3 класс. Урок литературного чтения
Тема "В. Драгунский «Друг детства»".
Цель: познакомиться с новым рассказом В. Ю. Драгунского и проанализировать его.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся сопереживать чувствам других людей;
сотрудничать с другими людьми в различных ситуациях, избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
понимать причины поступков главного героя; сравнивать поступки литературного героя со своими;
применять умение анализировать текст, находить главное в тексте.
Оборудование:
Учебник литературное чтение 3 класс, ноутбук, проектор, толковый словарь Ожегова.
I. Оргмомент
Здесь собрались все друзья:
Он, она и ты и я.
Улыбнитесь тем, кто слева,
Улыбнитесь тем, кто справа.
Вместе мы одна семья.
Начнем урок литературного чтения вот с такого ДЕВИЗА: «Мало уметь читать, надо уметь думать»
II. Актуализация знаний
(Включаю отрывок из мультфильма «Кот Леопольд)
– Подумайте и спрогнозируйте тему сегодняшнего урока (Сегодня на уроке мы будем говорить о дружбе, о друзьях.)
– Что значит слово «друг»? заглянем в толковый словарь, и найдем определение кто такой друг.
Друг - это человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
- Подберите синонимы к слову «друг». (Товарищ, приятель).
- Определим цель урока. Что самое главное при прочтении любого произведения? (определить главную мысль рассказа)
- Что такое главная мысль произведения?
- Выберите из предложенных вариантов собственную цель урока:
1. Прочитать произведение.
2. Понять, в чем заключается главная мысль произведения.
3. Ответить на вопросы учителя по прочитанному произведению.
III. Изучение нового материала
1 Писатель В. Драгунский
Драгунский родился в ноябре 1913г.в Америке. Потом его семья вернулась на родину. Детство будущего писателя прошло в Белорусии. Виктор Юзефович с детства мечтал работать в цирке или театре чтобы радовать людей. Его мечта сбылась. Он стал актёром. Он очень любил выступать перед детьми. Когда у него самого появились дети он начал сочинять рассказы про различные случаи из их жизни. Долго его уговаривали, чтобы он писал эти рассказы в книгах. И только когда ему исполнилось 50 лет – стали выходить его книги. Писатель прожил 58 лет, всего 12 лет работал в детской литературе, но остался в нашей памяти её классиком. Умер 6 мая 1972 года в Москве.
Он учил детей быть добрыми, учил помогать друг другу, различать хорошее от плохого. Его рассказы читали ваши родители, думаю, они очень интересны и вам.
Кому посвящал свои рассказы Виктор Драгунский? Кто главный герой в его рассказах? Виктор Драгунский написал много рассказов для детей, своему сыну он посвятил 80 рассказов, которые вошли в сборник «Денискины рассказы"
2 Чтение рассказа
По ходу чтения идёт словарная работа. Если дети затрудняются объяснить значение слова, объясняет учитель.
Астроном – учёный, изучающий космос.
Телескоп –прибор для наблюдения за небесными телами.
Приспичило – очень захотелось.
Картуз – мужской головной убор.
Утиль –отходы, вещи, негодные к употреблению
Сподручнее – удобнее.
Физминутка «МЕДВЕЖОНОК»
Медвежонок, медвежонок, своей лапкой помаши, (Машите рукой)
Медвежонок, медвежонок, лапкой ушко почеши. (Дотрагиваетесь до уха)
А потом на барабане, медвежонок, поиграй. (Стучите по ногам)
Медвежонок, медвежонок, доброй ночи, засыпай! (Кладёте голову на руки и закрываете глаза)
IV. Работа с текстом
Вспомните девиз нашего урока: «Мало уметь читать, надо уметь думать»
-Давайте поработаем с текстом. Определите жанр этого произведения (сказка, рассказ или басня) И ОБЪЯСНИТЕ ПОЧЕМУ? (Это небольшой текст по объёму, в нем мало героев и описывается один случай, который произошёл с мальчиком)
1 Беседа по содержанию
-Сколько лет было мальчику, как вы думаете?
- Каким же был мальчик в 6 – 6,5 лет? (Фантазёром, любознательным, но его увлечения были несерьёзно и ненадолго).
- Кем в детстве мечтал стать мальчик? (Астрономом, капитаном дальнего плавания, машинистом, боксёром.)
– Почему герой так часто менял свой выбор?
– О чём мальчик попросил своего отца и почему?
