Прилука Наталья Михайловнаа,
учитель начальных классов
МОБУ Елисеевская ООШ
Разработка открытого урока по литературному чтению
по теме: М.М. Пришвин «Выскочка» 3 класс.
Методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, эвристический.
Тип учебного занятия: урок усвоения новых знаний учащимися.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
УМК: Программы для общеобразовательных школ; Литературное чтение. 3 кл. Авт- сост.; Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова.-М.: Вента-Граф, 2007.- 160с.: ил.- (Начальная школа 21 века).
Дидактическое сопровождение: портрет М.М. Пришвина, выставка книг М.М. Пришвина, учебник Л.А.Ефросининой «Литературное чтение 3 класс»,
индивидуальные карточки с алфавитом, раздаточный материал – таблички с цифрами для заполнения в соответствии с заданием, карточки с изображением корабликов «Море Надежды» и «Море Победы».
Используемая литература: толковый словарь В.И. Даля, выставка книг М.М. Пришвина
Через уроки чтения к нравственному воспитанию.
По словам К. Д. Ушинского, «чтение - это упражнение в нравственном чувстве», поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения - нравственное воспитание, становление личности ребенка, обогащение души через чтение, размышление, через чувства. Ставя перед собой эту задачу, я стараюсь уроки литературного чтения сделать интересными, наполненными мыслью, чувствами.
Используя на уроках литературного чтения различные методы и формы работы, наглядности помогают детям глубже понять и осмыслить текст, пропустить его через свое «я», учат анализу художественного произведения, развивают их речь и мышление, дети больше читают, что развивает их технику и выразительность чтения.
Предлагаю урок литературного чтения для 3 класса по программе Н.Ф.Виноградовой (автор учебника Л.А.Ефросинина)
Литературное чтение, 3 класс.
Тема урока: М.М. Пришвин «Выскочка».
Цели урока:
Совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного чтения, развивать умения составлять план текста;
Развивать интеллектуальные способности детей, творческое воображение, прививать любовь к чтению.
Воспитывать бережное отношение к природе, развивать наблюдательность за поведением животных.
Оборудование: портрет М.М. Пришвина, выставка книг М.М. Пришвина, учебник Л.А.Ефросининой «Литературное чтение 3 класс»,
индивидуальные карточки с алфавитом, раздаточный материал – таблички с цифрами для заполнения в соответствии с заданием, карточки с изображением корабликов «Море Надежды» и «Море Победы».
Ход урока.
Орг. момент.
Повторение.
1) На доске: портрет М.М. Пришвина обратной стороной к классу, список имён великих русских писателей и названия некоторых произведений М.М. Пришвина.
Задание: вспомнить и назвать имя автора этих произведений.
 | А.С.Пушкин М.М.Пришвин Л.Н.Толстой | Лисичкин хлеб. Этажи леса. Лесной доктор. Моя Родина. |
- Прочитайте имена великих русских писателей.
Но не только эти, но и те, которые вы читали, читаете, и будете читать, когда станете старше.
Обратите внимание на выставку книг для дополнительного чтения М.М. Пришвина, которые вы можете взять в библиотеке и прочитать.
2) Игра « Фотоглаз». Подготовка к проверке домашнего задания: вспомнить прочитанные дома произведения.
На доске:
Рыбе - вода Птице - воздух | Зверю - лес, Степь, горы | Человеку - Родина. |
3) Работа по домашнему заданию: Пришвин «Моя Родина».
- Откройте учебник на стр.119.
- Найдите в тексте и прочитайте предложения, слова из которого вы услышите.
… вставала рано … | … чаем с молоком … | … решило мою жизнь … |
Почему Пришвину нравилось вставать до восхода солнца?
Куда уходил автор после чаю?
Найдите и прочитайте, в чем заключалась «охота» писателя?
Что писатель называет «кладовой солнца»?
Прочитайте, какие « сокровища жизни» надо охранять?
Ожидаемый ответ: Охранять природу – значит охранять Родину.
Мнения детей формируются на основании их ответов на поставленные выше вопросы.
3. Новый материал.
1) Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением М.М.Пришвина. Положите перед собой алфавит. Давайте в таблички с цифрами впишем соответствующие буквы алфавита и получим название рассказа.
3 | 29 | 19 | 12 | 16 | 25 | 12 | 1 |
в | ы | с | к | о | ч | к | а |
- Назовите тему нашего урока
Ожидаемые ответы: Дети высказывают различные точки зрения в соответствии со своими знаниями. В итоге выступает ребёнок-информатор, подготовившийся дома по словарю В.И. Даля: Выскочка – человек, который, выдвигая себя стремится выслуживаться или занять какое-нибудь незаслуженное положение в обществе.
- Рассмотрите иллюстрацию на стр.127 (изображение сороки).
Ожидаемый ответ: строится только на основании догадки в соответствии с иллюстрацией на доске. Текста дети ещё не слышали.
2) Работа над текстом.
1, 2, 4 части читают подготовленные во внеурочное время дети.
3 часть читает учитель.
Размышление над прочитанным по вопросам.
Какое настроение вызвал прочитанный рассказ?
Какой эпизод вас больше всего взволновал?
Совпали ли ваши предположения, кого автор назвал Выскочкой?
Что вы о ней знаете?
3) Работа с каждой частью по отдельности.
1-я часть. Жужжащее чтение. ( до слов Дело было поздней осенью..)
Задание: Подчеркнуть непонятные слова.
Размышление над прочитанным по вопросам.
Где происходит действие?
О ком рассказывает автор?
Найдите и прочитайте, как автор описывает Выскочку?
Что интересного заметил автор в поведении собаки?
Работа над лексическим значением слов:
Полено – кусок распиленного дерева.
Какие художественные средства использует автор в описании Вьюшки?
Какой была Вьюшка?
Какую картину можно нарисовать к этой части?
Как можно озаглавить 1 часть?
Ожидаемый ответ: Веселая собачка Вьюшка.
На доске записываются названия частей, из которых в итоге складывается план произведения.
План.
Веселая собачка Вьюшка.
2-я часть. Чтение способом « Спринт».
- Настоящий читатель не тот, кто читает, а тот, кто вдумчиво и внимательно перечитывает рассказ. Мы раньше уже выполняли это задание. Читаем и считаем слова за 1 минуту. Будьте внимательны к слову, следите за ударением.
- Кто прочитает больше, чем в прошлый раз, запишите свои результаты на кораблике « Море Победы», а кто меньше – в «Море Надежды»
На доске вопросы. На них отвечают те, кто уже выполнил задание по чтению.
- Найдите непонятные слова. Работа над лексическим значением слов:
Выводок – птенцы, живущие с матерью.
Дýром - по-глупому, бестолково.
Почему сорока так поступила?
Что думает автор о сороке?
Что говорит автор о других сороках?
Как вела себя Выскочка?
- Найдите и прочитайте разговор сорок.
Озаглавьте 2 часть предложением из текста.
Ожидаемый ответ: Выскочка поскакала дýром.
На доске записываются названия 2-й части.
План.
Веселая собачка Вьюшка.
Выскочка поскакала дýром.
3-я и 4-я части. Чтение « цепочкой».
Дети читают текст поочерёдно по одному предложению.
- Найдите слова и выражения, которые рассказывают, как сорока воровала кость.
Со слов учащихся учитель записывает на доске: улучила, схватила, успела повернуться, успела ударить, поднять пыль.
Ожидаемый ответ: это глаголы.
Озаглавьте эту часть предложением из текста.
Ожидаемый ответ: Сорока без хвоста.
На доске записываются названия всех частей рассказа.
План.
Веселая собачка Вьюшка.
Выскочка поскакала дýром.
Сорока без хвоста.
4. Итог урока.
- Написав рассказ « Выскочка» М.М.Пришвин хотел, чтобы мы, читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую?
Ответы детей.
5. Домашнее задание.
1вариант- 1, 2 части - читать и пересказывать.
2вариант- 3. 4 части - читать и пересказывать.