СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы по теме "Образные средства художественной речи"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по теме "Образные средства художественной речи"»

Образные средства художественной речи лексические образные средства синтаксические средства экспрессивной речи

Образные средства художественной речи

  • лексические образные средства
  • синтаксические средства экспрессивной речи
Функции языка: Коммуникативная (общение) С ней связаны Функция выражения мысли Контактная функция Функция обращения Эмотивная (выражение говорящим своего эмоционального отношения к предмету речи) Язык – средство самовыражения

Функции языка:

  • Коммуникативная (общение)

С ней связаны

  • Функция выражения мысли
  • Контактная функция
  • Функция обращения
  • Эмотивная (выражение говорящим своего эмоционального отношения к предмету речи)
  • Язык – средство самовыражения

Образность речи Образность – живость, наглядность, красочность изображения, неотъемлемый признак всякого вида искусства(в широком смысле). Образность речи (в узком понимании) основана на использовании слова в переносном значении.

Образность речи

  • Образность – живость, наглядность, красочность изображения, неотъемлемый признак всякого вида искусства(в широком смысле).
  • Образность речи (в узком понимании) основана на использовании слова в переносном значении.
Сколько значений слова «стол» представлено ниже? Стол справок Письменный стол Диетический стол Обильный стол Лежат на столе Паспортный стол Работать за столом

Сколько значений слова «стол» представлено ниже?

  • Стол справок
  • Письменный стол
  • Диетический стол
  • Обильный стол
  • Лежат на столе
  • Паспортный стол
  • Работать за столом
Подсказка Предмет мебели. Еда, питание. Отделение в учреждении.

Подсказка

  • Предмет мебели.
  • Еда, питание.
  • Отделение в учреждении.
Тропы  (от греч. tropos – поворот, оборот, образ) –  слова, употреблённые в переносном значении с целью создания образа .  Придают наглядность изображению тех или иных предметов, явлений.  Основываются на внутреннем сближении, сопоставлении двух явлений, из которых одно поясняет другое.  Троп – форма поэтического мышления.

Тропы

(от греч. tropos – поворот, оборот, образ) –

слова, употреблённые в переносном значении с целью создания образа .

Придают наглядность изображению тех или иных предметов, явлений.

Основываются на внутреннем сближении, сопоставлении двух явлений, из которых одно поясняет другое.

Троп – форма поэтического мышления.

 Грозовая туча курилась пепельным дымом и быстро опускалась к земле. Вся она была однообразного аспидного цвета. Но каждая вспышка молнии открывала в ней желтоватые зловещие смерчи, синие пещеры и извилистые трещины, освещённые изнутри розовым мутным огнём. Пронзительный блеск молний сменялся в глубине тучи полыханием медного пламени. А ближе к земле, между тучей и лесом, уже опустились полосы проливного дождя.  К.Г. Паустовский

Грозовая туча курилась пепельным дымом и быстро опускалась к земле. Вся она была однообразного аспидного цвета. Но каждая вспышка молнии открывала в ней желтоватые зловещие смерчи, синие пещеры и извилистые трещины, освещённые изнутри розовым мутным огнём. Пронзительный блеск молний сменялся в глубине тучи полыханием медного пламени. А ближе к земле, между тучей и лесом, уже опустились полосы проливного дождя.

К.Г. Паустовский

Только ли в художественной речи используются тропы? выпил стакан ножки стола бежит река  потерял голову

Только ли в художественной речи используются тропы?

  • выпил стакан
  • ножки стола
  • бежит река
  • потерял голову
Сравнение  - сопоставление двух предметов или явлений ,обладающих общим признаком, для пояснения одного другим.  Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит…  Анчар, как грозный часовой, стоит один …  А. С. Пушкин

Сравнение

- сопоставление двух предметов или явлений ,обладающих общим признаком, для пояснения одного другим.

Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит…

Анчар, как грозный часовой, стоит один …

А. С. Пушкин

Виды сравнений прямое отрицательное развёрнутое

Виды сравнений

  • прямое
  • отрицательное
  • развёрнутое
Задание: определить вид сравнения. « Не ветер бушует над бором,  Не с гор побежали ручьи –  Мороз-воевода дозором  Обходит владенья свои».   Н. А. Некрасов « Я помню чудное мгновенье:  Передо мной явилась ты,  Как мимолётное виденье,  Как гений чистой красоты».  А. С. Пушкин

Задание: определить вид сравнения.

« Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи –

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои».

Н. А. Некрасов

« Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты».

А. С. Пушкин

Эпитет  (от греч. epitheton – приложение) –  образное определение предмета или действия.  « Сквозь волнистые туманы  Пробирается луна,  На печальные поляны  Льёт печально свет она».  А. С. Пушкин

Эпитет

(от греч. epitheton – приложение) –

образное определение предмета или действия.

« Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льёт печально свет она».

А. С. Пушкин

Задания: Чем отличаются друг от друга следующие определения?  - ветреная погода  - ветреная младость . Найдите эпитеты:  Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана…  Листья были напряжённо вытянуты по ветру.

Задания:

  • Чем отличаются друг от друга следующие определения?

- ветреная погода

- ветреная младость .

  • Найдите эпитеты:

Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана…

Листья были напряжённо вытянуты по ветру.

Метафора (от греч. metaphora – перенос) –  перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства;  скрытое сравнение.  «Горит восток зарёю новой…»  «Звезда пленительного счастья…»  А. С. Пушкин

Метафора

(от греч. metaphora – перенос) –

перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства;

скрытое сравнение.

«Горит восток зарёю новой…»

«Звезда пленительного счастья…»

А. С. Пушкин

Задание: любую метафору можно развернуть в сравнение. Попробуйте!  И золотеющая осень…листвою плачет на песок.  С. Есенин  Полились кругом меня…сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света   И. С. Тургенев

Задание: любую метафору можно развернуть в сравнение. Попробуйте!

И золотеющая осень…листвою плачет на песок.

С. Есенин

Полились кругом меня…сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света

И. С. Тургенев

Пример развёрнутого сравнения: Отговорила роща золотая Берёзовым, весёлым языком…  С. Есенин

Пример развёрнутого сравнения:

Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком…

С. Есенин

Олицетворение  - наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека.  Звезда с звездою говорит…  Спит земля в сиянье голубом…  М. Ю. Лермонтов  Широко употребляется не только в художественной речи, но и в научном стиле (воздух лечит, рентген показал),  публицистическом ( заговорили наши орудия, ледовая дорожка ждёт ).

Олицетворение

- наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека.

Звезда с звездою говорит…

Спит земля в сиянье голубом…

М. Ю. Лермонтов

Широко употребляется не только в художественной речи, но и в научном стиле (воздух лечит, рентген показал),

публицистическом ( заговорили наши орудия, ледовая дорожка ждёт ).

Метонимия (от греч. metonymia – переименование) – перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности . Основана не на сходстве, а на сближении исходных предметов, находящихся в причинной, временной, пространственной, вещественной или другой внутренней или внешней связи.  Фарфор и бронза на столе…  А. С. Пушкин  Траурный Шопен громыхал у заката.  М. А. Светлов

Метонимия

(от греч. metonymia – переименование) – перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности . Основана не на сходстве, а на сближении исходных предметов, находящихся в причинной, временной, пространственной, вещественной или другой внутренней или внешней связи.

Фарфор и бронза на столе…

А. С. Пушкин

Траурный Шопен громыхал у заката.

М. А. Светлов

Задание: найти примеры метонимии.  «Все флаги в гости будут к нам».  А. С. Пушкин  «…Белинского и Гоголя с базара понесёт».  Н. А. Некрасов  «Дубовый листок оторвался от ветки родимой».  М. Ю. Лермонтов  «Скоро сам узнаешь в школе,  Как архангельский мужик  По своей и божьей воле  Стал разумен и велик».  Н. А. Некрасов

Задание: найти примеры метонимии.

«Все флаги в гости будут к нам».

А. С. Пушкин

«…Белинского и Гоголя с базара понесёт».

Н. А. Некрасов

«Дубовый листок оторвался от ветки родимой».

М. Ю. Лермонтов

«Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик».

Н. А. Некрасов

Подсказка « Все флаги в гости будут к нам».  А. С. Пушкин  «… Белинского и Гоголя с базара понесёт».  Н. А. Некрасов  «Дубовый листок оторвался от ветки родимой».  М. Ю. Лермонтов  «Скоро сам узнаешь в школе,  Как архангельский мужик  По своей и божьей воле  Стал разумен и велик».  Н. А. Некрасов

Подсказка

« Все флаги в гости будут к нам».

