Хиондерко Ирина Ярославна,
учитель начальных классов первой категории.
Проект урока математики в 3 классе
по теме «Масса. Килограмм. Грамм. »
(по курсу «Математика», авторы В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева, УМК «Школа ХХI век»)
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели урока: познакомить учащихся с понятием масса; познакомить учащихся с единицей измерения массы килограммом; познакомить с прибором измерения массы; развивать мышление младших школьников путем сравнения; воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование: учебник «Математика, 3 класс». В 2 ч. Ч. 1 /авторВ.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева/. - М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2012, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация весы, гири.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
Начинаем мы опять
Решать, отгадывать, смекать!
Пожелаем всем удачи-
За работу, в добрый час!
-Нам сегодня понадобятся ваше внимание, умение думать и работать дружно.
- С каким новым понятием мы познакомились на предыдущих уроках? (величина)
- Какую величину знаем? (длина)
-Почему длину можно назвать величиной?(можно измерить и записать числом)
-Какими мерками измеряем длину?(см, дм)
- Какие действия с ними можно производить?(складывать, вычитать, сравнивать)
- Как вы думаете длина это единственная величина? (предположения детей)
-А вам интересно узнать есть ли еще величины и какие?
2.Сообщение темы и цели урока.
-Посмотрите на эти два пакета. (Учитель показывает детям заранее приготовленные бумажные пакеты: в одном – крупа, в другом – вата.)
- Чем они похожи? (Они одинаковы по цвету, форме, размеру.)
-Чем они отличаются? (Дети затрудняются дать ответ.)
-Настя, выйди к доске и возьми в каждую руку по одному пакету.
-Что ты нам можешь сообщить? (Один пакет легче, а другой тяжелее.)
(На доску выставляются слова ЛЕГЧЕ, ТЯЖЕЛЕЕ)
- Легче - тяжелее мы говорим тогда, когда имеем в виду свойство, как же его назвать? Масса! (Открывается слово в теме урока и словарное слово)
- Посмотрите на это слово. Что интересного заметили в написании? Давайте прочитаем его орфографически и орфоэпически.
- Кто догадался, какая тема нашего урока? ( Масса) ?! – Можно ли массу назвать величиной? Почему? Как думаете?
3.Объяснение нового материала
– Возьмите в руки тетрадь и учебник. Что тяжелее? Что легче?
-Что же помогает нам точно сравнивать предметы по массе? Какой инструмент? Отгадайте загадку.
Фрукты на качели покачаться сели.
Стоит им лишь прекратить,
Нам придется заплатить. (Весы)
- Для чего необходимы весы? (чтобы измерить вес предмета)
- Какие весы вы знаете? (магазинные, лабораторные, напольные, электронные, бытовые, грузовые, чашечные, безмен). (Слайд 1)
Практическая работа с бытовыми весами.
-Поработаем с бытовыми весами. На одну чашу весов ставим пакет соли, на другую пакет гречки.
- Что видите? (Весы уравновесились.)
- Когда весы находятся в равновесии, то говорят, что массы предметов равны, то есть масса пакета соли равна массе пакета гречки.
С равно Г
- А теперь сравним пакет с рисом и пакет с ватой.
- Что можете сказать? (Пакет с рисом тяжелее пакета с ватой.)
- Когда одна чаша весов находится ниже другой, она тяжелее, а когда выше – легче. Если тяжелее, то масса предмета больше, если легче, то масса меньше.
- Как запишем?
Р больше В В меньше Р
Работа по учебнику стр. 46 № 1
-Посмотрите, ребята, рисунок.
-Почему весы не находятся в равновесии? (Масса пакета муки больше массы гири).
Физминутка.
-- Встаньте из-за парт и представьте себя чашечными весами. Левая рука - левая чашка весов, правая рука – правая чашка. Изображайте работу весов по моим командам.
- весы находятся в равновесии;
- левая чаша весов опустилась;
- правая чаша весов опустилась;
- весы находятся в равновесии;
- масса предмета на правой чаше тяжелее, чем на левой;
- весы находятся в равновесии;
- груз на левой чаше легче;
- весы находятся в равновесии.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три - нагнулась и присела,
На четыре улетела.
Масса- величина.
– Итак, предметы можно сравнивать по массе.
– А как называется свойство предмета, которое можно сравнивать? (Величина.)
