СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики 2 класс тема: "Решение текстовых задач" УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок способствует формированию умения решать простые и составные задачи.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики 2 класс тема: "Решение текстовых задач" УМК "Школа России"»

УМК «Школа России», учебник математики для второго класса начальной школы в 2 ч. Ч. 1.М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 80 с.

Урок математики 2 класс «Б» МКОУ Школа - интернат


Тема урока: «Решение текстовых задач»

Цель урока: способствовать формированию умения решать простые задачи.

Задачи урока:

Образовательные: 

Активизировать ранее изученные темы.

Продолжить работу над разными видами задач, формируя умения сравнивать тексты, выделять важные признаки задачи; разбивать текст задачи на две части: условие и вопрос;

Совершенствовать вычислительные навыки.

Развивающие: 

Развивать у детей мыслительные операции, математическую речь в ходе комментирования, объяснения и аргументации.

Развивать познавательную активность и интерес к предмету.

Учить рассуждать, используя ранее полученные знания.

Развивать умения наблюдать и догадываться.

Воспитательные: 

Содействовать воспитанию у учащихся аккуратности, чёткости и правильности при оформлении работ в тетрадях и на доске.

Воспитывать организованность и умения слушать мнение других, высказывать свою точку зрения.

Здоровьесберегающие:

Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности.


Формирование УУД:

Личностные результаты

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

Формулировать и удерживать учебную задачу. Составлять план и последовательность действий. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.

Познавательные универсальные учебные действия:

Пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Работать с учебными моделями. Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Предметные результаты

Уметь работать с математическим текстом (структурировать, извлекать необходимую информацию).

Уметь применять изученные понятия при решении текстовых задач изученных видов.

Устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи.


п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

УУД

1.

Организационный момент

Организационный настрой на урок

Словесный метод

Здравствуйте, ребята! Проверьте все ли у вас готово к  уроку.

- Подумайте, ребята, и скажите, что понадобится для успешной работы на уроке математике?
- Я вам предлагаю формулу трёх «У» - уверенность, успех, удовольствие. Эти качества нам помогут успешно поработать. Пожелаем всем удачи, за работу, в добрый час!

Переключать  внимание на учителя. Приветствовать учителя.

Настраиваться на работу.

Л: самоопределение к учебной деятельности

Р: самоорганизация

2.

Актуализация знаний

Практический: каллиграфическая минутка

Устный счет

(фронтальная работа)

Словесный метод: уч. диалог

Наглядный метод: уч. доска

Каллиграфическая минутка

- Откройте тетради. Отступите 4 клетки от предыдущей записи. На 5 запишите число,  ниже классная работа.

Пропишите до конца строки число 81.

Организация  устного счета с целью актуализации знаний.

Устный счет.

Рассмотрите и вычислите значения выражений:

18 + 12=30

9 + 31=40

65 – 35=30

24 + 16=40

90 – 50=30

23 + 7=30

70 – 40=30

На доске  записаны равенства и неравенства. Выполните задание на сравнение. Вместо звёздочек вставьте знаки: больше, меньше, равно. Выполняем.

17 – 8 * 10    20 * 9 + 9       17 – 9 * 8

12 – 7 * 8      13 – 5 * 6        5 * 12 – 7

10 * 9 + 9      16 – 8 * 3        7 + 8 * 15

-Молодцы!

-Заполните пропуски

- Молодцы! На этом устный счет окончен.

Записывать число

Прописывать его

Выполнять устный счет

Л: смыслообразование;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

П:выполнение конкретного действия

Р: контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

3.

Мотивационный

(сообщение темы урока)

Словесный: формулировка темы и целей урока

Практический: выполнение задания

Словесный: комментирование

-Посмотрите на слайд, прочитайте задачу.

У Паши было 12 книг. 9 книг он отнёс в школьную библиотеку. Сколько книг осталось у Паши?

-О чем задача?

-Что нам известно?

-Составим краткую запись. 

- Что запишем в о вспомогательные слова?

П.-12 к.

Б.-9 к.

Ост.-?

-Можем ли мы ответить на главные вопрос задачи?

-Каким действием?

12-9=3 (к.) осталось у Паши

-Запишем ответ.

-1 ученик у доски, остальные в тетради

- Отличная работа!

-Посмотрите, как вы думаете чем мы будем заниматься на уроке?

-Мы сегодня будем продолжать  закреплять знания.

Называть тему урока

Определять задачи урока

Выполнять задание

К:владение монологической и диалогической речью;

4.

Постановка учебной задачи и ее решение

(изучение нового материала)

Индивидуальная и фронтальная беседы

Практический:

Словесный: комментирование

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников, проверяет выполнение задания в рабочей тетради.

-Посмотрите на слайд.

-Составьте задачу по краткой записи и решите ее.

Б елых – 12гр.          

Лисичек  - ? на 20гр.

Маша собрала в лесу 12 белых грибов, а лисичек столько же только сколько белых только на 20 грибов больше. Сколько всего грибов собрала Маша?

-Можем ли мы ответить сразу на главный вопрос задачи?(нет)

-Зная сколько лисичек собрала Маша, можем ли мы ответить на главный вопрос задачи?(да)

-Молодцы!

-А кто решил другим способом?

-Запишем ответ.

- Молодцы!

Отвечать на вопросы учителя

Определять данные задачи

Составлять краткую запись

Решать задачу

Записывать ответ

Р: умение ориентироваться в учебнике;  выполнять пробные учебные действия;

П:структурирование знаний;

П: анализ, синтез, сравнение; установление причинно-следственных связей;

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

5.

Физкультминутка

Практический метод: выполнение физических упражнений

Наглядный метод

Организует физкультминутку. Читает стихотворение, показывает движение.

-Видеофрагмент

Выполнять элементарные физические упражнения

Р: контроль своих действий, соотнося их с действиями учителя и одноклассников;

Л: ориентир на ЗОЖ

6.

Решение частных задач

Работа по учебнику  

Словесный метод:уч.диалог

Практический метод: решение задачи с недостающими данными

Работа по учебнику

(стр.  45

Задание №36)

Практический: выполнение задания

-Теперь попробуем составить обратную задачу.

-Как составить обратную задачу? (известное сделать неизвестным)

-Как ответим на главный вопрос задачи?(вычитанием)

-Хорошо, молодцы!

-Запишем ответ.

1 ученик у доски, остальные в тетради.

Обратимся к учебнику на с.45, №36

-Что  нужно сделать?(решить равенства и неравенства)

        

Отвечать на вопросы.

Определять данные задачи

Решать задачу

Записывать ответ

Заполнять пропуски названиями единиц измерения

Р:самоопределение к деятельности ;

П:установление причинно-следственных связей

К: участие в диалоге; слушание и понимание других, высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных;

П: построение логической цепи рассуждений, доказательств

Л:смыслообразование;

7.

Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных знаний

Словесный: объяснение д/з

(фронтальная работа), беседа по итогам урока  

Предлагает учащимся оценить каждому свою работу на уроке.

Запишите домашнее задание:  с.46 №1-12.

Проводит беседу по вопросам:

- – Чему научил урок?

– Что вспомнили, повторили?

– Какие задания вызвали у вас трудности?

– Что было легко?

– Оцените свою работу.

Беседовать с учителем

Проводить самооценку, рефлексию.

Записывать д/з

Оценивать свою работу.

К: выполнение осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

П: осознавать качество и уровень усвоения;

Л: оценивать результаты работы.

Самоанализ урока

Тема урока: «Решение текстовых задач» Методическая цель: продолжить работу по формированию умения решать задачи.

Задачи:

1. Развивать умения проводить разносторонний анализ текстовых задач, строить дедуктивные рассуждения.

2.Совершенствовать умения работать в паре, группе, договариваться, приходить к общему мнению, контролировать свои действия в групповой работе, находить возможные варианты решения задания;

3. Развивать умения понимать задачу, контролировать и корректировать результат и процесс ее выполнения.

Формирование УУД:

Личностные результаты

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения.

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

Формулировать и удерживать учебную задачу.

Составлять план и последовательность действий.

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.

Познавательные универсальные учебные действия:

Пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Работать с учебными моделями.

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Предметные результаты

Уметь работать с математическим текстом (структурировать, извлекать необходимую информацию).

Уметь применять изученные понятия при решении текстовых задач изученных видов.

Устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи.

Урок проводился согласно тематического планирования. Урок закрепления знаний. Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся. В содержание урока я включила элементы обучения универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами обучающиеся, исходя из соответствующей проблемной ситуации. Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации обучающихся. На всех этапах урока они были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования второклассника, соответствовал их жизненному опыту. Для каждого обучающегося была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к обучению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности обучающихся, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для обучающихся второго класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности обучающихся в достижении поставленных целей на уроке. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей обучающихся. Предложенные задания, парная и групповая работа носили как развивающий, так и воспитывающий характер. По объёму материал был подобран верно, т.к. уложилась во временные рамки урока, и дети не испытывали больших трудностей в выполнении заданий. Предложенный материал урока тесно связан с жизнью. Урок построен на информационно-коммуникативной, здоровье сберегающей технологиях. Материал урока соответствовал уровню подготовленности обучающихся класса, что обеспечивало обратную связь. Выбранный темп учебной работы на уроке позволил добиться поставленных целей. Для воспитания интереса к учёбе и предмету присутствовали межпредметные связи (с уроком литературного чтения и окружающего мира). На уроке использовался мультимедийный проектор (для экономии времени на уроке, развития интереса к обучению, обобщения знаний). Использовала различные формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, парная, групповая, самостоятельная.

В конце урока была проведена рефлексия детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. Перегрузки обучающихся на уроке не было, так как: - проведена динамическая пауза и физминутка для глаз; - чередование письменных и устных заданий. План урока выполнен полностью; урок образовательной, воспитывающей и развивающей целей достиг, что подтверждают осознанные ответы обучающихся на итоговые вопросы по теме урока.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя