СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы "Вся жизнь"

Категория: Литература
Тема: Мцыри

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы по теме "Лермонтов М.Ю. Мцыри"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "Вся жизнь"»

Урок по поэме М.Ю.Лермонтова « Мцыри»

«Вся жизнь»



Цели:

  • Образовательные: познакомить учащихся с поэмой ”Мцыри”,

  • Развивающие: развивать эмоциональную восприимчивость, навыки выразительного чтения лирического стихотворения, продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы. Для того, чтобы учащиеся могли почувствовать особенности лермонтовского отношения к жизни, к свободе, им предлагается сравнить финал поэмы Дж.Байрона « Шильонский узники финал поэмы М.Ю. Лермонгова . На работу отводится з часа.

  • Воспитывающие: воспитывать интерес к творчеству поэта.

Тип урока: формирование знаний и умений.



Ход урока



Нарисуйте как по-вашему, выглядит СВОБОДА.

Слайд 1 ( портрет М.Ю. Лермонтова)

Учитель:

В 1839 году двадцатилетний Михаил Юрьевич Лермонтов, воодушевленный путешествием по Кавказу, написал поэму « Бэри» . С незначительными изменениями поэма была опубликована в книге « Стихотворения М.Лермонтова» под названием « Мцыри»

Чтение учителем

Слайды 2,3,4,5.

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Но не курится уж под ним
Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас.
Теперь один старик седой,
Развалин страж полуживой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит,
Которых надпись говорит
О славе прошлой — и о том,
Как, удручен своим венцом,
Такой-то царь, в такой-то год,
Вручал России свой народ.

И божья благодать сошла
На Грузию! Она цвела
С тех пор в тени своих садов,
Не опасаяся врагов,
За гранью дружеских штыков.



Мцыри- имя главного героя поэмы, молодого послушника, который шестилетним ребенком попал в православный монастырь . По тексту поэмы:


Однажды русский генерал 
      Из гор к Тифлису проезжал; 
      Ребенка пленного он вез. 
      Тот занемог, не перенес 
      Трудов далекого пути;



Мы можем догадаться , что мальчик этот принадлежал к какому-то воинственному горскому племени. Скорее всего, мусульманского вероисповедания, что родные его погибли в сражении с русскими войсками. Мцыри вырос в монастыре, среди монахов и воспитанный монахами, но сохранил в душе воспоминания о родителях, об отчем доме, о родной стороне. И вот накануне того дня, когда ему предстояло постричься в монахи и навсегда отречься от мира, Мцыри бежит из монастыря. Три дня он скитается на воле, его безуспешно ищут, пока наконец не возвращают в монастырь, страшно изможденного, израненного.В келью к умирающему Мцыри приходит старый, седой монах. Который когда-то принял его ребенком из рук русского генерала и спас от смерти, и Мцыри исповедуется ему. Собственно, почти вся поэма- это исповедь Мцыри о том, что случилось с ним за эти три дня вольной жизни, жизни вне монастырских стен.

Слайд 7

Прочитайте, как описывает Мцыри свою жизнь на воле, и подчеркните ключевые слова и словосочетания, которыми он объясняет, что для него свобода и как она выглядит

Чтение учениками строф 3,4,5

Проверить, что выписали

Чтение учениками строф 6,7,8.

Учащиеся продолжают подчеркивать, а дополнительно делают « рисунки на полях»

Посмотреть рисунки, объяснить, почему возникли такие образы

Чтение строф 9,10,11

Какой цвет лучше всего передает ощущения и состояние Мцыри? Закрасьте этим цветом лист бумаги.

Чтение строф 12, 13. Покажите при помощи пантомимы состояние Мцыри, описанное в этих строфах

Самостоятельное чтение « про себя « строф 14, 15. Пересказать коротко то, что случилось с Мцыри.

Чтение учеником строфы 16 Какова основная мысль этой строфы?

Чтение учителем строф 17,18. Для чего поэт вводит этот эпизод?

Чтение хором 19 строфы

Выпишите слова и словосочетания, которые вы подчеркнули в монологе Мцыри

Есть ли среди этих слов и словосочетаний такие, которые таят в себе угрозу? Если есть. То подчеркните их. 2 мин.



Слайд 8

Мцыри не размышляет о том, что такое свобода. Он просто рассказывает, что увидел и пережил за три дня свободной жизни, а вот вы, опираясь на опыт лермонтовского героя, попробуйте поразмышлять о свободе . Напишите, используя выписанные вами из монолога Мцыри слова и словосочетания, что значит « быть свободным», что делает человека свободным. И еще6 попробуйте высказаться о том, совпадает ли ваше представление о свободе с тем образом свободы, который создан в поэме М.Ю. Лермонтова.

Прочитайте друг другу в группах тексты, которые у вас получились

Урок второй

Слайд 9

Портрет Байрона

В 1816 году, когда Пушкин, хоть уже и отметился на поэтическом поприще, но еще учился в лицее, а Лермонтову исполнилось только два года, Джордж Гордон Байрон

( 1788-1824) написал поэму « Шильонский узник» в которой попытался выразить мысли и чувства человека, проведшего долгие годы в тюрьме замка Шильон. Герой поэмы Байрона, от лица которого ведется повествование, рассказывает, как погибла в борьбе с тираном его семья, отец и двое братьев., как оставшиеся два других его брата умерли в заключении буквально у него на руках, сломленные неволей физически и духовно.



Слайд 10

Прочитайте окончание поэмы Байрона « Шильонский узник» и подчеркните те слова и словосочетания, которые выражают состояние главного героя и те перемены, которые произвела в нем тюрьма.

Чтение 11 ,12,13, 14 строф « Шильонский узник» самостоятельно.



Слайд 11

Как вы думаете, может ли человек сожалеть о приобретенной свободе, желать неволи, вздыхать по тюрьме: Не противоестественно ли это? Объясните свою точку зрения.





Слайд 12

В левую колонку выпишите слова и словосочетания ,которые вы подчеркнули в тексте « Шильонского узника»

Слайд 13

Узник замка Шильон Мцыри





В 1822 году поэму Байрон « The Prisoner of Chillon” перевел на русский язык Василий Андреевич Жуковский . скорее всего, при том пристальном внимании с которым Лермонтов относился к творчеству и личности Байрона, он читал поэму в переводе Жуковского И нетрудно заметить, что поэма « Мцыри» похожа и некоторыми сюжетными коллизиями, и приемом повествования от первого лица, и ритмом на « Шильонского узника» . Но так ли уж действительно велико сходство?

Слайд 14

Прочитайте теперь окончание поэмы Лермонтова « Мцыри» и подчеркните в нем слова и словосочетания, которые выражают душевное состояние и стремление лермонтовского героя- тот жизненный итог, к которому он приходит перед смертью.

Самостоятельное чтение 24, 25, 26 строф поэмы « Мцыри»



Слайд 15

Выпишите подчеркнутые вами слова и словосочетания в правую колонку таблицы.



Слайд 16

Сравните лексические ряды , которые выражают душевное состояние шильонского узника, с одной стороны, и Мцыри- с другой. Опираясь на это сравнение, дайте характеристику лермонтовскому герою. Чем он отличается от героя Байрона? Кто из них вам более симпатичен и почему?





Почему урок назван ВСЯ ЖИЗНЬ?

Третий урок

Используя весь накопленный материал, напишите, в чем вы видите смысл поэмы М.Ю.Лермонтова « Мцыри»? Для чего она, с вашей точки зрения, была написана Лермонтовым и какое лично на вас она произвела впечатление?

Может быть домашним заданием.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!