– Какой вывод можно сделать? (Масса – величина.)
- Возможно ли сравнить массу пакета крупы и массу пакета ваты? (Нет, нужна единая единица измерения)
- Раньше люди пользовались различными мерками: камнями, яблоками и др. Затем у каждого народа появились свои меры массы. Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница. Ученые придумали такую мерку и назвали её килограмм. (открывается табличка – словарное слово)
-Работа по учебнику. (Чтение правила на с.46 вслух)
«Массу предметов часто измеряют в килограммах. Слово килограмм сокращенно записывают так:кг.
- Сокращенно записывают - кг. Давайте и мы с вами потренируемся и запишем новую мерку в тетради . (Пишут 3 раза – кг)
- А где в жизни вы встречались с килограммом? (пачка соли, сахара)
- А у меня здесь есть гири массой 1 кг и 2 кг. Их используют для взвешивания предметов.
(Демонстрация гирей, можно дать подержать 2-3 человекам, остальные – на перемене)
Работа по учебнику с 46 №2
Чему равна масса Волка в килограммах?
- Ребята, как, вы, думаете, для того чтобы найти массу небольших предметов и небольшого количества жидкости подойдет такая единица измерения, как килограмм? ( Нет.)
-Работа по учебнику.(Чтение правила вслух на с.46.)
Масса небольших предметов или небольшого количества жидкости обычно измеряют в граммах. Слово грамм сокращенно записывается так: г.
-Работа по учебнику на с.47 №3.
Волк попросил Зайца сделать ему укол витамина. Рассмотрите рисунок. Сколько витаминов в ампуле?
-Работа по учебнику на с.47 №4.
В большой ампуле 5 г йода, а в маленькой 3 г йода. Из обеих ампул йод перелили в пустой пузырек. Сколько граммов йода в пузырьке?
-Работа по учебник. (Чтение правила вслух на с.47.)
Запомни! 1кг=1000г.
В одном килограмме тысяча граммов.
4. Закрепление
-Работа по учебнику на с.48 №6.
Прочитай записи в порядке увеличения значения массы.
26 килограммов 1000 г
125 граммов 16 кг 80 г
4 килограмма 300 граммов 30 кг 130 г
-Работа по учебнику на с.48 №8.
Вычисли устно.
370 кг+9 кг 683кг-80 кг
46 кг+800 г 400 кг+16 кг
504 г-500 г 736 кг-36 кг
6.Самостоятельная работа по новой теме.
-Работа по учебнику на с.48 №7.
С помощью весов определите массу: учебника математики, ручки, яблока, апельсина.
7. Подведение итогов.
-С какой новой величиной мы сегодня с вами познакомились? (Массой).
-Какие единицы используем для измерения массы? (Килограмм, грамм).
-Как мы доказали, что масса – это величина?
(Массу можно измерить и результат измерения выразить числом. Массу измеряют в килограммах и граммах. Массу можно сравнивать, когда она выражена в одинаковых мерках).
-Кому сегодня на уроке было интересно?
7.Домашнее задание.
Выучить правила на с.46-47.
Выполнить задание №5 на с.47.
А самых любознательных я попрошу дома в энциклопедии найти сведения о старинных мерах массы и рассказать нам на следующем уроке.
Нестандартный урок математики в начальной школе, 1 класс
Конспект урока - путешествия по математике для детей 1 класса
Урок путешествие "В гости к Зиме" (математика 1 класс)
Задачи: преподавать предмет интересно и доступно, создавать условия для творческой самореализации детей, использовать нестандартные уроки
Тип урока: повторение и закрепление изученного материала
Цель: повторить и закрепить изученный материал ; считать различные предметы, группы предметов; читать, записывать, сравнивать цифры первого десятка; понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание; выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10); решать задачи (в 1 действие); проводить сравнение объектов с целью выделения их различий; различать существенные и несущественные признаки; определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания; иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: геометрическая фигура; находить и читать информацию, представленную разными способами; выделять из рисунка информацию, составлять по ней задачи с разными вопросами и решать их;
уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь высказывать своё мнение; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Ход урока:
І. Организационный момент
Учитель:
Придумано кем-то
Просто и мудро,
При встрече здороваться
Доброе утро!
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!
Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас ребята, ведь вы пришли учиться, думать, узнавать много нового.
