Тема урока: Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.
Цели урока: 1)осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении;
2) приобщение детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развитие навыка анализа художественного произведения, логического мышления;
3) воспитание духовно-нравственной личности с непримиримым отношением к национальной вражде.
Ход урока:
I. Организация начала урока
Слово учителя.
С каким настроением вы пришли сегодня на урок?
На нашей планете не всегда спокойно. Из-за вражды людей разных национальностей случаются конфликты.
Чей портрет перед вами?
На уроке мы будем работать по рассказу Л.Н.Толстого.
Тема нашего урока: Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды
Обратимся к эпиграфу (читает учитель)
«Льву Толстому удалось написать для детей младшего возраста целую повесть с полноценными и подлинно толстовскими характерами, с напряжённым сюжетом, с поэтическими картинами природы, с точным чувством эпохи… «Кавказский пленник» можно считать настоящим рекордом мировой детской литературы».
С.Я.Маршак
Рассказ «Кавказский пленник» поможет решить проблемные вопросы:
Как необходимо относиться к людям другой национальности?
Что мешает людям жить в мире и дружбе?
Что роднит всех людей, помогает преодолевать национальную вражду?
Возможна ли дружба людей разных национальностей?
Какова основная идея рассказа?
II. Актуализация знаний
Познакомимся с историей рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
Кавказская война
В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.
Л.Н.Толстой на Кавказе
В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо. Вот так это было.
Незадолго до этого случая Садо купил молодого коня, оказавшегося хорошим скакуном. Друзья – Толстой и Садо – по кавказскому обычаю поменялись лошадьми. Садо подарил Толстому своего коня, а тот отдал ему своего крепкого иноходца. И вот, когда друзей стали настигать чеченцы, толстой легко мог уйти от них на резвом скакуне, но ни за что на свете не согласился бы бросить товарища в беде. У Садо было ружьё, но оно оказалось незаряженным. Однако Садо не растерялся. Он грозно целился из ружья в приближавшихся преследователей, кричал на них. А те захотели взять Садо и Толстого в плен живыми и потому не стреляли. Особенно они были злы на своего соплеменника Садо, дружившего с русским офицером. Преследуемые чеченцами, Толстой и Садо приблизились к крепости Грозный настолько, что погоню увидел часовой и поднял тревогу. Из крепости тотчас же появились конные казаки; чеченцы, гнавшиеся за Толстым и садо, повернули обратно и умчались в горы. В память об этом случае Садо подарил Толстому свою саблю.
«Воспоминания кавказского офицера» Ф.Ф.Торнау
Работая над «Войной и миром» Толстой познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник».
III. Формирование новых понятий
Сегодня на уроке нам необходимы знания теории литературы. Начнем работу с понятия сюжет. Оно нам уже знакомо.
Сюжет состоит из отдельных событий.
Эпизод – изображение одного события, имеющего начало и конец.
Идея – главная мысль произведения.
Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.
Для того чтобы понять сюжет рассказа, мы попытаемся составить план данного произведения.
На опасной дороге
В плену
Неудавшийся побег
Освобождение из плена
Сюжет рассказа прост: попадают в плен два русских офицера, один смог убежать, другой не смог.
IV. Применение полученных знаний
Мы знаем сюжет рассказа, познакомились с содержанием рассказа. Проверим свои знания на примере вопросов по данному рассказу. Значок (+), если тезис вы считаете правильным, значок (-), если считаете неправильным.
1. События происходили осенью
2. Жилин был невелик ростом, да удал
3. Жилин попал в плен потому, что Костылин его одного бросил
4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей
5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать
6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа
7. Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком
8. Во второй раз Жилин бежал один
9. Во время побега ему помогли Дина и русские солдаты
10. После побега он остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал
Чтобы понять основную проблему рассказа, обратимся к эпизодам. Они помогут нам сделать выводы.
