Урок по теме: « Мифы Древней Греции».
Тип урока: Урок открытия новых знаний учащимися
Цель выделенного урока:
Организовать деятельность учащихся по открытию и усвоению:
- знаний о Древней Греции, о понятии «миф» в древнегреческой мифологии, о возникновении древнегреческих мифов;
- умений понимать представления древних о мироустройстве, о добре и зле
Задачи урока:
Образовательная: формирование знаний о Древней Греции, о понятии «миф» в древнегреческой мифологии, о возникновении древнегреческих мифов, о представлении греков об окружающем мире.
Развивающая: развитие речи через обогащение словарного запаса учащихся при введении новых понятий, стимулирование познавательного процесса, развитие творческих способностей и интереса к литературе, теоретического мышления при анализе нового материала, эмоциональной при выполнении практических заданий.
Воспитательная: воспитание дисциплинированности, собранности, требовательности к себе при организации самостоятельного учебного труда учащегося, создание дидактических условий для обеспечения положительного эмоционального процесса обучения; развитие познавательного интереса к изучению литературы, воспитание у учащихся эстетического вкуса.
Этапы урока:
1. Организационный этап
2. Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний
3. Этап открытия новых знаний
4. Этап закрепления новых знаний
5. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж к его выполнению
6. Этап подведения итогов урока
Ход урока:
Организационный этап - 5 мин.
Задачи:
- определение целей и задач урока (предварительная организация внимания учащихся, которая способствует созданию необходимого делового и психологического контакта между учителем и учащимися)
- подготовка учащихся к продуктивной работе на уроке
- подготовка учащихся к общению на уроке.
- воспитание дисциплинированности, собранности требовательности к себе при организации учебного труда учащегося.
Формы организации педагогической деятельности (ФОПД)
Фронтальная и групповая репродуктивная деятельность
ЦОР – не используются
Методы организации
Проблемное изложение
Содержание учебного материала (СУМ)
Приветствие.
Учитель: Летом вы читали литературу по внеклассному чтению и получили определенные знания по теме нашего урока.
Задание: Составьте список понятий по этой теме. Объедините знания всей группы в «гроздь». Подготовьте сообщение группы « Мы знаем о мифах Древней Греции…»
«Мозговая атака», «гроздь» (Работа в группах)
Сформулируйте общую цель урока. Познакомиться с мифами Древней Греции.
Выходные условия: Цель урока фиксируется на доске.
Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний (этап актуализации знаний) -10 мин.
Задачи:
- мотивирование учащихся на самостоятельную продуктивную деятельность
- осознание цели учениками, формирование их личностно-заинтересованного отношения к достижению этой цели
- актуализация опорных знаний и умений сравнивать, обобщать и на основе этого делать самостоятельные выводы
- воспитание отношения к другим людям через такие качества, как терпимость, деликатность и доброжелательность при анализе ответов товарищей по классу.
Формы организации педагогической деятельности (ФОПД)
Фронтальная деятельность
Методы организации
Частично-поисковый, самостоятельная работа
Содержание учебного материала (СУМ)
Учитель: Говорить о мифах Древней Греции и не знать, где находится Греция, какие моря ее омывают, что там растет и какой климат в этой стране - невозможно. И мы отправляемся с вами на Балканский полуостров, в Грецию. Нашими гидами сегодня в путешествии будут ребята из группы №1.
(Звучит музыка Э. Грига. При помощи мультимедийного проектора на мультимедийную доску или экран проецируется подготовленная заранее по материалам интернет сайтов презентация: географическая карта Европы, флаг, герб, фото виды природы, достопримечательностей Греции).
Гид 1. Куда же нам плыть? Посмотрите на карту Европы. Греция находится на юге Европейской части, состоит из материка и 3 тысяч островов в Эгейском, Ионическом и Средиземном морях. Греция занимает площадь в 131. 944 кв. км. Ее территориальные соседи – Турция и Болгария, Албания и Югославия. Население составляет около 12 млн. человек. Высшая точка Греции – гора Олимп (2917м). Здесь жили боги!
Гид 2. Усаживайтесь в кают-компании нашего корабля, мы отплываем! Отправимся мы с вами к берегам Греции, будем слушать мифы о богах, проводить исследования, делать выводы. Вы видите главные атрибуты государства Греции – флаг и герб.



