УМК «Школа России», учебник математики для второго класса начальной школы в 2 ч. Ч. 1.М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 80 с.
Урок математики 2 класс «Б» МКОУ Школа - интернат
Тема урока: «Решение текстовых задач»
Цель урока: способствовать формированию умения решать простые задачи.
Задачи урока:
Образовательные:
Активизировать ранее изученные темы.
Продолжить работу над разными видами задач, формируя умения сравнивать тексты, выделять важные признаки задачи; разбивать текст задачи на две части: условие и вопрос;
Совершенствовать вычислительные навыки.
Развивающие:
Развивать у детей мыслительные операции, математическую речь в ходе комментирования, объяснения и аргументации.
Развивать познавательную активность и интерес к предмету.
Учить рассуждать, используя ранее полученные знания.
Развивать умения наблюдать и догадываться.
Воспитательные:
Содействовать воспитанию у учащихся аккуратности, чёткости и правильности при оформлении работ в тетрадях и на доске.
Воспитывать организованность и умения слушать мнение других, высказывать свою точку зрения.
Здоровьесберегающие:
Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности.
Формирование УУД:
Личностные результаты
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
Формулировать и удерживать учебную задачу. Составлять план и последовательность действий. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.
Познавательные универсальные учебные действия:
Пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Работать с учебными моделями. Осуществлять синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Предметные результаты
Уметь работать с математическим текстом (структурировать, извлекать необходимую информацию).
Уметь применять изученные понятия при решении текстовых задач изученных видов.
Устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи.
№ п/п | ЭТАПЫ УРОКА | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | УУД |
1. | Организационный момент | Организационный настрой на урок Словесный метод | Здравствуйте, ребята! Проверьте все ли у вас готово к уроку. - Подумайте, ребята, и скажите, что понадобится для успешной работы на уроке математике? - Я вам предлагаю формулу трёх «У» - уверенность, успех, удовольствие. Эти качества нам помогут успешно поработать. Пожелаем всем удачи, за работу, в добрый час! | Переключать внимание на учителя. Приветствовать учителя. Настраиваться на работу. | Л: самоопределение к учебной деятельности Р: самоорганизация |
2. | Актуализация знаний | Практический: каллиграфическая минутка Устный счет (фронтальная работа) Словесный метод: уч. диалог Наглядный метод: уч. доска | Каллиграфическая минутка - Откройте тетради. Отступите 4 клетки от предыдущей записи. На 5 запишите число, ниже классная работа. Пропишите до конца строки число 81. Организация устного счета с целью актуализации знаний. Устный счет. Рассмотрите и вычислите значения выражений: 18 + 12=30 9 + 31=40 65 – 35=30 24 + 16=40 90 – 50=30 23 + 7=30 70 – 40=30 На доске записаны равенства и неравенства. Выполните задание на сравнение. Вместо звёздочек вставьте знаки: больше, меньше, равно. Выполняем. 17 – 8 * 10 20 * 9 + 9 17 – 9 * 8 12 – 7 * 8 13 – 5 * 6 5 * 12 – 7 10 * 9 + 9 16 – 8 * 3 7 + 8 * 15 -Молодцы! -Заполните пропуски - Молодцы! На этом устный счет окончен. | Записывать число Прописывать его Выполнять устный счет | Л: смыслообразование; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; П:выполнение конкретного действия Р: контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников. |
3. | Мотивационный (сообщение темы урока) | Словесный: формулировка темы и целей урока Практический: выполнение задания Словесный: комментирование | -Посмотрите на слайд, прочитайте задачу. У Паши было 12 книг. 9 книг он отнёс в школьную библиотеку. Сколько книг осталось у Паши? -О чем задача? -Что нам известно? -Составим краткую запись. - Что запишем в о вспомогательные слова? П.-12 к. Б.-9 к. Ост.-? -Можем ли мы ответить на главные вопрос задачи? -Каким действием? 12-9=3 (к.) осталось у Паши -Запишем ответ. -1 ученик у доски, остальные в тетради - Отличная работа! -Посмотрите, как вы думаете чем мы будем заниматься на уроке? -Мы сегодня будем продолжать закреплять знания. | Называть тему урока Определять задачи урока Выполнять задание | К:владение монологической и диалогической речью; |
4. | Постановка учебной задачи и ее решение (изучение нового материала) | Индивидуальная и фронтальная беседы Практический: Словесный: комментирование | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников, проверяет выполнение задания в рабочей тетради. -Посмотрите на слайд. -Составьте задачу по краткой записи и решите ее. Б елых – 12гр. Лисичек - ? на 20гр. Маша собрала в лесу 12 белых грибов, а лисичек столько же только сколько белых только на 20 грибов больше. Сколько всего грибов собрала Маша? -Можем ли мы ответить сразу на главный вопрос задачи?(нет) -Зная сколько лисичек собрала Маша, можем ли мы ответить на главный вопрос задачи?(да) -Молодцы! -А кто решил другим способом? -Запишем ответ. - Молодцы! | Отвечать на вопросы учителя Определять данные задачи Составлять краткую запись Решать задачу Записывать ответ | Р: умение ориентироваться в учебнике; выполнять пробные учебные действия; П:структурирование знаний; П: анализ, синтез, сравнение; установление причинно-следственных связей; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