Чтение эпизода «Одежда татар» (глава 2)
«Пришёл красный татарин, а с ним другой, поменьше ростом, черноватенький. Глаза чёрные, светлые, румяный, бородка маленькая, подстрижена; лицо весёлое, всё смеётся. Одет черноватый ещё лучше: бешмет шёлковый, синий, галунчиком обшит. Кинжал на поясе большой, серебряный; башмачки красные, сафьянные, тоже серебром обшиты. А на тоненьких башмачках другие, толстые башмачки. Шапка высокая, белого барашка».
Комментарии из толкового словаря Ожегова
БЕШМЕТ У некоторых народов Кавказа и Средней Азии: верхняя распашная, обычно стёганая, одежда.
ГАЛУН. Нашивка из золотой или серебряной мишурной тесьмы, ленты на форменной одежде; сама такая тесьма, лента.
САФЬЯН Тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет.
Следующий эпизод, над которым мы будем работать «Обед» (глава 3). Чтение эпизода учащимися.
«Горница хорошая, стены глиной гладко вымазаны. В передней стене пуховики пёстрые уложены, по бокам висят ковры дорогие; на коврах ружья, пистолеты, шашки – всё в серебре. В одной стене печка маленькая вровень с полом. Пол земляной, чистый, как ток, и весь передний угол устлан войлоками; на войлоках ковры, а на коврах пуховые подушки. И на коврах в одних башмаках сидят татары: чёрный, красный и трое гостей. За спинами у всех пуховые подушки подложены, а перед ними на круглой дощечке блины просяные, и масло коровье распущено в часке, и пиво татарское – буза, в кувшинчике. Едят руками, и руки все в масле.
…Поели татары блины, пришла татарка в рубахе такой же, как и девка, и в штанах; голова платком покрыта. Унесла масло, блины, подала лоханку хорошую и кувшин с узким носком. Стали мыть руки татары, потом сложили руки, секли на коленки, подули во все стороны и молитвы прочли».
Пересказ эпизода «Похороны» из 4 главы.
«Завернули мёртвого в полотно, без гроба, вынесли под чинары за деревню, положили на траву. Пришёл мулла, собрались старики, полотенцами повязали шапки, разулись, сели рядком на пятки перед мёртвым.
…Потом прочёл мулла молитву, все встали, подняли мёртвого на руки, понесли. Принесли к яме; яма вырыта не простая, а подкопана под землю, как подвал. Взяли мёртвого под мышки да под лытки, перегнули, спустили полегонечку, подсунули сидьмя под землю, заправили ему руки за живот.
Притащил ногаец камышу зелёного, заклали камышом яму, живо засыпали землёй, сровняли, а в головы к мертвецу камень стоймя поставили. Утоптали землю, сели опять рядком перед могилкой. Долго молчали.
…Роздал рыжий денег старикам, потом встал, взял плеть, ударил себя три раза по лбу и пошёл домой.»
Попытаемся сделать вывод. Для чего в рассказ Л.Н.Толстой включил эти эпизоды?
Вывод: каждый народ имеет свои традиции, к которым должен относиться с уважением человек другой национальности.
Рассмотрим схему и подберём примеры из рассказа по ней. Учащиеся приводят примеры из рассказа.

Откуда истоки людской вражды? Возможно ли взаимопонимание и дружба между людьми разных национальностей? Для того чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к эпизодам: Жилин и Абдул-Мурат, Жилин и татары, Жилин и Дина.
Как относился к Жилину его хозяин?
Хозяин - добрый человек, умеет ценить смелость и мастерство Жилина, но для него Жилин – враг
После того, как пленных вернули из побега, он не смеётся, разговаривает с ними враждебно, грозит убить.
Хозяин ждёт выкупа за пленных, они денег стоят
Продолжаем работу над эпизодами рассказа.
Пересказ эпизода «Жилин и горцы» (глава 3)
« Слепил он раз куклу, с носом, с руками, с ногами и в татарской рубахе, и поставил куклу на крышу. Пошли татарки за водой. Хозяйская дочь Дина увидала куклу, позвала татарок. Составили кувшины, смотрят, смеются. …Подбежала Дина, оглянулась, схватила куклу и убежала.