Гид 3. Направляемся в Элладу – колыбель древнегреческой цивилизации и культуры. Ее история насчитывает 5 тысячелетий. Все здесь: крупные города и мелкие деревушки, бесчисленные острова и высокие горы, каждый камень овеян временем, легендами, мифами. Посмотрите на эти фото и сделайте выводы сами! (продолжается просмотр презентации)
Гид 4. Можете себе представить, что мы наслаждаемся теми же видами, которыми наслаждались поэты и художники на протяжении столетий!
Столица Греции – город Афины, он носит имя древнегреческой богини мудрости и познания. В центре Афин возвышаются 2 холма, один из которых называется Акрополь, что в переводе означает «верхний город». В святилище Акрополя поклонялись двум богам: Афине – покровительнице города и Посейдону – богу моря.
Беседа.
Какое впечатление на вас произвела Греция?
Какие географические названия вы запомнили?
Задача - Проследите, как имена мифических героев отразились на карте Греции. (Карта проецируется на экран). Задание группе №2.
ЦОР
Для ученика - презентация на сайте englishclub37.at.ua-каталог файлов
Выходные условия: учащиеся узнали основные сведения о Греции.
Этап открытия новых знаний -10 мин.
Задачи:
- развитие мышления учащихся при закреплении умений сравнивать и обобщать новые знания и ранее изученный материал,
- развитие эмоциональной и двигательной сфер во время самостоятельной работы с информацией,
- воспитание дисциплинированности, собранности требовательности к себе при организации самостоятельного учебного труда учащихся.
Формы организации педагогической деятельности (ФОПД)
Фронтальная и групповая деятельность с последующим обсуждением
Методы организации
Частично-поисковый, проблемное изложение
Содержание учебного материала (СУМ)
Учитель: У меня в руках замечательная книга «Легенды и мифы Древней Греции». Написал ее Николай Альбертович Кун, один из известнейших русских историков, знатоков древнегреческой культуры. В основе мифов лежит пересказ греческих легенд о богах, героях, чудовищах, будто бы обитавших с незапамятных времен в Греции. Легендарные божества были для других греков олицетворением различных сил природы.
Древний человек считал, что все вокруг живет подобно ему самому: также мыслит, чувствует, радуется, негодует. Они населяли мир чудовищами и великанами: гигантскими свирепыми циклопами и могучими титанами, кентаврами, сатирами.
кентавр
сатир
Затем эти чудовища были обузданы и покорены богом Зевсом – самым главным из богов.
В представлении древних греков они были похожи на людей, и отношения между ними были тоже человеческие. Греческие боги ссорились и мирились, постоянно вмешивались в жизнь людей, принимали участие в войнах.
Кроме богов, мифы Древней Греции населяли герои из простого народа отважный юноша Тезей, Персей, победивший Медузу - Горгону, певец Орфей и герой всей Греции – Геракл. Попытка человека осмыслить, понять этот мир и себя в нем привела к зарождению античной (т.е. древней) литературы, появлению мифов.
Миф - (с греч.) предание, сказание.
Мифы помогали человеку жить в таинственном и сложном мире, они объясняли причины явлений природы, жизни, смерти, смены дня и ночи. В них говорилось о бессилии человека перед стихией: о борьбе его с враждебными силами, и об умении выжить, как бы то ни было трудно.
Как же дошли до нас мифы древних греков? Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Их создавали бродячие певцы – аиды, странствующие от одного поселения к другому и останавливающиеся в домах вождей племен.
Что из русской литературы вам напоминает это сообщение? (Устное народное творчество).
ЦОР
Для ученика- Электронная библиотека Бабра – [http:// lib. babr.ru/indeks].
Слайды мифических чудовищ: [http://revision.ru/work/742]; [http://istormif.boom.ru/titani/htm]), (презентация размещена на сайте englishclub37.at.ua-каталог файлов
Выходные условия: учащиеся познакомились с представлениями древних о мире и с понятиями «миф», «герой» и готовы к практическому освоению материала по теме
Этап закрепления знаний -15мин.
Задачи:
- закрепление знаний и умений учащихся, которые необходимы им для самостоятельной работы по материалу урока,
- развитие эмоциональной и двигательной сфер во время самостоятельной работы с информацией,
- воспитание дисциплинированности, собранности требовательности к себе при организации рабочего труда учащихся.
Формы организации педагогической деятельности (ФОПД)
Индивидуально-обособленная деятельность, групповая
Методы организации
Самостоятельная работа с книгой
Содержание учебного материала (СУМ)
Тренировочные упражнения. ( Распечатать раздаточный материал)
Учитель: Ответьте на вопрос, поставив плюс или минус.
Каковы причины возникновения мифов? |
1. | Желание людей понять явления природы. |
|
2. | Стремление уяснить причины войн. |
|
3. | Осознание мира как живого организма. |
|
4. | Занятие охотой. |
|
5. | Вера, что у каждого явления природы существует свой бог |
|
6. | Вера в единого Бога. |
|
7. | Беспомощность человека перед явлениями природы. |
|
Лексическая работа.
Олимп и олимпийские боги. Что такое Олимп?
Олимп – это:
Самый крупный горный массив Греции (2917 м).
Священная гора древних греков, место пребывания богов, во главе с Зевсом.
Собрание, сонм (т.е. множество) олимпийских богов.


