СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы по теме "Мифы Древней Греции".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматривается понятие "миф" в древнегреческой мифологии, возникновение древнегреческих мифов, представление греков об окружающем мире.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по теме "Мифы Древней Греции".»

Урок по теме: « Мифы Древней Греции».


Тип урока: Урок открытия новых знаний учащимися


Цель выделенного урока:

Организовать деятельность учащихся по открытию и усвоению:

- знаний о Древней Греции, о понятии «миф» в древнегреческой мифологии, о возникновении древнегреческих мифов;

- умений понимать представления древних о мироустройстве, о добре и зле



Задачи урока:

Образовательная: формирование знаний о Древней Греции, о понятии «миф» в древнегреческой мифологии, о возникновении древнегреческих мифов, о представлении греков об окружающем мире.

Развивающая: развитие речи через обогащение словарного запаса учащихся при введении новых понятий, стимулирование познавательного процесса, развитие творческих способностей и интереса к литературе, теоретического мышления при анализе нового материала, эмоциональной при выполнении практических заданий.

Воспитательная: воспитание дисциплинированности, собранности, требовательности к себе при организации самостоятельного учебного труда учащегося, создание дидактических условий для обеспечения положительного эмоционального процесса обучения; развитие познавательного интереса к изучению литературы, воспитание у учащихся эстетического вкуса.


Этапы урока:

1. Организационный этап

2. Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний

3. Этап открытия новых знаний

4. Этап закрепления новых знаний

5. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж к его выполнению

6. Этап подведения итогов урока


Ход урока:

Организационный этап - 5 мин.


Задачи:

- определение целей и задач урока (предварительная организация внимания учащихся, которая способствует созданию необходимого делового и психологического контакта между учителем и учащимися)

- подготовка учащихся к продуктивной работе на уроке

- подготовка учащихся к общению на уроке.

- воспитание дисциплинированности, собранности требовательности к себе при организации учебного труда учащегося.


Формы организации педагогической деятельности (ФОПД)

Фронтальная и групповая репродуктивная деятельность


ЦОР – не используются


Методы организации

Проблемное изложение


Содержание учебного материала (СУМ)


Приветствие.

Учитель: Летом вы читали литературу по внеклассному чтению и получили определенные знания по теме нашего урока.

Задание: Составьте список понятий по этой теме. Объедините знания всей группы в «гроздь». Подготовьте сообщение группы « Мы знаем о мифах Древней Греции…»


«Мозговая атака», «гроздь» (Работа в группах)


Сформулируйте общую цель урока. Познакомиться с мифами Древней Греции.

Выходные условия: Цель урока фиксируется на доске.




Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний (этап актуализации знаний) -10 мин.


Задачи:

- мотивирование учащихся на самостоятельную продуктивную деятельность

- осознание цели учениками, формирование их личностно-заинтересованного отношения к достижению этой цели

- актуализация опорных знаний и умений сравнивать, обобщать и на основе этого делать самостоятельные выводы

- воспитание отношения к другим людям через такие качества, как терпимость, деликатность и доброжелательность при анализе ответов товарищей по классу.


Формы организации педагогической деятельности (ФОПД)

Фронтальная деятельность



Методы организации

Частично-поисковый, самостоятельная работа



Содержание учебного материала (СУМ)

Учитель: Говорить о мифах Древней Греции и не знать, где находится Греция, какие моря ее омывают, что там растет и какой климат в этой стране - невозможно. И мы отправляемся с вами на Балканский полуостров, в Грецию. Нашими гидами сегодня в путешествии будут ребята из группы №1.

(Звучит музыка Э. Грига. При помощи мультимедийного проектора на мультимедийную доску или экран проецируется подготовленная заранее по материалам интернет сайтов презентация: географическая карта Европы, флаг, герб, фото виды природы, достопримечательностей Греции).

Гид 1. Куда же нам плыть? Посмотрите на карту Европы. Греция находится на юге Европейской части, состоит из материка и 3 тысяч островов в Эгейском, Ионическом и Средиземном морях. Греция занимает площадь в 131. 944 кв. км. Ее территориальные соседи – Турция и Болгария, Албания и Югославия. Население составляет около 12 млн. человек. Высшая точка Греции – гора Олимп (2917м). Здесь жили боги!

Гид 2. Усаживайтесь в кают-компании нашего корабля, мы отплываем! Отправимся мы с вами к берегам Греции, будем слушать мифы о богах, проводить исследования, делать выводы. Вы видите главные атрибуты государства Греции – флаг и герб.



