МБОУ «Перовская школа-гимназия»
Урок литературного чтения 4 класс
К. Булычев
«Путешествие Алисы»
Составил
учитель начальных классов
Гнатенко Л.В.
Тема: К.Булычев «Путешествие Алисы»
Кустики
Особенности Фантастического жанра
Цель: познакомить с жизнью и творчеством писателя-фантаста К. Булычева;
заинтересовать его произведениями; читать отрывок из повести «Путешествие
Алисы»; учить анализировать поступки героев, составлять картинный план к
произведению, пересказывать по нему текст; отрабатывать навыки беглого
выразительного чтения; развивать память, мышление, речь.
Планируемые результаты: предметные: прогнозирование содержания произведения, определение особенностей фантастических рассказов, таланта читателя, читательского воображения в процессе чтения фантастических произведений, самостоятельное составление фантастических рассказов; метапредметные: Р - формирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П – анализ высказывания известных писателей о ценности книг и чтения, нахождение в них общего ценного смысла; К – ответы на вопросы на основе фантастических произведений учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения, деление полномочий в группе при планировании групповой работы; личностные: проявление бережного отношения к учебной книге. Аккуратность в ее использовании, осознание пользы книг и чтения для себя, для своего личного роста, обоснование мотивов посещения библиотеки и выбора книг по своему интересу.
Оборудование: видеопроектор, карточки с текстом речевой разминки, заданиями, магнитная азбука, выставка книг и портрет Кира Булычева, видеоматериалы из мультфильма «Тайна третьей планеты»
Ход урока
I. Организационный момент
Неделя творчества. Мероприятие начальной школы в актовом зале было посвящено какому празднику? (День Космонавтики)
Какое событие произошло в этот день?
Сколько лет прошло?
2. Мозговой штурм
полет ракета День Космонавтики
космодром 12 апреля спутник
Гагарин космос спутник
3. Видеозапись
- Объедините в одну тему информацию «Мозгового штурма» (Космос)
- Связь с какой жизнью? (реальной)
4. Кадр и м/ф «Тайна третьей планеты»
- Как зовут героиню мультфильма?
- Кто автор и как называется произведение об этой девочке?
- Что вы узнали об Алисе Селезнёвой? (она из будущего, её отец космобиолог и т. д.)
- Определите жанр этого рассказа (фантастический)
- Определите задачи сегодняшнего урока.
II. Основная часть
1. Работа над содержанием.
- В чем фантастичность, необычность произведения?
- Чем фантастическое отличается от обычного, волшебного?
- От чьего имени ведется рассказ?
- Какое событие произошло на космокатере?
2. Выборочное чтение.
1) Какими были кусты?
2) Сколько раз космокатеру пришлось облететь кустики?
3) Что услышали на борту?
4) По ролям (без слов автора) Зелёный, Алиса
5) Что сделали кустики? с. 151, 152, 153
6) Что сделала Алиса? с. 154
7) Так почему пели кустики?
8) Что смешного в поведении кустиков?
9) Вывод космобиолога и поведение кустиков. с. 156
3. Литературный круг (по экипажам)
1) Подпиши иллюстрации (в экипажах)
2) Суд над кустиками (прокурор, следователь, адвокат, судья, свидетели, присяжные – роли распределяют учащиеся)
III. Закрепление
Работа в экипажах по карточкам
IV. Подведение итогов
- Нравится ли вам фантастическая литература?
- Выступления детей. Презентация собственного фантастического сочинения.
VI. Оценивание в экипажах
VII. Домашнее задание: пересказать по плану иллюстрацию (проект)