…Были у Абдула часы русские, сломанные. …Взял, разобрал ножичком, разложил; опять сладил, отдал. Идут часы.
… Заболел раз татарин, пришли к Жилину… Выздоровел на его счастье татарин.»
За что татары уважали Жилина?
Вывод: Жилин на всякое рукоделие мастер был.
Кто из татар с особой неприязнью относился к пленникам?
Старик не всегда был таким. Он убил своего сына, перешедшего на сторону русских, война лишила его семьи. Вражда вытравила в нём всё человеческое.
Попытаемся сделать выводы из рассмотренных эпизодов.
Мысли Толстого
Люди могли бы жить в дружбе, но им мешает война.
Деньги не дают людям смотреть друг на друга по-человечески.
Труд роднит всех людей, помогает преодолеть национальную разобщённость.
Война и вражда античеловечны.
Жилин и Дина. В рассказе дважды дан портрет Дины, увиденной глазами Жилина. В них много общего. Сравните. Почему автор использует разные слова?
«…глаза чёрные, светлые и лицом красивая» (гл.2) «Глазёнки так и блестят, как звёздочки» (гл.6)
« Как она прыгнет прочь, как коза дикая»(гл.2) «… побежала на гору, как козочка прыгает» (гл.6)
«…присела на корточки, коленки выше головы торчат» (гл.6)
«…да ручонки тонкие, как прутики» (гл.6)
Художественные средства помогают передать авторское отношение.
Перейдём к эпизоду «Побег Жилина» из 6 главы.Пересказ эпизода
« Вдруг на голову ему глина посыпалась, глянул кверху – шест длинный в тот край ямы тыкается. … Обрадовался Жилин, схватил рукой, спустил; шест здоровый. …Ухватился за шест, велел Дине держать и полез. Раза два он обрывался, - колодка мешала. … Дина его тянет ручонками за рубаху изо всех сил, сама смеётся.»
Во время второго побега Дина оказывает помощь Жилину, а Жилин проявляет заботу. Приведённые цитаты особенно говорят об отношении этих героев друг к другу. Обратимся к ним
«Вынула из рукава две сырные лепешки, бросила ему» (гл.6)
«… мне тебя жалко» (гл.6)
«Снеси на место, Дина, а то хватятся, - прибьют тебя» (гл.6)
Подлинную дружбу очень высоко ценил Л.Н.Толстой.
Дина по-настоящему спасла Жилина, без её помощи он не смог бы выбраться из ямы, ему грозит смерть
Её поступок можно назвать самоотверженным, потому что освобождение пленника грозит ей опасностью
Попытаемся сделать вывод.
Взрослым людям трудно найти общий язык, ведь они находятся в состоянии войны. Но дети не заражены искажёнными взглядами, им более доступно истинное человеческое понимание добра и зла
Дружба возможна, даже если народы разделены войной
Рассмотрим иллюстрации к рассказу Л.Н.Толстого
Р. Писарев. Иллюстрация к рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»
Какие эпизоды проиллюстрировал художник?
В учебнике у вас иллюстрации :
Ю.Петров. Татарки рассматривают куклу
А.Иткин. «Кавказский пленник»
Рассмотрите предложенные вам иллюстрации и ответьте на вопросы.
Материал урока помог нам сделать выводы. Какова же главная мысль рассказа?
Бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны. Люди на должны забывать, что все они – люди. Они могли бы жить в дружбе, но этому мешает война. Война сделала их врагами.
Жизнь зависит от характера, от того выбора, который человек всегда делает сам. Мы должны понимать, что наша судьба будет во многом зависеть от нашего поведения
Рефлексия.
Написать ответ на вопрос:
Какие мысли вызвал у меня данный рассказ?
Для этого используется метод незаконченных предложений:
Мне понравилось…
Я понял, что…
Я научился…
Мне близка мысль…
Я согласен с тем, что…
Я думаю, что…
V. Домашнее задание
Домашнее задание предполагает ваш выбор.
Подробные пересказ понравившегося эпизода
Устное рисование по одному из эпизодов
Составление вопросов по рассказу