Конспект урока литературного чтения
во 2Б классе
Учебный предмет: литературное чтение
Класс: 2 класс
УМК «Начальная школа XXI века» Учитель Машкина Т.Н.
Тема: С.Михалков «Быль для детей».
Цели урока:
1. Обогащение читательского опыта: знакомство с произведениями о Великой Отечественной войне.
2. Развитие читательского интереса и читательских умений, навыков выразительного чтения, речи, образного мышления.
4. Воспитание любви к Родине, к её истории, уважение к ветеранам.
Формирование УУД на уроке: Личностные : содействовать осознанию ценности изучаемого предмета; познание героического прошлого своей страны и народа.
Регулятивные : определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; планировать учебное сотрудничество; формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.
Познавательные : воспринимать прослушанное художественное произведение; уметь работать с текстом стихотворного произведения: определять тему, жанр, понимать главную мысль произведения, объяснять своё эмоциональное состояние в процессе слушания.
Коммуникативные :уметь слушать и слышать речь учителя и одноклассников; использовать речь для регуляции своего действия; воспитывать культуру диалогового общения.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» авт.Л.А. Ефросинина, 2класс М.: «Вентана-Граф», 2011; рабочая тетрадь «Литературное чтение» авт. Л.А. Ефросинина, 2 класс. М.: «Вентана-Граф», 2011; чистые листы бумаги для групповой работы; цветные карандаши; карточки с заданиями для групповой работы; толковые словари.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе и мир в нашей стране. Я желаю всем нам хорошего урока.
2. Актуализация знаний.
- Чтобы вы хотели узнать и чему научиться? (Научиться выразительно читать.)
-Для чего вам это нужно? (Нам это нужно для того, чтобы правильно читать)
- Хотите знать, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Да)
- А поможет нам определить тему урока книга писателя, которого я очень люблю.
Я показываю том стихотворений С.Михалкова 1963 года и спрашиваю:
- О чём может рассказать книга? ( ответы детей)
- Как вы думаете, творчеству, какого писателя будет посвящён урок? Почему?
а) Актуализация знаний о писателе.
Имя С.В. Михалкова известно читателям всего мира – и детям и взрослым. Он является автором слов Гимна России. Всем известны такие произведения как “Дядя Стёпа”, “А что у вас?”, “Мы с приятелем вдвоём”.
Презентация « А что у вас?» Творчество С.В.Михалкова
Игра « Собери стихотворение». Работа в группах.
( Ребятам предлагаются строчки из стихотворений, надо собрать четверостишие и вспомнить название)
Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением С.Михалкова
. - Какой великий праздник собирается отметить вся наша большая страна? (День Победы)
- Мы познакомимся с произведением о Великой Победе нашего народа в Великой Отечественной войне. В конце урока мы подведём итог нашей работы: кто чему научился, и какой у нас получился урок.
С.В. Михалков “Быль для детей”
б) “Погружение в урок”. Подготовка к восприятию текста.
Беседа о Великой Отечественной войне
- Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов. Для нас война – история.
Нарушив мирную жизнь, внезапно, без объявления войны, фашистская Германия 22 июня 1941 года напала на нашу страну.
Фашисты захватили много стран, они убивали людей, сжигали города и деревни.
Но наша армия разгромила фашистов, освободила родную землю и другие страны, в том числе и Германию. Но Победа – это не только радость, но и скорбь. Было подсчитано, что из каждых ста воевавших осталось в живых только трое. На сотнях памятников и обелисков не увидишь имен, лишь количество захороненных. Они пали за свободу и независимость нашей Родины. И в нашей области нет ни одного населённого пункта, откуда не ушли бы на войну солдаты. Многие из них не вернулись домой, погибли, защищая Родину от фашистов.
Да, время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народной.
Этой странице истории и посвящается стихотворение С. Михалкова “Быль для детей”.
- А что такое быль?
3.Знакомство с новым произведением.
1.Первичное восприятие текста
Отрывок из стихотворения прочитает ученица 2 В класс Настя Мосолова, лауреат 2 степени окружного конкурса чтецов.
2.Проверка первичного восприятия
Обмен впечатлениями после чтения.
- Какие чувства вы испытали, слушая это произведение?
- Что слушали? Какое произведение по жанру?
- Какие картины вы представляли, слушая это стихотворение?
4.Работа с текстом
1. Вторичное восприятие текста.
- Дети, а хочется вам самим прочитать это произведение?
2. Словарная работа:
Советские люди, фронт, рейхстаг
- О каком советском народе идет речь?
- Прочитайте первую подсказку ( стр. 90.)
- Объясни значение слова "фронт".
Советские люди – народ, который жил в Советском Союзе.
Фронт – место военных действий.
Рейхстаг – здание германского парламента в Берлине
3. Работа над содержанием произведения.
- Сколько частей в были?