- Почему папа так отнёсся к просьбе сына?
-Как мама отнеслась к просьбе сына? Какой выход нашла мама из этой ситуации? (она вытащила из-под дивана большую плетёную корзину)
- Почему Дениска назвал содержимое корзины игрушечным утилём?
- Почему мама искала именно Мишку? Что в нем «хорошего» и «отличного»? («Живот какой толстый. Ишь как выкатил»)
- Как отреагировал Дениска на мамину идею? (обрадовался)
О чём думал Дениска, глядя на сидящего перед ним мишку?
-Какие чувства вызывали эти воспоминания?
-Почему мальчик чуть не заплакал?(ему стало стыдно за себя, ведь он хотел бить своего самого лучшего друга, друга детства.)
2. Выборочное чтение
-Найди абзац, в котором перечислены игрушки из корзинки.
-Найдите и прочитайте описание мишки.
-Давайте составим словесный портрет Мишки, используя слова текста
ЗДОРОВУЩИЙ ПЛЮШЕВЫЙ ШОКОЛАДНОГО ЦВЕТА
РАЗНЫЕ ГЛАЗА ЗАБАВНАЯ МОРДОЧКА
БАРХАТНЫЕ ТВЕРДЫЕ УШКИ
ЗДОРОВО ОБЛЕЗЛЫЙ
- Как вы понимаете слово облезлый? (старый, не пушистый, возможно не новый с дырочками, изменился цвет)
-Найдите в тексте причину Мишкиной облезлости («повсюду таскал за собой»)
-Найдите в тексте и прочитайте: что вспомнил мальчик, когда мама вместо боксёрской груши предложила мишку? Зачитайте, какие воспоминания нахлынули на мальчика?
-Почему Дениска не стал использовать свою игрушку вместо боксёрской груши? (ему стало жаль игрушку.)
- Денис рассказывает о медведе как о простой игрушке? (Нет, он представляет, что мишка живой.
- Какие слова нам помогают представить мишку как живого? (весело смотрит, забавная мордочка. Денис сажал его за стол, кормил кашей, вареньем, укладывал спать, таскал везде с собой и др.)
-Какие слова из текста подчёркивают большую любовь мальчика к мишке? «Я за него тогда жизнь бы отдал»
-Какова главная мысль этого произведения, что нам хотел сказать автор? (даже плюшевая игрушка может быть другом. А друзей предавать нельзя, к друзьям надо бережно относиться)
-Можно ли мальчика самого назвать хорошим другом? Почему? (можно, ведь он принимает серьёзное решение- пожалеть старого мишку).
Подумайте, с какой интонацией мальчик произнёс последние свои слова в рассказе. Попробуйте прочитать их выразительно.
V Итог урока
- Почему автор назвал прочитанное нами произведение «Друг детства»? (медведь был для Дениса настоящим другом.)
Составление синквейнов на тему «Друг детства»
– А теперь попробуем поработать в паре, поучимся выражать главную мысль текста в нескольких словах, составим синквейн «Друг детства».
Синквейн - от французского «5», означает пятистишие. Напоминаю правила написания.
Правило и порядок построения | Пример синквейна |
1 строчка – Тема синквейна 1 слово (существительное или местоимение). Называет объект | Мишка | Мишка |
2 строчка – Описание темы в 2-х словах (прилагательные). Характерные признаки объекта | Большой, добрый | Плюшевый, забавный |
3 строчка – (глаголы). 3–мя словами Описание действий объекта в рамках этой темы. | Сидит, смотрит, ждёт. | Слушает, утешает, радует. |
4 строчка – Фраза из 4 слов (любая часть речи) Законченное суждение об этом объекте, показывает отношение к теме. | Дениска не может ударить. | Он не бросит в беде. |
5 строчка – 1 слово (любая часть речи). Вывод, который повторяет суть темы. Эмоциональное заключение. Синоним темы. | Дружба! | Друг! |
VI Рефлексия
Как вы думаете, могла ли эта история закончиться по-другому?
- А как бы вы поступили на месте главного героя?
Что возьмёте для себя с урока? (заботливое отношение к игрушкам; бережное отношение к друьям)
VII. Домашнее задание На выбор.
- Какое задание вам хотелось бы выполнить дома?
1. Выразительное чтение. Подобрать пословицы о дружбе
2. Пересказ от лица героя. Подобрать пословицы о дружбе
3. Сочинить рассказ о своём друге детства. (любимой игрушке)