ІІ. Мотивация
Учитель:
Сегодня у нас не обычный урок математики, а урок – путешествие. Госпожа Зима приготовила для вас сюрприз, нам лишь нужно добраться к месту, где он нас ждет. По дороге к вам я встретила Снеговика, и он предложил свою помощь – сопровождать нас в пути, по своей карте, указывать направление путешествия. Путь наш не простой, он полон заданий и испытаний.
ІІІ. Сообщение темы и цели урока
Учитель объясняет путь движения по плану (сообщает тему и задачи урока).
За поселком нас ждет заснеженное Каллиграфическое поле, где по следам зверей и птиц сможем найти нужные цифры и идти дальше. Перед нами откроется Счетное озеро, которое мы должны осторожно пройти, правильно считая. За озером небольшая остановка, где сможем немного отдохнуть и с новыми силами отправиться в путь. По тропинке мы попадём в прекрасный зимний Лес, где нужно быть особенно внимательными при составлении и решении задач и примеров. Пройдя самый длинный и трудный участок пути, мы сможем отдохнуть, а затем выйдем на Геометрическую дорогу, которая должна нас привести к последней остановке, где подведем итоги и обязательно найдем сундучок госпожи Зимы с приготовленными для вас подарками.
Я думаю наше путешествие вам понравится. Пожелаем друг другу удачи и отправляемся в путь!
(Музыкальное сопровождение).
ІV. Каллиграфическая минутка
Учитель:
Ребята, вы только посмотрите, какое белое, чистое поле! Только что это? (Дети отвечают, что это следы птиц и зверей)
Учитель: Чьи это следы?
(Дети называют птицу – это следы сороки)
Учитель:
Какую же цифру зашифровала для нас сорока? (Цифру 8)
Учитель:
Каждый зверь имеет свой почерк следов, нам надо суметь разобраться вот в этих следах.(Указывает на следы лисы)
(Дети:Это следы лисы)
Учитель:
Какая цифра оставлена лисой? (Цифра 6)
Учитель:
А это след зайца: спереди удлиненные отпечатки задних лап, сзади кругленькие ямочки от передних. Убегая от лисички, заяц оставил на снегу какую цифру?
(Дети: Цифру 7)
Учитель:
Молодцы ребята! Вы умеете читать хитрые следы зверей и правильно расшифровали цифры. Посмотрите на цифру 7, вспомните как она пишется. Из каких элементов состоит? (Дети называют элементы)
Волнистая горизонтальная линия – на какую цифру этим элементом похожа семёрка?( на 2) А теперь на своих листиках (в тетрадях), таких беленьких и чистых, оставьте свой след, правильно и красиво пропишите цифру 7 до конца строки.
(Дети выполняют работу)
V. Закрепление
1. Устный счет
Учитель:
Продолжаем наш путь. Перед нами Счетное озеро. Оно покрыто льдом. Ребята, нужно быть осторожными, устно считая, правильно его пройти.
Учитель:
Я показываю вам примеры, а вы называете только ответ. Правильный ответ будем выставлять в нужном месте, продвигаясь вперед. Так мы и пройдем Счетное озеро.
Примеры:
6 + 4 5 + 3 2 + 2 9 + 1 3 + 2
7 - 2 6 - 3 8 - 2 10 - 2 9 - 3
Учитель:
Вот и озеро осталось позади! Только Снеговик удивлен. Никак не может понять, почему мы не пошли прямо через озеро? Ведь так было бы быстрее. Объясните Снеговику, почему мы выбрали такой путь.
(Дети объясняют, правила поведения на водоеме зимой)
Физкультминутка
Учитель:
Теперь мы смело можем отдохнуть.
Все старались, все считали
И немножечко устали (встали, встали)
Вверх поднимем наши ручки,
И дотянемся до тучки.
Уходи от нас скорей,
Не пугай наших детей.
Вот к нам солнышко пришло,
Стало весело, светло
Топ-топ – ножками,
Хлоп-хлоп – ручками,
Садитесь и друг другу улыбнитесь!
2. Решение задач
Учитель:
Вот и лес! Как прекрасно и загадочно в лесу зимой! Могучие стоят дубы, зеленеют на фоне голубого неба сосны и ели. Лес в любое время интересен. Нужно быть только наблюдательным. Полюбуйтесь, присмотритесь. (Музыкальное сопровождение)
Учитель:
Какие деревья вы видите?