Олимпийцы – боги, обитавшие на Олимпе. Одно из отличий олимпийцев от смертных – их безучастное отношение к страданиям и волнениям людей.
Задание:
Олимпийское спокойствие – фразеологизм. Как вы понимаете значение этого фразеологизма? Когда, в какой жизненной ситуации можно его применить? (Задание группе №3).
Таблица «Олимпийские боги в древнегреческой мифологии»
(Проектируется на экран).

Познакомьтесь с обитателями горы Олимп. Сейчас я расскажу вам о громовержце Зевсе… (Звучит музыка.)
А теперь закройте глаза и представьте, как волна набегает на берег, как шуршат камешки, появляется пена.… Слушайте легенду об Афродите, богине любви и красоты…(Рассказ учителя – миф об Афродите). Не пришло ли время, выйти из кают-компании на палубу и посмотреть, не показалась ли земля? «Ура! Показалась! Мы подплываем к Афинам». (сопровождается слайдами).
Вы видели красоту природы современной Греции. А в чем выражались красота, гармония, любовь, радость у обитателей Древней Греции?
В великолепии величественных храмов Афин, в мастерстве ваятелей и гончаров, создавших огромные вазы и миниатюрные сосуды для воды, каждый из которых является исключительным по форме.


Красота заключена в синих водах Эгейского моря, по которому Ясон отправился в путь за золотым руном. Ради чего же он отправился? Ради богатства, ради власти? Путь нелегок и долог. Но важно, что начав, нельзя бросить, вернуться, т.к. это становится делом чести.
Измена, соблазны, - не похоже ли это на нашу жизнь. Попробуй, преодолей! Они смогли. С трудом, через страдания, через пот и кровь.… И когда сделано все, что было возможно, как это бывает в мифах, приходит неожиданная помощь.
- Сказка? Чудо? А у вас в жизни такого не было? У меня - было.
- Какие вы знаете чудеса света? Назовите их. Какие из них созданы мастерами Греции?
(выступление учащихся 4-й группы.)
Колосс Родосский. Храм Артемиды Эфесской.


Вот она какая, Древняя Греция! Великая, могучая, зовущая на подвиги! Литература ее, несмотря на столько прошедших веков, поражает воображение и учит добру, свету, чистоте отношений.
Жители Древней Греции воплотили свои мечты и надежды в столь совершенных мифах, что они живут уже много веков, кочуют из произведения в произведение, воплощаются в слове, бронзе, мраморе – в произведениях различных видов искусства. Как вы понимаете содержание пословицы: «Высоко летишь –низко сядешь»? В какой жизненной ситуации можно применить данную пословицу?
ЦОР
Для ученика - Презентация «7 чудес света» расположена на сайте englishclub37.at.ua - каталог файлов
Для учителя - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b92fdbba-8a01-4217-b059-88db0423e7b4/orfey_in_deadland.pdf
Интернет On-Line [http://www.starfall.com/], [http://www.starfall.com/n/level-c/greek-myths/load.htm?f].
Выходные условия: учащиеся выполнили практическую часть урока и закрепили полученные знания.
Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж к его выполнению- 2 мин
Формы организации педагогической деятельности
Фронтальная
Методы организации
Беседа учителя со всем классом
Содержание учебного материала
Учитель: Дома предлагаю вам обратиться к мифам «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид», прочитать их и ответить письменно на вопросы , помещенные после произведений. На следующем уроке мы обсудим их с вами.
Выходные условия: учащиеся выполняют домашнее задание дома и предъявляют его на следующем уроке.
Этап подведения итогов урока-2 мин
Форма организации педагогической деятельности
Фронтальная
Методы организации
Беседа учителя со всем классом
Содержание учебного материала
Учитель: Давайте проанализируем, удалось ли нам решить намеченные нами задачи:
1)мы познакомились с Древней Грецией, с понятием «миф», с представлениями древних греков об окружающем мире;
2)мы проанализировали причины возникновения мифов;
3)мы выполнили ряд практических заданий для закрепления нового материала.
Выходные условия: учащиеся формулируют свои результаты и трудности по новой теме.