5. | Физкультминутка | Практический метод: выполнение физических упражнений Наглядный метод | Организует физкультминутку. Читает стихотворение, показывает движение. -Видеофрагмент | Выполнять элементарные физические упражнения | Р: контроль своих действий, соотнося их с действиями учителя и одноклассников; Л: ориентир на ЗОЖ |
6. | Решение частных задач | Работа по учебнику Словесный метод:уч.диалог Практический метод: решение задачи с недостающими данными Работа по учебнику (стр. 45 Задание №36) Практический: выполнение задания | -Теперь попробуем составить обратную задачу. -Как составить обратную задачу? (известное сделать неизвестным) -Как ответим на главный вопрос задачи?(вычитанием) -Хорошо, молодцы! -Запишем ответ. 1 ученик у доски, остальные в тетради. Обратимся к учебнику на с.45, №36 -Что нужно сделать?(решить равенства и неравенства) | Отвечать на вопросы. Определять данные задачи Решать задачу Записывать ответ Заполнять пропуски названиями единиц измерения | Р:самоопределение к деятельности ; П:установление причинно-следственных связей К: участие в диалоге; слушание и понимание других, высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных; П: построение логической цепи рассуждений, доказательств Л:смыслообразование; |
7. | Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных знаний Словесный: объяснение д/з (фронтальная работа), беседа по итогам урока | Предлагает учащимся оценить каждому свою работу на уроке. Запишите домашнее задание: с.46 №1-12. Проводит беседу по вопросам: - – Чему научил урок? – Что вспомнили, повторили? – Какие задания вызвали у вас трудности? – Что было легко? – Оцените свою работу. | Беседовать с учителем Проводить самооценку, рефлексию. Записывать д/з Оценивать свою работу. | К: выполнение осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. П: осознавать качество и уровень усвоения; Л: оценивать результаты работы. |
Самоанализ урока
Тема урока: «Решение текстовых задач» Методическая цель: продолжить работу по формированию умения решать задачи.
Задачи:
1. Развивать умения проводить разносторонний анализ текстовых задач, строить дедуктивные рассуждения.
2.Совершенствовать умения работать в паре, группе, договариваться, приходить к общему мнению, контролировать свои действия в групповой работе, находить возможные варианты решения задания;
3. Развивать умения понимать задачу, контролировать и корректировать результат и процесс ее выполнения.
Формирование УУД:
Личностные результаты
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения.
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
Формулировать и удерживать учебную задачу.
Составлять план и последовательность действий.
Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.
Познавательные универсальные учебные действия:
Пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Работать с учебными моделями.
Осуществлять синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Предметные результаты
Уметь работать с математическим текстом (структурировать, извлекать необходимую информацию).
Уметь применять изученные понятия при решении текстовых задач изученных видов.
Устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи.
Урок проводился согласно тематического планирования. Урок закрепления знаний. Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся. В содержание урока я включила элементы обучения универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами обучающиеся, исходя из соответствующей проблемной ситуации. Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации обучающихся. На всех этапах урока они были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования второклассника, соответствовал их жизненному опыту. Для каждого обучающегося была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к обучению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности обучающихся, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для обучающихся второго класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности обучающихся в достижении поставленных целей на уроке. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей обучающихся. Предложенные задания, парная и групповая работа носили как развивающий, так и воспитывающий характер. По объёму материал был подобран верно, т.к. уложилась во временные рамки урока, и дети не испытывали больших трудностей в выполнении заданий. Предложенный материал урока тесно связан с жизнью. Урок построен на информационно-коммуникативной, здоровье сберегающей технологиях. Материал урока соответствовал уровню подготовленности обучающихся класса, что обеспечивало обратную связь. Выбранный темп учебной работы на уроке позволил добиться поставленных целей. Для воспитания интереса к учёбе и предмету присутствовали межпредметные связи (с уроком литературного чтения и окружающего мира). На уроке использовался мультимедийный проектор (для экономии времени на уроке, развития интереса к обучению, обобщения знаний). Использовала различные формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, парная, групповая, самостоятельная.
В конце урока была проведена рефлексия детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. Перегрузки обучающихся на уроке не было, так как: - проведена динамическая пауза и физминутка для глаз; - чередование письменных и устных заданий. План урока выполнен полностью; урок образовательной, воспитывающей и развивающей целей достиг, что подтверждают осознанные ответы обучающихся на итоговые вопросы по теме урока.