Гид 3. Направляемся в Элладу – колыбель древнегреческой цивилизации и культуры. Ее история насчитывает 5 тысячелетий. Все здесь: крупные города и мелкие деревушки, бесчисленные острова и высокие горы, каждый камень овеян временем, легендами, мифами. Посмотрите на эти фото и сделайте выводы сами! (продолжается просмотр презентации)

Гид 4. Можете себе представить, что мы наслаждаемся теми же видами, которыми наслаждались поэты и художники на протяжении столетий!

Столица Греции – город Афины, он носит имя древнегреческой богини мудрости и познания. В центре Афин возвышаются 2 холма, один из которых называется Акрополь, что в переводе означает «верхний город». В святилище Акрополя поклонялись двум богам: Афине – покровительнице города и Посейдону – богу моря.



Беседа.


  1. Какое впечатление на вас произвела Греция?


  2. Какие географические названия вы запомнили?


  3. Задача - Проследите, как имена мифических героев отразились на карте Греции. (Карта проецируется на экран). Задание группе №2.

ЦОР

Для ученика - презентация на сайте englishclub37.at.ua-каталог файлов



Выходные условия: учащиеся узнали основные сведения о Греции.



Этап открытия новых знаний -10 мин.


Задачи:

- развитие мышления учащихся при закреплении умений сравнивать и обобщать новые знания и ранее изученный материал,

- развитие эмоциональной и двигательной сфер во время самостоятельной работы с информацией,

- воспитание дисциплинированности, собранности требовательности к себе при организации самостоятельного учебного труда учащихся.


Формы организации педагогической деятельности (ФОПД)

Фронтальная и групповая деятельность с последующим обсуждением


Методы организации

Частично-поисковый, проблемное изложение


Содержание учебного материала (СУМ)


Учитель: У меня в руках замечательная книга «Легенды и мифы Древней Греции». Написал ее Николай Альбертович Кун, один из известнейших русских историков, знатоков древнегреческой культуры. В основе мифов лежит пересказ греческих легенд о богах, героях, чудовищах, будто бы обитавших с незапамятных времен в Греции. Легендарные божества были для других греков олицетворением различных сил природы.

Древний человек считал, что все вокруг живет подобно ему самому: также мыслит, чувствует, радуется, негодует. Они населяли мир чудовищами и великанами: гигантскими свирепыми циклопами и могучими титанами, кентаврами, сатирами.

кентавр сатир

Затем эти чудовища были обузданы и покорены богом Зевсом – самым главным из богов.

В представлении древних греков они были похожи на людей, и отношения между ними были тоже человеческие. Греческие боги ссорились и мирились, постоянно вмешивались в жизнь людей, принимали участие в войнах.

Кроме богов, мифы Древней Греции населяли герои из простого народа отважный юноша Тезей, Персей, победивший Медузу - Горгону, певец Орфей и герой всей Греции – Геракл. Попытка человека осмыслить, понять этот мир и себя в нем привела к зарождению античной (т.е. древней) литературы, появлению мифов.

Миф - (с греч.) предание, сказание.

Мифы помогали человеку жить в таинственном и сложном мире, они объясняли причины явлений природы, жизни, смерти, смены дня и ночи. В них говорилось о бессилии человека перед стихией: о борьбе его с враждебными силами, и об умении выжить, как бы то ни было трудно.

Как же дошли до нас мифы древних греков? Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Их создавали бродячие певцы – аиды, странствующие от одного поселения к другому и останавливающиеся в домах вождей племен.

Что из русской литературы вам напоминает это сообщение? (Устное народное творчество).


ЦОР

Для ученика- Электронная библиотека Бабра – [http:// lib. babr.ru/indeks].

Слайды мифических чудовищ: [http://revision.ru/work/742]; [http://istormif.boom.ru/titani/htm]), (презентация размещена на сайте englishclub37.at.ua-каталог файлов


Выходные условия: учащиеся познакомились с представлениями древних о мире и с понятиями «миф», «герой» и готовы к практическому освоению материала по теме



Этап закрепления знаний -15мин.

Задачи:

- закрепление знаний и умений учащихся, которые необходимы им для самостоятельной работы по материалу урока,

- развитие эмоциональной и двигательной сфер во время самостоятельной работы с информацией,

- воспитание дисциплинированности, собранности требовательности к себе при организации рабочего труда учащихся.


Формы организации педагогической деятельности (ФОПД)

Индивидуально-обособленная деятельность, групповая


Методы организации

Самостоятельная работа с книгой


Содержание учебного материала (СУМ)


Тренировочные упражнения. ( Распечатать раздаточный материал)
Учитель: Ответьте на вопрос, поставив плюс или минус.


Каковы причины возникновения мифов?


1.


Желание людей понять явления природы.




2.


