1. Продолжить знакомство учащихся с жанром народной сказки.
2. Активизировать "вдумчивое" чтение, продолжить обучение выразительному чтению произведений; развивать устную речь учащихся, образное мышление, умение анализировать, обобщать; воспитывать нравственность через анализ содержания художественного произведения.
3. Продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.
- Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения.
- Развивать навык выразительного чтения по ролям.
- Ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; работать в группах.
- умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
- умения сравнивать, делать выводы.
- знание структуры сказки.
Оборудование Учебник «Литературное чтение» 2 класс (1 часть), авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий
Карточки для работы в парах, группах.
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | Начинаем урок литературного чтения, пожелаем друг другу успеха на уроке - улыбнитесь осеннему дню. | Оценивают свою готовность и настрой на работу. |
Актуализация знаний | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | - Рассмотрите модели обложек и определите жанр произведения, над которым мы с вами сегодня будем работать. - Какие сказки представлены на этих моделях обложек? | Ответы учащихся. - Бытовые и волшебные. |
- А какой вид сказок отсутствует ? | - Сказки о животных |
Постановка проблемы | Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание темы и цели урока. | Работа в парах. - Сделать модель обложки для сказок о животных. | Ответы учащихся. |
- Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? | - Читать народную сказку |
- А вот о каких животных мы будем читать сказку вы узнаете, отгадав загадки. (Учитель читает загадки о журавле и лисе) | - Журавль - Лиса. |
- Что вы знаете об журавле? (Учитель делает сообщение о журавле и лисе.) | - Эта птицы живёт на болоте, питается лягушками, имеет длинные ноги и клюв. Лиса - хитрый зверь, питается мышами и другими животными. |
Беседа о сказках. - Кто главные герои русских народных сказок? | - Человек, животные, вымышленные герои. |
- Чему учат сказки? | - Сказки учат добру, высмеивают жадность, злость и т.д. |
- Какую пословицу об этом вы знаете? - И сегодня в процессе совместной работы мы выясним, чему учит нас сказка «Лиса и Журавль» | - Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. |
Открытие нового знания | Познакомиться со сказкой; перечитать сказку | - Словарная работа. Работа в парах. Обсудите значение слов. Потчевает - угощает; не обессудь - не суди, не отнесись строго; несолоно хлебавши - остаться ни с чем | - Высказывания детей о значении словосочетаний, устойчивых выражениях. |
- Первичное слушание сказки. - Анализ содержания сказки. - Какие чувства вы испытали при чтении сказки? | Дети делятся своими впечатлениями. |
Закрепление (включение новых знаний в систему знаний ребёнка) | | Повторное чтение сказки "про себя" - Почему лиса пригласила журавля к себе? | Они подружились. Ответы учащихся. |
| - Какое угощение она приготовила журавлю? Почему? - Как вёл себя журавль после того, как лиса его "угостила"? - Как угостил лису журавль? Почему? | Он поблагодарил лису и пригласил к себе в гости. Нет. |
| - Прочитайте начало сказки. Как вы думаете, они действительно были друзья? - Почему дружбы у них не получилось? Как вы поняли фразу: "Как аукнулось, так и откликнулось!"? - Подумайте, какими изображены в сказке журавль и лиса, используя слова-признаки на доске: Умный(ая), слабый(ая), грубый(ая), жадный(ая), притворный(ая), находчивый(ая), хитрый(ая), ласковый(ая), весёлый(ая) | Так настоящие друзья не поступают. |
| - Сделайте вывод: Какие герои сказки? | Вывод: лиса хитрая, умная и ловкая, обхитрила журавля, приготовила еду только для себя, не думая о госте; журавль находчивый, он поступил так же, как и лиса с ним. |
Физминутка | Формирование ценностного отношения к своему здоровью. | Цветы. Наши нежные цветки распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши алые цветки закрывают лепестки. Тихо засыпают, головой качают. | Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения. |
Самостоятельная работа | Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать. | - Сейчас вы будете работать в группах. Карточка: восстановить последовательность событий в сказке; пересказать её по полученному плану. 1. Журавль пригласил лису в гости. 2. Лиса пригласила журавля в гости. 3. Лиса с журавлём подружилась. 4. Лиса угощает журавля. 5. С тех пор дружба врозь. 6. Журавль угощает лису. | Учащиеся работают по группам самостоятельно |
Рефлексия | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | - С каким произведением познакомились? - Могла ли эта история приключиться с людьми? - Чему учит эта сказка? | Высказывания учащихся. - Да, могла. - Лиса позвала журавля в гости, но оставила его голодным, и журавль отплатил лисе тем же. Скупость хитрой лисы превратилась в глупость. Она надеялась обмануть журавля, но просчиталась. Журавль преподал хороший урок кумушке лисе. |
Подведение итогов урока | | Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Где можно применить новые знания? Дополните фразы: Я узнал… В ходе работы удалось научиться… Порадовался тому, что… - С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему? - За что бы вы себя похвалили сегодня? Домашнее задание: подготовить выразительное чтение сказки "Лиса и Журавль"; нарисовать иллюстрацию к ней. | Высказывания детей. |