А. С. Пушкин

«… Белинского и Гоголя с базара понесёт».

Н. А. Некрасов

«Дубовый листок оторвался от ветки родимой».

М. Ю. Лермонтов

«Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик».

Н. А. Некрасов

Синекдоха  - разновидность метонимии; состоит в замене множественного числа единственным, в употреблении названия части вместо целого, частного вместо общего, и наоборот.  «…И слышно было до рассвета,  Как ликовал француз».  М. Ю. Лермонтов

Синекдоха

- разновидность метонимии; состоит в замене множественного числа единственным, в употреблении названия части вместо целого, частного вместо общего, и наоборот.

«…И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз».

М. Ю. Лермонтов

Задание: найти примеры синекдохи.  На восток, сквозь дым и копоть,  Из одной тюрьмы глухой  По домам идёт Европа.  Пух перин над ней пургой.  И на русского солдата  Брат француз, британец брат,  Брат поляк и все подряд  С дружбой будто виноватой,  Но сердечною глядят.  А. Т. Твардовский

Задание: найти примеры синекдохи.

На восток, сквозь дым и копоть,

Из одной тюрьмы глухой

По домам идёт Европа.

Пух перин над ней пургой.

И на русского солдата

Брат француз, британец брат,

Брат поляк и все подряд

С дружбой будто виноватой,

Но сердечною глядят.

А. Т. Твардовский

Аллегория  - иносказание; выражение отвлечённых понятий в конкретных художественных образах.  Аллегорический смысл могут получать иносказательные выражения:  пришла осень – наступила старость  замело снегом дороги – к прошлому нет возврата  Такие аллегории носят общеязыковой характер.  Индивидуально-авторские аллегории часто принимают характер развёрнутой метафоры.  Пример: у А. С. Пушкина аллегория лежит в основе образной системы стихотворений «Арион», «Анчар», «Пророк».

Аллегория

- иносказание; выражение отвлечённых понятий в конкретных художественных образах.

Аллегорический смысл могут получать иносказательные выражения:

пришла осень – наступила старость

замело снегом дороги – к прошлому нет возврата

Такие аллегории носят общеязыковой характер.

Индивидуально-авторские аллегории часто принимают характер развёрнутой метафоры.

Пример: у А. С. Пушкина аллегория лежит в основе образной системы стихотворений «Арион», «Анчар», «Пророк».

Гипербола и литота  Гипербола – образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого.  Мою любовь, широкую, как море,  Вместить не могут жизни берега.  А. К. Толстой  Литота – образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого.  Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.  А. С. Грибоедов

Гипербола и литота

Гипербола – образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого.

Мою любовь, широкую, как море,

Вместить не могут жизни берега.

А. К. Толстой

Литота – образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого.

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.

А. С. Грибоедов

Перифраз (от греч. periphrasis – пересказ) – описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо слова или словосочетания.  Погиб Поэт, невольник чести…  М. Ю. Лермонтов

Перифраз

(от греч. periphrasis – пересказ) – описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо слова или словосочетания.

Погиб Поэт, невольник чести…

М. Ю. Лермонтов

 Перифразы могут быть: общеязыковые  наши меньшие братья, зелёный друг, страна голубых озёр.  индивидуально-авторские  Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья.  А. С. Пушкин

Перифразы могут быть:

  • общеязыковые

наши меньшие братья, зелёный друг, страна голубых озёр.

  • индивидуально-авторские

Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья.

А. С. Пушкин

Синтаксические средства экспрессивной речи  обращения  вводные конструкции  прямая, несобственно-прямая речь  односоставные и неполные предложения  инверсия как стилистический приём и др.

Синтаксические средства экспрессивной речи

  • обращения
  • вводные конструкции
  • прямая, несобственно-прямая речь
  • односоставные и неполные предложения
  • инверсия как стилистический приём и др.
Стилистические фигуры особые способы построения предложения , усиливающие художественную выразительность речи. В отличие от тропов , не привносят нового образного содержания.  Условно можно поделить на семантические и синтаксические.

Стилистические фигуры

  • особые способы построения предложения , усиливающие художественную выразительность речи. В отличие от тропов , не привносят нового образного содержания.

