СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы по теме "Устное народное творчество"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по теме "Устное народное творчество"»

Разработка урока литературы 5 класс.

Тема: «Устное народное творчество.»

 Цели: формировать представление о фольклоре как коллективном устном народном творчестве, об исполнителях фольклорных произведений; показать вариативную природу фольклора; развивать деятельность уч-ся.

Закрепить знание понятия «фольклор», основных особенностей фольклора; возникновения жанров фольклора.

Испытывать положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, операции, действует по плану.

Строить монологические высказывания.

Ход урока.

Организационный момент.

Учитель:

Громко прозвенел звонок-

Начинается урок.

Ваши ушки на макушке, глазки широко раскрыты.

Слушайте, запоминайте,

Ни минуты не теряйте!

Улыбнулись друг другу,

Пожелали мысленно удачи.

Приветствие. В этот хмурый осенний день я хочу пожелать вам радостного настроения. А оно придет к вам тогда, когда вы сделаете много доброго, полезного и узнаете много нового. Этому мы и посвятим наш сегодняшний урок литературы.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Учитель. На предыдущих уроках вы времени даром тоже не теряли. Вспомните, как много древнегреческих и древнеславянских мифов мы узнали, иллюстрировали мифы, пересказывали, составляли кроссворды.

- Стоит ли, по-вашему, изучать мифы своего народа? Почему?

ВЫВОД. У того, кто не знает прошлого своего народа, нет настоящего и не будет будущего.

Введение в тему.

Учитель. Мы часто употребляем на уроках такое выражение: «Кто ни о чём не спрашивает, тот ничему не научится». Но сегодня не вы будете спрашивать друг у друга, а я хочу спросить у вас, знаете ли вы ответы на следующие вопросы:

- Что на свете слаще всего?

- Кто на себе дом носит?

- Ты, да я, да мы с тобой. Много ли нас?

- Без чего человеку жить нельзя?

А догадались ли вы, как называются мои вопросы? Правильно, это загадки. Вот мы и разгадали. Как вы думаете, чему посвящен будет наш сегодняшний урок? Правильно, устному народному творчеству.

- Какова задача нашего урока?

Работа по теме урока.

Знакомство с понятием «ФОЛЬКЛОР».

Произведения УНТ знакомы нам с самых первых дней жизни.

- Какие виды УНТ вы знаете?

Это колыбельные песни, пестушки, которые напевают малышам мамы и бабушки уже много столетий, приговорки и потешки (ладушки). Подрастая, дети любят слушать сказки, разгадывать загадки, рассказывать небылицы, скороговорки. В речи каждого человека можно услышать пословицы и поговорки. (ПРИМЕР). Всё это – произведения УНТ, или ФОЛЬКЛОРА. Слово «фольклор» в переводе с английского означает «Народная мудрость».

СВОЙСТВА ФОЛЬКЛОРА

Важнейшие особенности Ф. – коллективность, устная форма бытования, традиционность. Фольклорные произведения передаются из поколения в поколение, передавая традиции народа. Автором их можно считать весь народ.

2. Понятие «Малые жанры фольклора» - загадки, скороговорки, пословицы, поговорки; лаконичны, ритмичны, легко запоминаются.

Вариативность фольклора – сказки (зависит от лексического запаса, воображения, речи рассказчика).

Закрепление.

- Что называется фольклором?

Подведение итогов урока (рефлексия)

- Почему в глубокой древности люди сочиняли сказки, загадки, пословицы? (так выражалось представление людей о жизни)

- Почему Ф. является неиссякаемым источником истинной мудрости?

VIII. Домашнее задание. Стр. 45(Задания 1 – 5)