(Дети называют, учитель показывает)
Учитель:
Посмотрите, что это за птица? (Дятел)
Учитель:
Что вы знаете о дятле?
(Дети отвечают)
Учитель:
Зимой в лесу дятел любит кормиться семенами сосновых шишек. (Показ шишки). Засунет шишку в расщепленный сук, все семена выклюет и пустую шишку вниз сбросит и летит за другой. А вот синички летают за дятлом – они кормятся около него. Дятел не все семечки выклюет, синички доклюют. Давайте посчитаем сколько шишек у дятла. Составьте задачу и мы ее решим.
(Учитель возле дятла вывешивает рисунок, дети составляют задачу)
Задача 1: У дятла было 5 шишек. Он принёс еще 2 шишки. Сколько шишек стало у дятла?
Учитель:
Повторите условие? Вопрос задачи? Каким действием решается задача? Почему действием сложения? Назовите решение? Какой ответ получился в задаче?
(Один ученик записывает решение у доски, остальные учащиеся в тетрадях)
Учитель:
Молодцы ребята, помогли дятлу сосчитать шишки!
Учитель:
(Запись голосов птиц) Что за шум я слышу? Это на рябине, какие веселые птички! Они вам знакомы, ребята?
(Дети отвечают, что это снегири)
Учитель:
Как по-вашему, что они делают?
(Дети отвечают)
Учитель:
Да, снегири очень любят ягоды рябины и калины. (Показ веток рябины и калины)
Сравните, чем похожи и отличаются эти растения. (Обращаемся к рисунку леса) После первых морозов вкус ягод меняется – они становятся из горько-терпких сладковатыми. Ой, как же шумят эти птички! Наверняка, некоторые из них хотят улететь. Давайте составим задачу и посчитаем, сколько снегирей останется на рябине. Решим эту задачу устно. (Дети по рисунку составляют задачу)
Задача 2: На ветке рябины сидело 6 снегирей. 2 снегиря улетело. Сколько снегирей осталось на рябине?)
(Повторяем условие, вопрос задачи, устно решаем и называем ответ)
Учитель:
Ребята, как вы думаете – для чего нам нужно уметь решать задачи?
(Дети отвечают)
Физкультминутка
Поднимается ветерок, нам надо спешить выбираться из леса.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Полетели тут снежинки
Ветерок всё тише, тише,
А снежинки ниже, ниже.
3. Решение примеров
Учитель:
Посмотрите, снежинки указывают тропинку, по которой мы можем быстро выйти из леса. Поднимая каждую снежинку, решим и запишем пример. Ну что ж, ребята, в путь!
(Примеры на снежинках, на плакате леса)
8 + 2 4 + 3 5 + 4
10 - 2 7 - 4 9 - 5
(Учитель вызывает по одному ученику (остальные учащиеся работают в тетрадях), ученик снимает снежинку, читает пример для класса, записывает и решает).
Учитель:
Посмотрите, ребята, на наши примеры. Нам приходилось внимательно производить вычисления. А как легче решить примеры на вычитание, смотря на предыдущий пример в столбике?
(Дети отвечают, что нужно знать, что из каждого примера на сложение можно составить, не производя вычислений, по два примера на вычитание.Можно предложить детям составить еще по одному примеру на вычитание - устно)
4.Геометрический материал
Учитель:
Вот мы и на геометрической дорожке! В паре с другом веселей идти. Вы, я думаю, со мной согласны! Посмотрите, что это? (Перед детьми изображение – прямая и кривая линия, отрезок)
(Дети называют геометрический материал)
Учитель:
Сравните и обсудите со своим товарищем по парте, на что похожа наша дорога? И почему вы так думаете?
(Дети совещаются)
Учитель:
Решите, кто из вас будет отвечать.
(Заслушиваем ответы каждой группы. Предлагаем одной из групп быть экспертами)
(Эксперты у доски объясняют почему дорога похожа на кривую линию)
VІ. Рефлексия
Учитель:
Вот и заканчивается наше путешествие. Мне даже немного грустно. Мне с вами было интересно путешествовать. Что вам больше всего запомнилось? Что нового для себя узнали? (Дети отвечают)
Молодцы, ребята! Вы хорошо и быстро считали, правильно составляли и решали задачи, примеры; умеете работать с другом, сравнивать и делать правильные выводы.
Учитель:
Посмотрите, это и есть сюрприз госпожи Зимы!