Условно можно поделить на семантические и синтаксические.

Семантические фигуры  - антитеза(противоположение) – стилистическая фигура контраста, обычно выражается антонимами.  «Белую работу  делает белый,  чёрную работу –  чёрный».  В. В. Маяковский  - градация (лат. gradatio – постепенное возвышение, усиление) – расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости.  «Вы должны были … испустить ручьи… что я говорю! реки, озёра, океаны слёз!..»  Ф. М. Достоевский

Семантические фигуры

- антитеза(противоположение) – стилистическая фигура контраста, обычно выражается антонимами.

«Белую работу

делает белый,

чёрную работу –

чёрный».

В. В. Маяковский

- градация (лат. gradatio – постепенное возвышение, усиление) – расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости.

«Вы должны были … испустить ручьи… что я говорю! реки, озёра, океаны слёз!..»

Ф. М. Достоевский

оксюморон (остроумно-глупое) – соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих противоречивую сущность обозначаемого:  «живой труп», «скучающая весёлость», «убогая роскошь наряда».
  • оксюморон (остроумно-глупое) – соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих противоречивую сущность обозначаемого:

«живой труп», «скучающая весёлость», «убогая роскошь наряда».

Задание: найти оксюморон ; другие средства выразительности. « Стоило мне только погрузиться в эти пуховые волны, как какое-то снотворное, маковое покрывало тотчас надвигалось на мои глаза и застилало от них весь Петербург с его веселящейся скукой и скучающей весёлостью».  Н. С. Лесков

Задание: найти оксюморон ; другие средства выразительности.

« Стоило мне только погрузиться в эти пуховые волны, как какое-то снотворное, маковое покрывало тотчас надвигалось на мои глаза и застилало от них весь Петербург с его веселящейся скукой и скучающей весёлостью».

Н. С. Лесков

Синтаксические фигуры риторические восклицания риторический вопрос бессоюзие многосоюзие именительный представления параллелизм анафора эпифора

Синтаксические фигуры

  • риторические восклицания
  • риторический вопрос
  • бессоюзие
  • многосоюзие
  • именительный представления
  • параллелизм
  • анафора
  • эпифора
Подсказка Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Анафора – единоначатие, повторение начальных частей двух или более относительно самостоятельных отрезков речи. Эпифора – фигура, обратная анафоре.

Подсказка

  • Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.
  • Анафора – единоначатие, повторение начальных частей двух или более относительно самостоятельных отрезков речи.
  • Эпифора – фигура, обратная анафоре.
Задание: подберите примеры синтаксических фигур.  «Москва! Как много в этом звуке …»  А. С. Пушкин  «Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и уходил куда-то в бесконечность…»  В. Г. Короленко  «Жди меня, и я вернусь,  Только очень жди.  Жди, когда наводят грусть  Жёлтые дожди,  Жди, когда снега метут,  Жди, когда жара,  Жди, когда других не ждут,  Позабыв вчера».  К. М. Симонов

Задание: подберите примеры синтаксических фигур.

«Москва! Как много в этом звуке …»

А. С. Пушкин

«Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и уходил куда-то в бесконечность…»

В. Г. Короленко

«Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера».

К. М. Симонов

 «Мелькают мимо будки, бабы,  Мальчишки, лавки, фонари,  Дворцы, сады, монастыри,  Бухарцы, сани, огороды…»  А. С. Пушкин  «Тройка! Птица-тройка! Кто тебя выдумал?..»  Н. В. Гоголь  « В синем небе звёзды блещут,  В синем море волны хлещут;  Туча по небу идёт…»  А. С. Пушкин

«Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды…»

А. С. Пушкин

«Тройка! Птица-тройка! Кто тебя выдумал?..»

Н. В. Гоголь

« В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идёт…»

А. С. Пушкин

Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы средней школы №10 им. А. С. Пушкина Игнатьевой С. Л. Использовались материалы учебника Голуб И. Б. «Стилистика русского языка» и книги Новикова Л. А. «Искусство слова».

Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы

средней школы №10

им. А. С. Пушкина

Игнатьевой С. Л.

Использовались материалы учебника

Голуб И. Б. «Стилистика русского языка» и книги Новикова Л. А.

«Искусство слова».