- Прочтите вступление.
- Для кого автор написал это произведение?
Работа в группах.
- Ответьте на вопросы. Ответы подтвердите текстом.
Вопросы для 1 группы:
- Когда началась война? Прочитайте
- Кто дал немецким войскам приказ?
- Кто встал на защиту Родины?
- Как можно озаглавить 1-ю часть?
Вопросы для 2 группы:
- Долго ли шла война?
- С кем сравнивает автор наш народ?
- О каких городах говорится во 2 части?
- Кто защищал нашу Родину?
- Как можно озаглавить 2-ю часть?
Вопросы для 3 группы:
- Кого прославляет поэт?
- Какая весть разлетелась во все концы?
- Как можно озаглавить 3-ю часть?
Физминутка
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой - раз, левой - раз,
Посмотрите все на нас.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!
4. Подготовка к выразительному чтению
- Как выдумаете, одинаково ли нужно читать всё произведение?
- О чём говорится в первой части?
- В 1941 году пришла на нашу землю война. Рано утром 22 июня гитлеровские войска перешли границу СССР. Фашисты хотели поработить наш народ, захватить природные богатства нашей страны, разграбить или уничтожить её культурные ценности.
На защиту Родины встала вся страна, все – от мала до велика. Мужчины ушли на фронт, женщины, старики и дети работали у станков, рыли окопы, выращивали хлеб, отправляли продукты на фронт для родной армии.
- С какой интонацией вы будете её читать?
- О чём говорится во второй части?
- 1418 дней и ночей шла война. Она унесла около 27 миллионов жизней советских людей.
Война – это 1725 разрушенных и сожжённых городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
Все люди нашей страны встали на защиту Родины. Все, от мала до велика, мужчины, женщины, дети – все боролись против фашистов.
- С кем сравнивает наш народ автор?
- «И от моря и до моря встали русские полки», «показал себя на деле богатырский наш народ»
Такие слова называются эпитетами.
- Найдите в толковом словаре значение слова «эпитет»
Эпитет – образное художественное определение свойств предмета.
- Для чего нужны эпитеты?
- Какое значение вкладывает в эти эпитеты автор? Мощь страны, её силу)
- Как нужно читать вторую часть?
- О чём говорится в третьей части?
- И вот он – День Победы, 9 Мая 1945 года. Это большой всенародный праздник. Этот день принёс мир не только нашему народу, но и всей Земле.
- Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства. (Cамостоятельное чтение стихотворения вполголоса)
- Кто попробует прочитать стихотворение выразительно?
5.Выразительное чтение стихотворения
- Как вы думаете, какое чувство появляется у человека после прочтения данного стихотворения? (Чувство гордости за свою Родину, народ)
- Как вы считаете, для чего автор написал это произведение?
- Чтобы напомнить нам о людях, которые защищали нас от фашистов.
- Чтобы передать радость.
- Чтобы привлечь внимание читающего к истории России.
- Чтобы вызвать взаимное переживание
6.Обобщение по теме урока
а) Работа с иллюстрацией к тексту.
- Что изображено на иллюстрации к стихотворению? Какое настроение передаёт художник?
( Победа! Салют! Но горечь в глазах солдата – тяжёлой ценой досталась ему победа. Жизни многих людей унесла война. Солдат преклонил голову перед могилой воина)
б) Рассказ « В моей семье живёт память о войне»
- Ребята, как называют людей, которые воевали, прошли всю войну? ( Ветераны)
- С каждым годом их остаётся всё меньше и меньше. Чтобы знать о войне, какой ценой завоёван мир, надо беседовать с бабушками и дедушками, прабабушками и прадедушками.
В нашем лицее в прошлом году , к 70-ой годовщине Великой Победы была создана рукописная « Книга Победы», в работе над которой принимали участие и ученики нашего класса Гуламов Максим, Панькова Женя, Михайлова Дарья.
( Рассказ Жени, Максима и Даши о своих прадедушках)
в) Исполнение песни « Прадедушка» ( на фоне презентации с караоке)
г)) Какая пословица подходит к этому произведению?
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Для Родины своей ни сил, но жизни не жалей.
Тот герой, кто за Родину горой.
Каковы дела, такова и слава
7.Рефлексия деятельности на уроке.
- С каким произведением познакомились?
- Кто его автор?
-Почему автор назвал его былью?
- Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Что вы не знали, а теперь знаете?
- Какие задания показались вам наиболее интересными?
- Пригодятся ли вам эти знания в жизни?
Продолжите предложения.
- Мне понравилось…
- Мне было трудно…
4. Работа в группах. «Праздничный салют»
Не опишешь в этой были
Всех боев, какие были.
Немцев били там и тут,
Как побили - так салют!
5. Домашнее задание.
Стр. 88-89,выразительное чтение. Подготовить рассказ « В моей семье живёт память о войне»