А вот и ее послание!(Письмо на шкатулке) Может кто-то поможет, прочитает его?!
(Один из учащихся читает письмо Зимы)
Итог
Логическая задача.
Учитель подымает сундучок. На сундучке замок, к которому необходимо подобрать нужный ключик, и замок откроется.
(Дети подбирают ключ, звучит музыка)
Учитель:
Сундучок открылся! А это подарки от госпожи Зимы! Волшебные снежинки, которые принесут вам счастье и радость!
Урок литературного чтения в нетрадиционной форме
для 2-3 классов
«Путешествие в страну Литературия»
Цели и задачи урока: обобщить и систематизировать знания ребят о сказках и баснях как литературном жанре;вспомнить известные сказки устного народного творчества, повторить и обобщить знания детей о пословицах и поговорках, вспомнить изученные басни, стихотворения и персонажей из сказок.
-развивать умение находить мораль в баснях, развивать связную речь, творческое мышление обучающихся;
-формировать умение взаимодействия в коллективной деятельности, развивать навыки выразительного чтения и умения строить собственное устное высказывание; - развивать умение сочинять сказку по опорным словам.
-умение быстро и слаженно работать в парах, группе, самоконтроль;
-воспитание интереса к литературному чтению.
Форма урока: Викторина
Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная, парная.
Оборудование и оформление: на доске картинки со сказочными персонажами, кроссворд, выставка книг сказки и басни, рисунки детей, костюм обезьяны, лисички, вороны, медведя, ель, зеркало, газета, листики с пословицами, на плакате дерево, маленькие лодочки-подарки, коробка с принадлежностями.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Добрый день, ребята! Оглянитесь вокруг, сегодня на уроке у нас гости – это ваши родители и учителя. Улыбнитесь им, ведь все начинается с улыбки. Посмотрите необычно вокруг, 2 и 3 класс вместе, парты расположены ни как обычно, вот давайте сейчас возьмемся все за руки и произнесем для себя вполголоса такие слова: «МЫ ВМЕСТЕ».
- Присаживайтесь!
- Сегодня мы с вами отправляемся в морское путешествие в неизведанную страну, а какие страны знаете вы?
- Молодцы! А мы с вами отправляемся не в эти страны и даже не в т е которые вы не назвали, а в ту страну, куда пешком не дойти, на машине не доехать и ползком не проползти. Отправимся мы туда на корабле 3 класса. Для того, чтобы наше путешествие было интересным и увлекательным мы с вами должны и мамы и дети превратиться в малышей и не чувствовать себя взрослыми, серьезными, потому что любое путешествие – это увлекательно, смело и интересно. Итак:
«ША-ША-ША-ПРЕВРАЩАЮСЬ В МАЛЫША!»
- Начинаем путешествие и мы плывем на корабле (мелодия море, Море…) делаем из ручек бинокль и смотрим какой виднеется первый остров?
Остров «Угадайка»
Но чтобы узнать куда все-таки и в какую страну мы с вами отправляемся, нам нужно разгадать кроссворд, но отгадывать наш кроссворд вы должны поднимаю руку и четко отвечать слово, не выкрикивать, а чтобы отправиться дальше, разгадав кроссворд, мы с вами получим ладошку «пятерочку». Итак, начинаем:
Ряба, которая снесла золотое яичко?
Имя медвежонка из сказки «три медведя»?
Кто в одной из русских сказок потчевал лису окрошкой?
Живет она в лесу, в избушке на курьих ножках, летает в ступе зовут ее Баба ..?
Как называется непроходимый хвойный лес в Сибири?
Как звали героиню из сказки, которая присматривала за своим братцем?
Герой русской народной сказки, которому принадлежат слова: «Битый небитого везет, битый небитого везет»
Назовите овощ, который смогли вытянуть из земли дед, баба, внучка, собака, кошка и мышка?
В какой сказке герои жили в одном домике, до тех пор пока медведь его не разрушил?
Кто смог прогнать лису из зайкиной избушки?
Как называли самого главного героя сказки, который поймал щуку и она исполняла его желания?
Какое главное вещество, из которого была сделана внучка, которая растаяла от костра?
Что заказала бабка деду в первый раз у золотой рыбки?
- Молодцы ребята, давайте же прочтем страну, по которой мы с вами сегодня отправляемся в путешествие? «ЛИТЕРАТУРИЯ»
Не наяву и не во сне
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я
Что есть она, что есть страна
ЛИТЕРАТУРИЯ!
- Можно ли найти эту страну на глобусе? На карте?
- а где мы можем с ней встретиться?
- Правильно на уроках литературного чтения. Итак, мы отправляемся в морское путешествие.
Поплыли дальше…(песня «Море начинается с маленькой реки»). Ручки бинокли: остров «ПОСЛОВИЦЫ»
Чтобы выжить на этом острове вам придется поразмышлять, а размышлять вы будете парами: есть начало пословицы и есть конец. Вы находите пословицу целиком и по моей команде крепите ее на дерево. .. За каждый ваш правильный ответ будет звенеть колокольчик.
Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка людям указка.
Как аукнется, так и откликнется
И сам ни ам, и другим не дам!
Чем хвалишься, на том и провалишься.
Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.
Там где дружат – живут и не тужат
В тесноте , да не в обиде.
Сам погибай, а друга выручай
На чужой каравай, рот не разевай
Посмотрите ребята в бинокль, что-то опять очень интересное на дереве происходит…Как вы думаете что? ( на одном дереве разные листи).Молодцы, берем ладошку и плывем дальше! (песня н.Королева «На синем море») остров «БАСНИ» ага, не доплыть, доберемся вплавь! Ура приплыли! И что же перед нами? Объявления.
Так давайте прочтем!
«Купила очки, не знаю, что с ними делать?» «Мартышка и очки»
«Приютите миленькие, зима на носу, а я то летом пела» «Стрекоза и муравей»
«Красивый голосок век слушать я готова. Друзья, хоть вы охрипните, хваля, друг дружку все ваша музыка плоха!» « Ворона и петух»
«Ищем грузчика. Согласья в нас ведь нет, поклажу нам бы отнести!»
« лебедь, рак и щука»
«Найден сыр, никто здесь мимо не пробегал?» «Ворона и лисица»
«Найдено очень страшное зеркало, в нем отражаются кривляки» «Зеркало и обезьяна»
Найдите эти басни на картинках, которые рисовали . – Умнички, но чтобы эти объявления не оставались просто так, нам воочию надо увидеть эти персонажи. Во время показа спектакля вы подумаете, что же баснописец пытался высмеять. Какой людской порок?
ИТАК, вашему вниманию представляется басня «Ворона и лисица».
Ворона - Ефименко Никита, автор- Барыбина Ира, Лисица – Карина Цуканова (показ басни)
- Что же хотел показать Баснописец в этой басне? Что он высмеивал?
След. Басня «Зеркало и обезьяна» Мишка – Дима Барыбин, Мартышка – Карина Цуканова, автор - Ксения Понька.
- Что в этой басне хотел нам показать баснописец?
Молодцы! Угадали, забираем еще ладошку!
Отправляемся в путь, остров «Отдыхалок»
Физминутка: Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся
На знакомом острову
Чудо видят на яву!
Бинокль: Остров « Детективы»
Давайте доберемся туда вплавь. (песня море). Этот остров в нашей стране Литературии, в котором не осталось людей, персонажей, а только из вещи или остатки вещей, на этом острове обитали Змей Горыныч, Чудо-Юдо, Тараканище, Кощей Бессмертный и другие. Детективы любят все. Все восхищаются храбростью и проницательностью знаменитых Коломбо и Шерлока Холмса. Сейчас вы тоже станете сыщиками. У меня в черном ящике находятся предметы из сказок, былин, басен, стихотворений. Вам необходимо по вещи определить, кому она принадлежит и назвать сказку.
Для этого произнесем заклинание:
КА-КА-КА - превращаюсь в сыщика!!!
горошина (Принцесса на горошине)
Цветок (аленький цветочек)
Мочалка (Мойдодыр)
Сапоги (кот в сапогах)
Яйцо (курочка ряба)
Азбука (буратино)
Туфелька (золушка)
Скорлупа грецкого ореха (дюймовочка)
Гитара (бременские музыканты)
Слушалка (айболит)
Цепь (кот ученый)
Волосинки веника (баба яга)
Монетка (муха-цокотуха)
Перо (конек горбунок)
Бумажный кораблик (стойкий оловянный солдатик)
Превосходно! Еще одну ладошку получили! Поплыли дальше (песня) Бинокль остров «Сказочный»
Вы сейчас делитесь на ряды, как сидите вам даны слова в разброс, а вы должны составить из них названия сказок. У Вас получится 5 названий.(пока дети собирают названия звучит музыка)
(кот, с-пальчик, Красная, в сапогах, гадкий, Спящая, шапочка, красавица, Мальчик, утенок)
Молодцы! Забираем ладошки.
Плывем дальше…Остров «Сочинялки»
У Вас на столе листочки. Вам нужно прочесть что там написано и вставить любые слова, которые вы считаете нужными и у Вас получится своя сказка. Итак, начинаем сочинять…
Сказка про________.
Однажды шёл________. По дороге нашёл_______, взял и понёс царю. Пришёл __________во дворец. Кругом слуги царские с топорами да с копьями. Испугался ___________, хотел было _________, как вдруг ________из-за _________ выскочил и давай ____________.Глянул на ____________ и ___________. Поблагодарил царь умного__________ и он отправился домой. Стал жить-поживать и ____________.
После написания сказки команды зачитывают свою сказку.
- Чудесно! Интересны е и весёлые сказки у вас получились, значит наши уроки литературного чтения не проходят даром!
- Ну, все пора наконец-то приплыть нам в назначенную, главную точку любого государства и страны – это Столицу нашей Литературии, без этого острова наша страна не могла бы существовать, как вы думаете, как называется столица Литературии? (Читалия)
Конечно, плывем туда вплавь…..(песня море-море)
А здесь все полученные сегодня ладошки мы должны прикрепить на доску. Итак, крепим…
Ребята, только вместе, вместе с родителями, вместе с учителями, с одноклассниками можно с удовольствием насладиться волшебным миром чтения. Читайте с удовольствием, читайте в удовольствие и для удовольствия! Давайте мы с вами положим руки на плечи друг другу и закончим наш урок! (дети кладут руки на плечи друг друга и медленно качают волну, а затем громко вместе «МЫ ВМЕСТЕ»!)
- А на память от нашего путешествия я вам приготовила кораблики, чтобы вы никогда не забывали об интересном путешествии в страну Литературию.
Диагностика «Школьная мотивация»
Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты:
1. Тебе нравится в школе или не очень?
- не очень
- нравится
- не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома
- бывает по-разному
- иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?
- не знаю
- остался бы дома
- пошёл бы в школу
4. Тебе нравится. Когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?
- не нравится
- бывает по-разному
- нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы
- не хотел бы
- не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю
- не хотел бы
- хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?
- часто
- редко
- не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?
- точно не знаю
- хотел бы
- не хотел бы
9. У тебя много друзей в твоём классе?
- мало
- много
- нет друзей
10. Тебе нравится твой класс?
- нравится
- не очень
- не нравится
Для анализа анкеты можно использовать следующий ключ:
Вопросы | Оценка за 1ответ | Оценка за 2 ответ | Оценка за 3 ответ |
1 | 1 | 3 | 0 |
2 | 0 | 1 | 3 |
3 | 1 | 0 | 3 |
4 | 3 | 1 | 0 |
5 | 0 | 3 | 1 |
6 | 1 | 3 | 0 |
7 | 3 | 1 | 0 |
8 | 1 | 0 | 3 |
9 | 1 | 3 | 0 |
10 | 3 | 1 | 0 |
Анализ анкетирования:
25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Такие ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания.
20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Такой мотивацией обладают большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.
19-11 баллов – положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Это учащиеся, которым интересно общаться в школе со сверстниками, с учителем. Познавательные интересы у них развиты мало.
10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению.
ДИАГНОСТИКА « ЧТО МНЕ НРАВИТСЯ В ШКОЛЕ?»
Использовалась методика незаконченного предложения.
Мне нравиться, когда в школе……
Я хочу, чтобы в школе всегда……
Я люблю, когда учитель…….
Мне не хотелось бы……
В школе я не хочу……
Методика: “Какой у нас коллектив”.
Цель: выявить степень удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Ход проведения. Учащимся предлагается шесть утверждений. Нужно записать номер утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением.
Наш класс очень дружный и сплочённый.
Наш класс дружный.
В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
Наш класс недружный, часто возникают ссоры.
Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.
Обработка результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, говорят об определённых взаимоотношениях в коллективе и конкретно о каждом ученике, как ощущает он себя в системе этих отношений.
