Разработка урока литературы 5 класс.
Тема: «Устное народное творчество.»
Цели: формировать представление о фольклоре как коллективном устном народном творчестве, об исполнителях фольклорных произведений; показать вариативную природу фольклора; развивать деятельность уч-ся.
Закрепить знание понятия «фольклор», основных особенностей фольклора; возникновения жанров фольклора.
Испытывать положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, операции, действует по плану.
Строить монологические высказывания.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель:
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок.
Ваши ушки на макушке, глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!
Улыбнулись друг другу,
Пожелали мысленно удачи.
Приветствие. В этот хмурый осенний день я хочу пожелать вам радостного настроения. А оно придет к вам тогда, когда вы сделаете много доброго, полезного и узнаете много нового. Этому мы и посвятим наш сегодняшний урок литературы.
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Учитель. На предыдущих уроках вы времени даром тоже не теряли. Вспомните, как много древнегреческих и древнеславянских мифов мы узнали, иллюстрировали мифы, пересказывали, составляли кроссворды.
- Стоит ли, по-вашему, изучать мифы своего народа? Почему?
ВЫВОД. У того, кто не знает прошлого своего народа, нет настоящего и не будет будущего.
Введение в тему.
Учитель. Мы часто употребляем на уроках такое выражение: «Кто ни о чём не спрашивает, тот ничему не научится». Но сегодня не вы будете спрашивать друг у друга, а я хочу спросить у вас, знаете ли вы ответы на следующие вопросы:
- Что на свете слаще всего?
- Кто на себе дом носит?
- Ты, да я, да мы с тобой. Много ли нас?
- Без чего человеку жить нельзя?
А догадались ли вы, как называются мои вопросы? Правильно, это загадки. Вот мы и разгадали. Как вы думаете, чему посвящен будет наш сегодняшний урок? Правильно, устному народному творчеству.
- Какова задача нашего урока?
Работа по теме урока.
Знакомство с понятием «ФОЛЬКЛОР».
Произведения УНТ знакомы нам с самых первых дней жизни.
- Какие виды УНТ вы знаете?
Это колыбельные песни, пестушки, которые напевают малышам мамы и бабушки уже много столетий, приговорки и потешки (ладушки). Подрастая, дети любят слушать сказки, разгадывать загадки, рассказывать небылицы, скороговорки. В речи каждого человека можно услышать пословицы и поговорки. (ПРИМЕР). Всё это – произведения УНТ, или ФОЛЬКЛОРА. Слово «фольклор» в переводе с английского означает «Народная мудрость».
СВОЙСТВА ФОЛЬКЛОРА
Важнейшие особенности Ф. – коллективность, устная форма бытования, традиционность. Фольклорные произведения передаются из поколения в поколение, передавая традиции народа. Автором их можно считать весь народ.
2. Понятие «Малые жанры фольклора» - загадки, скороговорки, пословицы, поговорки; лаконичны, ритмичны, легко запоминаются.
Вариативность фольклора – сказки (зависит от лексического запаса, воображения, речи рассказчика).
Закрепление.
- Что называется фольклором?
Подведение итогов урока (рефлексия)
- Почему в глубокой древности люди сочиняли сказки, загадки, пословицы? (так выражалось представление людей о жизни)
- Почему Ф. является неиссякаемым источником истинной мудрости?
VIII. Домашнее задание. Стр. 45(Задания 1 – 5)