ёлочку напротив намеченной вами цели. Теперь приступаем к достижению намеченных задач. | «Ёлка» М.М. Зощенко. Изучение произведения М.М.Зощенко «Ёлка». Познакомиться с произведением и автором, обогащать словарный запас, развивать навыки выразительного чтения, анализировать поступки героев, давать им характеристику, устанавливать взаимосвязь между событиями и определять главную мысль, уметь работать в паре и группе, развивать творческие навыки. Дети вешают свои стикеры на ёлку. | Р: умение определять цели и задачи усвоения новых знаний, в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи; П: умение обосновывать суждения. |
Актуализация знаний. (4 минуты) | 1.Ребята, знаком ли вам автор М.М Зощенко? Вспомните какие рассказы Зощенко вы читали? Кто является героями этих рассказов? В чём особенности рассказов М Зощенко? Чем они интересны? 2. Ребята, Дима подготовил презентацию и напомнит нам об основных событиях из биографии М.Зощенко.(2мин) Оцените выступление Димы. Ребята, у вас есть листы самооценки, если вы внимательно послушали и запомнили сведения об авторе, то возьмите лист самооценки и закрасьте первый смайлик. | «Великие путешественники», «Золотые слова» Лёля и Минька Автор рассказывает истории из своего детства (автобиографичны) Они написаны с юмором и поучительны. Презентация. Рассказ учащегося. Оценка в соответствии с критериями. Лист самооценки ( позиция 1 ) белого цвета | Л: формирование мотивации к учению и целенаправленной познавательной деятельности; К: умение слушать и понимать других, Р: формирование умения оценивать свой труд и работу товарища в соответствии с заданными критериями; |
Прогнозирование. минута) | Откроем учебники. -Давайте выдвинем предположение о чём пойдёт речь в произведении, учитывая название и особенности творчества автора. -Как вы думаете, кто изображён на иллюстрации в учебнике? | О том, как Лёля и Минька праздновали Новый год; произведение будет прозаическим и юмористическим. Главные герои рассказа. | Р: формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника П: умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; |
6.Словарная работа (презентация) (3 минуты) | Ребята, в тексте нам встретятся незнакомые слова. Работаем в парах. На ваших столах лежат словари, отклейте карточку, прочитайте слово и найдите его значение в словаре. Н а это вам даётся 1 минута. Проверка: Мы выяснили, что (слайд 4) пастилка- это… фарфор – это… церемониться - это… ручаться - это… В тексте встретится слово длинновязая, его нет в наших словарях, давайте подберём синоним к этому слову. длинновязая –это Также в тексте будут слова, выделенные синим цветом. Где надо посмотреть их значение? ( в словаре учебника) Посмотрите значение слов: золотушный ребёнок- это… - Кто принимал активное участие в словарной работе, может закрасить смайлик в оценочных листах. (позиция 2) | Дети работают по парам и ищут слова в своём словаре, проверка - по презентации. Карточка со словарными словами Дети зачитывают значение слов. Пастилка- это кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара. Фарфор – это масса из лучших сортов белой глины и изделия из неё. Церемониться- это проявлять излишнюю мягкость, стеснение. Ручаться- это брать ответственность на себя. Длинновязая – это очень высокая и нескладная. закрашивание смайлика в оценочных листах. (позиция 2) | К: умение работать в паре; П: умение извлекать информацию из текстов, умение ориентироваться в словарях Р: формирование умения оценивать свои действия в соответствии с заданными задачами. |
7.Знакомство с произведением. (8 минут) | Хорошо, а теперь познакомимся с произведением М. Зощенко и прослушаем запись в исполнении Народного артиста СССР Игоря Владимировича Ильинского. В записи артист изменил авторский текст и поставил свой возраст. А теперь внимательно слушаем и следим по тексту. -Кто был внимателен и хорошо слушал и следил, сделайте пометку в оценочном листе. | Прослушивание аудиозаписи, молчаливое чтение вслед за ним . Оценочный лист ( позиция 3) | К: формировать умение слушать Р: формирование умения оценивать свои действия в соответствии с заданными задачами. |
8.Первоначальные впечатления (1 минута) | Вспомните, в начале урока мы выдвигали предположение о чём будет произведение, подтвердились ли наши предположении? -Какое впечатление произвело на вас это произведение? -Определите жанр этого произведения. -Кто главные герои рассказа? -Какова тема этого рассказа? Как вы понимаете название произведения? В каком значении использовано слово ёлка? -Что вынесено в название тема или главная мысль? | Да, это произведение о праздновании Нового года и главные действующие лица Минька и Лёля. Это рассказ юмористического (сатирического) характера. в значении новогоднего праздника тема | Л: формировать умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции П: умение определять тему текста |