Уровень воспитанности обучающихся______ класса __________ учебный год Средний балл –
№ п/п | ФИО обучающихся | Патриотизм | Любознательность | Трудолюбие | Доброта и отзывчивость | Самодисциплина | Средний балл |
1 | 2 | 3 | 4 | | 1 | 2 | 3 | 4 | | 1 | 2 | 3 | 4 | | 1 | 2 | 3 | 4 | | 1 | 2 | 3 | 4 | |
1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| |
Классный руководитель ___________ |
Диагностическая программа изучения уровня воспитанности младшего школьника
Основные отношения Показатели воспитанности | Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня) |
Отношение к обществу |
1. Патриотизм |
1. Отношение к родной природе | 3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других; 2 - любит и бережет природу; 1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя; 0 - природу не ценит и не бережет. |
2. Гордость за свою страну | 3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим; 2 - интересуется историческим прошлым; 1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших; 0 - не интересуется историческим прошлым. |
3. Служение своими силами | 3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других; 2 - находит дела на службу малому Отечеству; 1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей; 0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству |
4. Забота о своей школе | 3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других 2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса; 1 - в делах класса участвует при побуждении; 0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает. |
Отношение к умственному труду |
2. Любознательность |
5. Познавательная активность | 3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное; 2 - сам много читает; 1 - читает при побуждении взрослых, учителей 0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует |
6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности | 3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим; 2 - стремится учиться как можно лучше 1 - учиться при наличии контроля; 0 - плохо учится даже при наличии контроля |
7. Саморазвитие | 3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей; 2 - есть любимое полезное увлечение; 1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя; 0 - во внеурочной деятельности не участвует. |
8. Организованность в учении | 3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам; 2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно 1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем; 0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет |
Отношение к физическому труду |
3. Трудолюбие |
9. Инициативность и творчество в труде | 3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд; 2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом; 1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими; 0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет. |
10. Самостоятельность | 3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей; 2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен; 1 - трудится при наличии контроля; 0 - участия в труде не принимает |
11. Бережное отношение к результатам труда | 3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других; 2 - бережет личное и общественное имущество; 1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу; 0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества. |
12. Осознание значимости труда | 3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам; 2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам; 1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве; 0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться. |
Отношение к людям |
4. Доброта и отзывчивость |
13. Уважительное отношение к старшим | 3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников; 2 - уважает старших; 1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве; 0 - не уважает старших, допускает грубость. |
14. Дружелюбное отношение к сверстникам | 3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость; 2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам; 1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших; 0 - груб и эгоистичен |
15. Милосердие | 3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других; 2 - сочувствует и помогает слабым, больным; 1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля 0 - неотзывчив, иногда жесток |
16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми | 3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других 2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми; 1 - не всегда честен; 0 - нечестен |
Отношение к себе |
5. Самодисциплина |
17. Самообладание и сила воли | 3 - проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других; 2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей; 1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других; 0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать. |
18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения | 3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других; 2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других; 1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля; 0 - нормы и правила не соблюдает |
19. Организованность и пунктуальность | 3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других; 2 - своевременно и качественно выполняет свои дела; 1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле; 0 - начатые дела не выполняет |
20. Требовательность к себе | 3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках. |
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ
УЧАЩИХСЯ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ
(разработана доцентом А.А. Андреевым)
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 — совершенно согласен,
3 — согласен;
2 — трудно сказать;
1 — не согласен;
0 — совершенно не согласен.
1. Я иду утром в школу с радостью.
2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
3. В нашем классе хороший классный руководитель.
4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
5. У меня есть любимый учитель.
6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.
7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
8. У меня есть любимые школьные предметы.
9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
10. На летних каникулах я скучаю по школе.
Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. ЕслиУ больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же У больше 2, но меньше 3 или 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ
УЧАЩИХСЯ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ
(разработана доцентом А.А. Андреевым)
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 — совершенно согласен,
3 — согласен;
2 — трудно сказать;
1 — не согласен;
0 — совершенно не согласен.
1. Я иду утром в школу с радостью.
2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
3. В нашем классе хороший классный руководитель.
4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
5. У меня есть любимый учитель.
6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.
7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
8. У меня есть любимые школьные предметы.
9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
10. На летних каникулах я скучаю по школе.
Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. ЕслиУ больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же У больше 2, но меньше 3 или 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью