МБОУ « Рышковская средняя общеобразовательная школа»
Курского района, Курской области
Выполнила учитель начальных классов
Новикова Ирина Александровна
Тема: В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
Цель: анализ художественного произведения; расширить понятия:«литературная сказка» и «русская народная сказка»; научиться их сравнивать; формировать навыки чтения; выражать свое отношение к героям, давать характеристику поступкам; взять из сказки что-то нужное, важное для себя.
Задачи:
обобщить знания и умения работы над сказкой, уметь сравнивать и анализировать (чем литературное произведение отличается от народного), учить устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать взаимосвязь описываемых в нём событий, воспроизведения содержания сказки по вопросам учителя.
развивать устную речь учащихся; развивать образное мышление; развивать артикуляционный аппарат; развивать умение анализировать, обобщать; развивать речь, память, воображение
воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности
Планируемые результаты
Предметные:
продолжить знакомство с авторской сказкой В. Ф. Одоевского;
научатся называть специфические особенности жанра литературной сказки; выделять главную мысль произведения под руководством учителя; характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков
Метапредметные:
познавательные: осознают сущность, и значение литературных сказок как части русской национальной культуры;
регулятивные: выбирают вместе (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывают совместно (в паре), критерии оценивания результатов; анализируют причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы;
коммуникативные: готовят небольшие сообщения, обращаясь за помощью ко взрослым только в случае затруднений; осознают цель своего высказывания; строят диалог в группе, задают вопросы;
Личностные:
оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей.
Оборудование: слова-прилагательные к героям сказки (ленивая, добрая, грубая, трудолюбивая, скромная, неуважительная, умная, злая, жадная, заботливая, Рукодельница, Ленивица), тема урока, сказки (литературные, народные), учебники.
Ход урока
I. Организационный момент.
-Вы сегодня сидите по группам не просто так, весь урок наша работа будет проходить в группах.
- Давай вспомним, как нужно работать в группах?
- Сообща, помогая друг другу, не перебивая, самое главное дружно.
- Я надеюсь, что вы не забудете эти правила, будете работать дружно, активно и всё у нас получится.
II. Фонетическая зарядка.
-О чём мы сегодня будем говорить вы узнаёте, послушав песенку (включаю песню
« Приходи сказка»)
С хорошей песней и дело спорится.
- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке литературного чтения?
-Какие сказки вы знаете?
III. Актуализация знаний
- Первое задание, которое вы получили в группах , рассказать , какие сказки вы знаете?
-Волшебные, о животных, бытовые.( выступление по группам)
- Кто пишет сказки?
- На какие две большие группы можно разделить сказки по способу создания?
-Какие вы знаете литературные сказки, а какие русские народные?
- Кто автор народных сказок? Как их создавали?
-Вывод.
IV. Работа по теме урока
1. Работа над сказкой
- На прошлом уроке мы начали знакомство с новой сказкой.
-Вспомните, как называется сказка, кто главный действующий персонаж, послушав отрывок из поэмы Н. А. Некрасова.
( читаем отрывок «…Не ветер бушует над бором…»)
-Догадались, о ком идёт речь в этом отрывке, кто главный герой нашей сказки?
« Мороз Иванович» автор В. Ф.Одоевский
- Что мы можем сказать, какая это сказка, если у неё есть один автор?
- А по виду можем сказать она волшебная, о животных или бытовая?
- Почему вы так думаете?
-Как вы думаете, какие задачи стоят перед нами сегодня? Чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
-Сформулируйте задачи урока.
2. Биография автора
- С творчеством, какого писателя мы начали знакомиться на прошлом уроке?
-Послушайте сообщение о жизни и творчестве этого писателя (инд. д/з)
Сообщение:
Владимир Фёдорович Одоевский (1803 - 1869)
Володя Одоевский рано стал сиротой, воспитывался у своего дяди Петра Ивановича Одоевского.
В 13 лет он был определен в Московский благородный пансион и окончил его с золотой медалью в 1822 году.
В 1826 году Одоевский переехал в Петербург и вскоре женился.
Литературная деятельность Владимира Фёдоровича началась ещё в Москве, но первая книга «Пестрые сказки с красным словцом...» вышла в Петербурге лишь в 1833 году.
Одоевский также был превосходным музыкантом, изучал старинную и современную музыку, изобрёл музыкальный инструмент «Себастианон» и подарил его Петербургской консерватории.
В 1861 году писатель переехал в Москву.
Похоронен Одоевский в Донском монастыре.
3. Знакомство с новым литературным термином.
- У этой сказки есть эпиграф.
- Как вы думаете, что такое эпиграф? Кто–то из вас слышал это слово?
- Эпиграф – высказывание, которое предшествует тексту и «подсказывает» читателю его главный смысл.
Прочитайте на доске эпиграф к сказке:
«Нам даром без труда ничего не даётся, – недаром исстари пословица ведётся».
– Что нам помогают понять эти слова?
– Уточните свои предположения: о чём пойдёт речь в сказке?
4.Словарная работа
- В тексте встретятся слова, значение которых может вызвать у вас затруднения. Попробуйте в парах обсудить значения этих слов
рубить платки –
студенец –
горница –
почивать –
5.Повторение первой части сказки «Мороз Иванович»
- Вот теперь значения всех слов понятны, а мы продолжим работать над сказкой.
А) Работа над содержанием сказки, выборочное чтение.
-Назовите главных героев сказки. (Мороз Иванович, Ленивица, Рукодельница)
- Где жил Мороз Иванович? (В колодце)
- Почему он жил в колодце? (Потому что Мороз Иванович любит холод, мороз, а в колодце даже летом холодно)
- Почему автор назвал девочек так: Рукодельница, Ленивица?
