СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения Л. Пантелеев "Две лягушки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения Л. Пантелеев "Две лягушки"»

Тема урока


Л. Пантелеев «Две лягушки»

Предмет

Литературное чтение

Класс

2 «В»

Автор урока

Павлова Ольга Ивановна

Образовательное учрежде-ние

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Верхнедонская гимназия



Ст. Казанская Ростовской области


Методическая информация


Тип урока

Урок получения новых знаний

Цель урока

Составить сравнительную характеристику героев сказки Л. Пантелеева «Две лягушки».

Задачи урока

1) Познакомить детей с биографией и с творчеством Л. Пантелеева; совершенствовать навыки чтения (правильность, беглость, осознанность, выразительность);

2) обогащать словарный запас учащихся;

3) формировать умение самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые автор использует для характеристики героев.

4) развивать умения анализировать характер героев с опорой на сюжет, понять мотивацию поведения.

5) воспитывать нравственные качества характера (настойчивость, трудолюбие, воля); формировать понятие, что в любой ситуации можно найти выход.

Знания, умения, навыки

и качества, которые актуализируют,

приобре-тут,

закрепят ученики в ходе урока.

Земноводные.

Литературный анализ рассказа на основе предложенных учебных задач.

Сравнительная характеристика героев.

Подведение итогов и выводов по теме.

Составление синквейна.


Необходимое оборудование

и материалы

Персональный компьютер (ноутбук),

мультимедиа-проектор (проекционное устройство),

• О.В.Кубасова. Любимые страницы. Учебник для 2 класса по литературному чтению. Смоленск, "Ассоциация XXI век", 2008г.

• О.В.Кубасова. Рабочая тетрадь по чтению к учебнику "Любимые страницы". Смоленск, "Ассоциация XXI век", 2014г.


Подробный конспект урока


Мотива-ция учащихся

Оргмомент. Прозвенел звонок. Начался урок чтения.

Массаж пальцев рук


Вступительная беседа.

- Откройте учебник на стр. 3 и прочитайте главную учебную задачу? (учимся работать с текстом)

- Кто нас конкретно интересует в тексте? (автор и его герои)

- Значит чем мы будем заниматься сегодня?

Ход и содержание урока

Знакомство с биографией и с творчеством Л. Пантелеева.


- Прочитайте имя автора, с произведением которого мы будем сегодня знакомиться. Что вы знаете о нём?

(На столе – тексты)


1) Леонид Пантелеев - это псевдоним, т.е. вымышленное имя или фамилия, которым подписывают некоторые писатели свои произведения в печати. Этот псевдоним принадлежит Алексею Ивановичу Еремееву - бывшему беспризорнику, воспитаннику Петроградской школы для трудновоспитуемых ребят.


2) Л. Пантелеев – жил с 1908 по 1987 гг., это детский писатель. Родился в Петербурге, в семье военного. Писать свои первые произведения начал в 18 лет. Его учителями были С. Я. Маршак и М. Горький.


3) Писал для детей и о детях. Его перу принадлежат такие произведения, как «Карусели», «Честное слово», «Рассказы для маленьких» и многие другие. Во всех произведениях говорится о таких качествах человека, как смелость, честность и находчивость.


- Какие произведения вам уже знакомы? («Карусели», «Как поросенок говорить научился»)


- А чтобы узнать имя главного героя: выполните следующее задание: соотнесите животного с его ласковыми прозвищами.


Работа в парах

Волк

ни головы, ни ножек

Петух

трусишка

Лиса

косолапый

Мышка

зубами щелк

Комар


Медведь

дереза

Заяц

золотой гребешок

Еж

кумушка

Колобок

пискун

Коза

румяный бок

Лягушка

норушка

- Кто остался? Кто главный герой?

- Как называют лягушку в сказках? (квакушка)

- Что вы знаете о лягушках? (земноводные)

- Лягушки - удивительные животные, они земноводные. Земноводных называют амфибиями. Рождаются они в воде, и первую часть жизни живут в воде, а потом выходят на сушу. Это безвредные животные.

- Чем они питаются? (Комарами)

- А вы знаете, что в средней полосе России встречаются всего четыре вида лягушек: озерная и прудовая (зеленой окраски), а так же травяная и остромордая (коричневой окраски). Их длина достигает 17 см.

Изучение нового материала.

- Послушайте внимательно стихотворение и кажите, о скольких лягушках будем читать?

Зелёные старушки

На болоте у опушки

Жили – были две старушки-

Две толстушки-хохотушки

И от пяток до макушки зелёные.


У старушек в кладовушке

Есть запасы, но в кадушке

Не чернушки, не волнушки,

А кузнечики и мушки солёные.

Что за странные старушки?

Е. Явецкая.

Первичное знакомство. Следим за диктором.

(Высказывают о первых впечатлениях.)


Работа с учебником.

- Подготовимся к чтению.

1). Выполнение упражнений, расположенных перед текстом (стр. 35).

БА-РАХ-ТАТЬ-СЯ – БАРАХТАТЬСЯ

ЗА-ХЛЕБ-НУ-ЛАСЬ – ЗАХЛЕБНУЛАСЬ

ДО-ГА-ДА-ЛАСЬ – ДОГАДАЛАСЬ


2). Словарная работа.

(Слова записаны на карточке.

Проверка выполненного задания.

  1. Барахтаться

неглубокая и неширокая траншея

  1. Канава.

делать беспорядочные движения,

находясь в жидкости

  1. Погреб

грибок, обычно белого цвета

  1. Плесень

кладовая ниже уровня земли,

для хранения овощей и продуктов.

  1. Мох

человек, который находит

выход из любой ситуации

  1. Находчивый


стелющееся растение без корней и цветов в сырых местах на земле, на деревьях



Выяснение значений слов.

-Что означает слово ПОБУЛТЫХАЛАСЬ? (Бултыхаться – падать, бросаться, плескаться о стенки сосуда, находясь в жидкости).

-Что означает слово БАРАХТАТЬСЯ? (Барахтаться – делать беспорядочные движения, находясь в жидкости).

- Что это за слова? Это слова синонимы.

Чтение по цепочке.


Физкультминутка. Зарядка с лягушатами.


Работа по содержанию.

- Где жили две лягушки-подружки? (Они жили в одной канаве.)

-Что случилось однажды с лягушками?

-Как они оказались в горшке со сметаной?

- Что сделала первая лягушка, лентяйка? (Она немножко поплавала, побултыхалась и захлебнулась.)

- Как повела себя вторая лягушка? (Она была очень настойчивая, все время работала лапками и взбила сметану в масло.)


Составление характеристики героев. Анализ произведения.

- На протяжении всей сказки автор сравнивает лягушек друг с другом.

- Какая по характеру была настоящая лесная лягушка? Найдите в тексте и прочитайте.

- какая была вторая лягушка? Найдите и прочитайте.

- Что можете казать о лягушках? какие они? (разные по характеру)

- Давайте посмотрим как эти разные по характеру лягушки повели себя в одинаковой ситуации?

- Как повела себя лягушка-лентяйка? Найдите и прочитайте.

- А как называют таких людей?. (пессимист).

- какой совет можем дать? (верить в лучшее)

- Как повела настоящая лягушка? Найдите и прочитайте.

- как называют таких? (оптимист)

- От кого зависит исход ситуации? ( от самих лягушек)

-Как относится автор к лягушкам? Где можно увидеть?( первую – жалеет, второй – восхищается)

-Чему учит эта история? ( Быть терпеливым, храбрым, старательным, стремиться справиться с трудностями).

- В каких словах содержится главная мысль сказки? (… пока силы есть, буду бороться. Я ведь ещё живая – значит, надо жить).

Работа в тетради на печатной основе.

Составление характеристики главных героев.

-Откройте тетрадь на печатной основе на странице 60.

-Прочитаем слова:

(Весёлая,настойчивая,храбрая,сильная,засоня,лентяйка,трусиха,волевая,безвольная,бодрая,унылая)

-Соедините стрелками слова и рисунки.


Итог урока. Контроль усвоенных знаний. (Работа выполняется на карточках).

Тест

1. Где жили лягушки?

а) в болоте,

б) в канаве,

в) в городском парке.

2. Когда лягушки пошли погулять?

а) вечером,

б) ночью,

в) на рассвете.

3. Куда лягушки забрались?

а) в кухню,

б) в погреб,

в) в сарай.

4. Что из перечисленного НЕ любят лягушки?

а) плесень,

б) мох,

в) сметану.

5. Куда они свалились?

а) в горшок со сметаной,

в) в бутылку с кефиром,

б) в блюдце с молоком.

6. О чем НЕ подумала ленивая лягушка?

а) «Пока есть силы, буду барахтаться»,

б) «Только время даром тратить»,

в) «Уж лучше я сразу утону».

7. О чем думала лесная лягушка?

а) «Все равно мне отсюда не вылезти»,

б) «Что ж я буду напрасно барахтаться»,

в) «Нет, не сдамся».

8. Какое выражение употребила лесная лягушка в своих мыслях?

а) «Шалишь, лягушачья смерть»,

б) «Балуешься, лягушачья смерть»,

в) «Озорничаешь, лягушачья смерть».

9. Что случилось со сметаной?

а) она высохла,

б) из нее получился сыр,

в) из нее сбилось масло.

10. В каких словах выражена главная мысль сказки?

а) «Не падай духом!»,

б) «Откуда взялось масло?»,

в) «А там – что будет».


- Могла ли сказка закончиться по-другому? Как?

- Какой конец вам больше нравится?

- Для чего автор придумал эту сказку? О чем он заставил вас задуматься?

- Какой вывод для себя сделали?

- Какие черты характера будете воспитывать в себе?

- Повторите главную мысль сказки.

-Литературные произведения создаются не только для того, чтобы радовать нас, доставлять удовольствие во время чтения, но и для того, чтобы нас чему-то научить, рассказать о качествах человеческого характера.

Пусть книги друзьями

Заходят в дома.

Читайте всю жизнь,

Набирайтесь ума.


Рефлексия деятельности

на уроке


Составление синквейна