Стремление уяснить причины войн.




3.


Осознание мира как живого организма.




4.


Занятие охотой.




5.


Вера, что у каждого явления природы существует свой бог




6.


Вера в единого Бога.




7.


Беспомощность человека перед явлениями природы.





Лексическая работа.

Олимп и олимпийские боги. Что такое Олимп?

Олимп – это:


  1. Самый крупный горный массив Греции (2917 м).


  2. Священная гора древних греков, место пребывания богов, во главе с Зевсом.


  3. Собрание, сонм (т.е. множество) олимпийских богов.




Олимпийцы – боги, обитавшие на Олимпе. Одно из отличий олимпийцев от смертных – их безучастное отношение к страданиям и волнениям людей.

Задание:

Олимпийское спокойствие – фразеологизм. Как вы понимаете значение этого фразеологизма? Когда, в какой жизненной ситуации можно его применить? (Задание группе №3).

Таблица «Олимпийские боги в древнегреческой мифологии»

(Проектируется на экран).



Познакомьтесь с обитателями горы Олимп. Сейчас я расскажу вам о громовержце Зевсе… (Звучит музыка.)

А теперь закройте глаза и представьте, как волна набегает на берег, как шуршат камешки, появляется пена.… Слушайте легенду об Афродите, богине любви и красоты…(Рассказ учителя – миф об Афродите). Не пришло ли время, выйти из кают-компании на палубу и посмотреть, не показалась ли земля? «Ура! Показалась! Мы подплываем к Афинам». (сопровождается слайдами).

Вы видели красоту природы современной Греции. А в чем выражались красота, гармония, любовь, радость у обитателей Древней Греции?

В великолепии величественных храмов Афин, в мастерстве ваятелей и гончаров, создавших огромные вазы и миниатюрные сосуды для воды, каждый из которых является исключительным по форме.




Красота заключена в синих водах Эгейского моря, по которому Ясон отправился в путь за золотым руном. Ради чего же он отправился? Ради богатства, ради власти? Путь нелегок и долог. Но важно, что начав, нельзя бросить, вернуться, т.к. это становится делом чести.

Измена, соблазны, - не похоже ли это на нашу жизнь. Попробуй, преодолей! Они смогли. С трудом, через страдания, через пот и кровь.… И когда сделано все, что было возможно, как это бывает в мифах, приходит неожиданная помощь.

- Сказка? Чудо? А у вас в жизни такого не было? У меня - было.

- Какие вы знаете чудеса света? Назовите их. Какие из них созданы мастерами Греции?

(выступление учащихся 4-й группы.)

Колосс Родосский. Храм Артемиды Эфесской.




Вот она какая, Древняя Греция! Великая, могучая, зовущая на подвиги! Литература ее, несмотря на столько прошедших веков, поражает воображение и учит добру, свету, чистоте отношений.

Жители Древней Греции воплотили свои мечты и надежды в столь совершенных мифах, что они живут уже много веков, кочуют из произведения в произведение, воплощаются в слове, бронзе, мраморе – в произведениях различных видов искусства. Как вы понимаете содержание пословицы: «Высоко летишь –низко сядешь»? В какой жизненной ситуации можно применить данную пословицу?


ЦОР

Для ученика - Презентация «7 чудес света» расположена на сайте englishclub37.at.ua - каталог файлов

Для учителя - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b92fdbba-8a01-4217-b059-88db0423e7b4/orfey_in_deadland.pdf

Интернет On-Line [http://www.starfall.com/], [http://www.starfall.com/n/level-c/greek-myths/load.htm?f].


Выходные условия: учащиеся выполнили практическую часть урока и закрепили полученные знания.



Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж к его выполнению- 2 мин


Формы организации педагогической деятельности

Фронтальная


Методы организации

Беседа учителя со всем классом



Содержание учебного материала

Учитель: Дома предлагаю вам обратиться к мифам «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид», прочитать их и ответить письменно на вопросы , помещенные после произведений. На следующем уроке мы обсудим их с вами.



Выходные условия: учащиеся выполняют домашнее задание дома и предъявляют его на следующем уроке.



Этап подведения итогов урока-2 мин


Форма организации педагогической деятельности

Фронтальная


Методы организации

Беседа учителя со всем классом



Содержание учебного материала

Учитель: Давайте проанализируем, удалось ли нам решить намеченные нами задачи:

1)мы познакомились с Древней Грецией, с понятием «миф», с представлениями древних греков об окружающем мире;

2)мы проанализировали причины возникновения мифов;

3)мы выполнили ряд практических заданий для закрепления нового материала.


Выходные условия: учащиеся формулируют свои результаты и трудности по новой теме.