(В слове «Рукодельница» два корня –рук- и –дел-, т.е. все умеет делать руками. А «Ленивица» от слова лень.)
- Как проходил день у Рукодельницы? Прочитайте.
- Как проходил день у Ленивицы? Прочитайте.
- Какая беда случилась с Рукодельницей? (Она пошла за водой к колодцу, а веревка оборвалась, ведро упало в колодец.)
- Кто встретился ей в колодце? (Пирожок и яблочки)
- О чем они ее попросили? (Пирожок попросил достать его из печки. Яблочки на яблоне попросили потрясти.)
- Как Рукодельница могла вернуть ведерко? (За него она должна была три дня прослужить)
- Легко ли было девочке взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему?
(Руки ее окостенели и пальчики побелели)
- А что нужно было Ленивице в колодце? (Заработать горсть пятачков )
Б) Характеристика героев сказки
- Ребята, в сказках происходит волшебство.
Я взмахну волшебной палочкой и появится главный герой сказки. Догадайтесь, кто это?
Ученик:
Красивый старичок, седой- седой сидит на ледяной лавочке, да снежные комочки ест. (Мороз Иванович)
- Ребята он понравился вам в сказке?
- Каким он был? (Добрым, красивым, справедливым, счастливым, мудрым, морозным, с белой бородой)
-Кого вы представили, читая о Морозе Ивановиче? Наверное, дедушку Мороза.
-Какой праздник мы все ждём?
-Кто подарки раздаёт на этот праздник?
-Каким детям будут подарки от деда Мороза, а каким он подумает давать или нет?
- А вот еще один герой сказки.
Рукодельница:
Я очень умная девочка, рано встаю, сама одеваюсь. А, вставши с постельки за работу принимаюсь. (Рукодельница)
- Идет рукодельница дальше и смотрит перед ней сидит Мороз Иванович. Послушайте, как они повстречались.
Сценка (по ролям).
Рукодельница: Здравствуй, дедушка!
Мороз Иванович:
Здравствуй, Рукодельница знаю зачем ты ко мне пожаловала, ты ведерко в мой колодец опустила. Отдам, я тебе его, только ты, мне три дня прослужи, будешь умна награжу, а ленива - тебе же хуже. А теперь мне пора спать.
- В это время Рукодельница принялась за работу. Найдите в тексте и прочитайте.
(Рукодельница принялась взбивать снег...с.200 второй абзац.. Рукодельница меж тем все в доме убралась, кушать сварила. С.202 Рукодельница принялась чулки вязать да кроить…)
- Найдите в тексте и прочитайте, как отблагодарил Мороз Иванович Рукодельницу?
(С.202)
- Почему он наградил девочку?
- Молодцы, ребята! А эту героиню узнаете?
Ученица:
Да, я лежу в постельке, потягиваюсь, с боку на бок переваливаюсь. А когда захочу встать, то заговорю:
“Нянюшка дай булочки”
“Нянечка завяжи башмачки” ( Ленивица)
- Вот по примеру Рукодельницы, Ленивица пошла к колодцу, схватилась за веревку, да бух прямо ко дну. Идет и видит Мороза Ивановича.
- Послушайте, как встретились Мороз Иванович и Ленивица.
Сценка.
Мороз Иванович. Что тебе надобно, девочка?
Ленивица. Пришла к тебе послушать, да за работу побольше получить.
Мороз Иванович. Дельно ты сказала, девочка за работу деньги следует. Только посмотрим, как ты работать будешь.
- Как же трудилась Ленивица у Мороза Ивановича? Найдите в тексте и прочитайте.
(«Стану я себя утомлять, да пальцы знобить..» с.204 «Пришла на кухню, да не знает, что делать...”)
- Ребята, что вы можете сказать о Рукодельнице? Какая она?
- А Ленивица какая?
(На доске карточки: трудолюбивая, скромная, ленивая, неуважительная, грубая, добрая, умная, злая, жадная, заботливая.)
На доске появляется таблица:
Рукодельница Ленивица
трудолюбивая ленивая
скромная неуважительная
заботливая грубая
добрая злая
умная жадная
В) Работа в группах « Собери пословицу».
- Задание группах « Собери пословицу»
- Как вы понимаете эти пословицы?
-Как вы думаете , какая из пословиц могла бы подвести итог нашей сказки?
Какова работа, такова и награда!
-Почему? Как понимаете смысл этой пословицы?
- Можно ли этой пословицей закончить наш урок?
- Сделайте вывод.
V. Итог урока
- За что Мороз Иванович отблагодарил Рукодельницу? (За труд)
- Что дал он ей в награду? (Ведерко, полное пятачками, да на память брильянтик)
- А как он отблагодарил Ленивицу? (Большой – пребольшой серебряный слиток, а в другую руку пребольшой брильянт)
- А почему он ее так наградил? (не любила трудиться)
- Почему Мороз Иванович отблагодарил девочек по-разному?
- Ребята, в жизни когда-нибудь встречали: Рукодельниц и Ленивиц?
- На кого бы из героев сказки вам хотелось походить?
- Почему?
- Вот мы говорили, что в сказках происходит волшебство. А в нашей сказке, где волшебство?
VI.Рефлексия. Домашнее задание.
- С каким персонажем можно сравнить Мороза Ивановича?
- Когда мы ждём деда Мороза?
- К кому он приходит?
- Как вы думаете, в других странах мира есть дед Мороз?
-Как он там называется?
- Послушайте, как в других странах называют деда Мороза.( выступления детей)
-Предлагаю вам выполнить творческое домашнее задание: вспомнить все хорошие поступки, которые вы совершили в этом году и написать письмо деду Морозу.
- Наша сказка подошла к концу.
- Оцените свою работу…
Во всех сказках добро побеждает, а зло наказывается.
Доброта с годами не стареет.
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
6