Физминутка (дыхательная) (1 минута) | А теперь давайте минутку отдохнём и сделаем дыхательную гимнастику. 1 ученик у доски показывает движения, учитель считает | Движения | |
9.Выборочное чтение и усвоение содержания с элементами анализа (5 минут) 10. Творческая работа. Инсценировка. ( 4 минуты) | У вас есть карточки красного цвета с вопросами и заданиями, приготовьтесь работать по ним. (Фронтальная работа) Отметили данный пункт в листах самооценки те, кто принимал активное участие в работе, -А теперь давайте посмотрим диалог Лёли и Миньки около ёлки. Нам его представят Юля и Дима. - Удалось ли ребятам передать характеры главных героев, были ли они артистичны? Я думаю, они заслуживают отличных отметок. Вы посмотрели диалог Лёли и Миньки. -Как вы оцените поведение Лёли? Почему? -Как вы оцените поведение Миньки? Почему? | Карточка красного цвета с вопросами и заданиями. Дети читают вопросы и отвечают на них, читают задания и зачитывают из текста ответы на вопросы. Оценочный лист ( позиция 4) Инсценировка. Лёля неправильно себя повела, она сама стала есть угощения и Миньку не остановила, хотя была старше брата. Минька был маленький и копировал поведение сестры. | П: формирование умения поиска и выделения информации, установления причинно-следственных связей Л: нравствен-этическая ориентация ( умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции), формирование оценивать поступки героев в соответствии с определённой ситуацией Р: формирование умения оценивать свою работу и работу товарища в соответствии с учебной задачей |
11.Анализ художественного текста. Характеристика героев. (5 минут) 12.Физминутка для глаз (1 минута) 13. Составление плана. (3 минуты) | А теперь давайте дадим характеристики Лёле и Миньке. Возьмите карточки жёлтого цвета. 3 минуты для работы 1.Работа в группах. Составим кластеры - 1 , 2, 3 группы составляют характеристику Лёли. 4, 5,6 группы составляют характеристику Миньки. Проверка: Зачитывание характеристик, остальные добавляют. - Получились не очень симпатичные характеристики ребят. Как же тогда Лёле и Миньке удалось вырасти хорошими людьми? Давайте дадим возможность отдохнуть нашим глазкам. 2.Работа в парах ( 2 минуты) - Молодцы! А теперь попробуем восстановить последовательность событий в рассказе. У вас есть карточки зелёного цвета, попробуйте очень быстро составить правильный план рассказа. Проверка: слайд 6 У кого получился такой же план, отметьте свою работу в листах самооценки | Работа в малых группах. (3 минуты) Оценочный лист ( позиция 5) Характеристики Лёли и Миньки Потому что они получили урок на всю жизнь от отца, как не следует поступать и никогда больше так не делали. Презентация Дети составляют план (восстанавливают последовательность ) Оценочный лист ( позиция 6) | К: умение работать в группах, умение слушать и понимать других, выражать своё собственное мнение, умение оформлять свои мысли в устной форме Р: формирование умения оценивать свою работу и работу товарища в соответствии с учебной задачей К: умение работать в паре; П: поиск и выделение информации, установление причинно-следственных связей |
12. Итог (1 минута) | Надеюсь, что этот рассказ оказался полезным для вас. -Какой урок вы извлекли из этого произведения? Вспомните эпиграф к сегодняшнему уроку, как он соотносится с главной мыслью этого произведения? | Нужно задумываться о последствиях своих поступков. Можно стать хорошим и добрым человеком только тогда, когда относишься к людям по-доброму. | П: умение на основе анализа делать выводы, Л: умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции |
13. Самооценка (1 минута) | -Добились ли мы поставленных целей? А каждый из вас? Не все смогли реализовать последнюю цель – формирование творческих навыков, но есть возможность это сделать дома, если вы выберете творческое домашнее задание. | Оценочный лист ( позиция 7) Рассказывают какую цель ставил и получилось ли её достичь, сколько баллов набрал и какую оценку заработал. | Р: формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; Л: умение объективно оценивать результаты деятельности |
14.Рефлексия ( 2 минуты) | Выберите предложения, которые вам хотелось бы продолжить (в презентации) слайд 6 Урок был для меня интересным (неинтересным), потому что… Я понял, что.. Я научился … Теперь я могу … и т.д. | Ответы | П: умение строить собственные суждения на тему; Р: способность преодолевать трудности и понимать перспективы; Л: умение выделять нравственный аспект и объективно оценивать результаты деятельности |
15. Домашнее задание (1 минута) | Выберите себе домашнее задание, которое вы хотели бы выполнить. 1. Подготовить пересказ рассказа или 2. написать отзыв о рассказе М.Зощенко «Ёлка» или 3.описать интересный случай из своей жизни о встрече Нового года. или 4. написать, что можно изменить в рассказе, чтобы праздник состоялся. Слайд 7 - Благодарю всех за работу, надеюсь, что урок окажется полезным и поможет вам в жизни. | | |