СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 8 классе по теме: «Произведения о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8 классе по теме: «Произведения о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»»

Филиал МБОУ Мурзицкой СШ – Кочетовская ОШ







Урок литературы в 8 классе по теме:

«Произведения о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»







Саляева Ирина Васильевна

учитель русского языка и литературы

















с. Кочетовка

2020 г.

Цель: рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны.

Методические приёмы: рассказ учителя; сообщения учеников, выразительное чтение, анализ стихотворений, беседа по вопросам, прослушивание аудиозаписей, просмотр видеозаписей, мультимедийная презентация.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание патриотизма, уважения к Отечеству и его истории, чувства ответственности и долга перед Родиной.

Метапредметные: развитие умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в группе, определять способы действий в рамках предложенных условий.

Предметные: осознание значимости чтения как средства познания мира и себя в этом мире; воспитание читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного участвовать в обсуждении прочитанного, создавать развёрнутые высказывания, сознательно планировать своё досуговое чтение.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Слайды

Время урока

  1. Организационный момент

(Горят свечи. Выключен свет. Играет песня «Землянка»)

75 лет отделяет нас от времен Великой Отечественной войны, от Победы. Все меньше остается ветеранов, которые могут как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей страны. Может быть, через много лет люди почти не будут вспоминать об этой войне. К сожалению, Великая Отечественная война не была последней. Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревоге за судьбу своих детей и своей страны. Эти чувства сохраняет и передает прежде всего поэзия.

Несмотря на то что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку на ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром.

Слайд 1. «75 лет Победе»









3 мин.

  1. Определение темы урока

Ребята, как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

(после ответов учащихся объявляется тема урока)

Тема нашего урока: «Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»

Сегодня мы поговорим о том, как в годы войны развивалась поэзия, как мелодичные и задушевные стихотворения становились песнями.

Слайд 2. «Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»


  1. Прослушивание песни

Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, - «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача.

(прослушивание 1 куплета)

Какие стихи и песни о войне вам известны?

Каково их настроение?

Почему многие из них поют и сейчас?




«Жди меня» К.Симонова, «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

«Землянка» А.Суркова



Слайд 3. Слова «Священная война» и портрет Василия Лебедева-кумача



  1. Анализ стихотворения

Давайте вспомним стихотворение Константина Симонова «Жди меня».

О чём стихотворение?




Каков, на ваш взгляд, жанр стихотворения?









Какие средства выразительности использует автор в этом стихотворении?






Какое слово является ключевым?

Стихотворение посвящено любви женщины – такой сильной, что она становится сильнее смерти. Ее терпеливое ожидание бережет бойца в бою, это апофеоз светлого и прекрасного чувства.

Это интимное стихотворение, любовное послание от лирического героя к своей возлюбленной. Такой жанр был использован именно потому, что поначалу это было стихотворение только для одного человека.

Эпитеты – “желтые дожди”, “дальние места”, “горькое вино”.

Метафоры – “снега метут”, “ожиданием своим ты спасла меня”.

При этом они просто подчеркивают основную мысль, а главную роль в создании тона и настроения играет анафора – слово “жди”, которое постоянно повторяется в строфе. Это повторение и придает произведению сходство с молитвой.

Слово «Жди».

Слайд 4. Стихотворение «Жди меня»


  1. Чтение статьи учебника





















Прослушивание 1 куплета «Москвичи»














Обучающиеся по очереди читают статью учебника.

  1. Сообщение ученика о М.В. Исаковском


(Просмотр видео с исполнением Марка Бернеса песни «Враги сожгли родную хату»)






  1. Сообщение ученика об А. И. Фатьянове


(Прослушивание песни «Соловьи, соловьи…!»)


Продолжение чтения статьи про Е.Винокурова.


  1. Сообщение ученика о Булате Окуджава



Слайд 5. Портрет М.В. Исаковского.

Слайд 6. Песня «Враги сожгли родную хату»

Слайд 7. Боевая машина БМ- 13 «Катюша»

Слайд. 8. Портрет А.Фатьянова




Слайд. 9. Стихотворение «Москвичи»

Слайд 10. Портрет Булата Окуджавы.

Слайд. 11 . Фрагмент фильма «Белорусский вокзал» и с исполнением песни «Здесь птицы не поют»







3,45 мин

  1. Обсуждение статьи учебника.

- Почему в нашей стране до сих пор популярны военные песни?

- На какую тему написано большинство песен военных лет? Почему?

- Какую песню маршал Георгий Жуков назвал одной из лучших песен военной эпох?

- Какую песню Евгений Винокур посвятил друзьям, не вернувшимся с войны?

Потому что война побывала в каждом доме. И по сей день мир на земле не везде.

Больше всего песен было написано на тему любви.

«Соловьи» Алексея Фатьянова.



Песня «Москвичи».



Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним поэтом Львом Ошанином, чьи песни вы, наверняка, слышали не раз. Откройте учебник на странице со стихотворением «Дороги».


Какова доля солдата? Почему нельзя позабыть эти дороги?

Какие слова и почему повторяются в песне?

(прослушивание 1 куплета песни)

Сообщение учащегося по биографии поэта

Слайд. 12 Портрет Лев Ошанин.



Прослушивание объявления Левитана о Победе советского народы в Великой Отечественной войне.

- Какие чувства, на ваш взгляд, в этот радостный момент испытывал каждый советский человек?







Слайд 13. Эмблема победы.








Известно, что в годы войны многие представители мира искусства (писатели, поэты, композиторы, художники, актёры…) встали в ряды защитников Родины. С оружием в руках они защищали Родину, а в короткие минуты отдыха писали, передавая в своих произведениях настроения, переживания участников сражений. В суровое военное время советская песня стала мощным идейным оружием. Она была неотъемлемой частью быта на фронте и в тылу, звала в бой за Родину и получала живой отклик в сердцах людей. Не случайно герой Великой Отечественной войны маршал Чуйков сказал, что «ни одна армия в мире






















не имела такой силы, как наше искусство».

(Зажигается свеча. Звучит песня Р.Гамзатова «Журавли»)

1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война.

27 миллионов жизней она унесла.

Если произвести математические расчёты, то можно представить эти страшные потери так: в среднем ежедневно погибало 19 тысяч человек, в час – 800 человек, в минуту – 13.


На этом наш урок подошёл к концу. Запишите домашнее задание.

Ответы учащихся


Слайд. 13. Видеоряд на песню «Журавли»







Слайд. 15. Домашнее задание





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!