Цель деятельности учителя | Познакомить обучающихся с новой единицей измерения площади – квадратным дециметром, способствовать развитию умений соотносить единицы измерения площади, сравнивать их, определять количество квадратных сантиметров в квадратном дециметре. |
Задачи | - ввести понятие «квадратный дециметр», учить использовать его для вычисления площадей геометрических фигур; - учить сравнивать площади фигур в дм² и см², использовать полученные знания в нестандартной ситуации; - развивать умения логически рассуждать, запоминать, сравнивать; - воспитывать умение работать в парах, группах, осуществлять контроль и оценку своей деятельности. |
Тип урока | Изучение новых знаний и способов действий |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с единицей площади – квадратным дециметром, его условным обозначением; научатся записывать условное обозначение единиц площади, соотносить единицы измерения площади, сравнивать их, определять количество квадратных сантиметров в квадратном дециметре, решать текстовые и геометрические задачи. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником. Личностные: применяют правила общения, осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности Коммуникативные: адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами; доносить свою позицию до других; оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах работы в парах, группах. |
методы и формы обучения | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Оборудование и ресурсы | - Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, презентация - Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 частях. Часть 1 - Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5698/train/270450/ |
Основные понятия и термины | Единица площади – квадратный дециметр; условное обозначение (дм2) |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компо-ненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Мотивация (само-опреде-ление) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная под- готовка к усвоению изучаемого материала | - Ребята, кто сегодня отправляется в очередное путешествие в страну Математику с хорошим настроением и желанием узнать и покорить новые препятствия? Как же математику нам не любить? Ведь без неё невозможно прожить. Не посчитать, не измерить и не сравнить. Вот почему её надо учить! - Согласны ли вы со мной? - Тогда в путь за новыми знаниями. А чтобы в дороге нам было интересно, надо работать дружно, активно, помогать друг другу. Я желаю вам большого успеха. В конце занятия мы подведем итог и узнаем, кто положит в копилку больше знаний. | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место. |
II Устный счет | 1.Гимнастика для ума | - Ребята, чья это сумка?(Почта России) - Как вы думаете, можно ли заглянуть в неё? Коль она попала к нам в класс, значит в ней для нас почта.(открывает, достает письма, читает надпись на 1конверте) . Слайд 1 - Кто автор письма?( у доски работают 2 ученика. Они выполняют одинаковые задания и после выполнения взаимопроверка и оценка работ) 1см = *мм 65см = *дм *см 1дм = *см 27мм = *см*мм 1м = *дм 8м 9дм = *дм - Какие это единицы измерения? Одновременно проводим игру «Кто быстрее» 81 : 9 · 4 : 6 · 7 – 14 : 4 · 8 = 41 – 25 : 4 · 8 + 16 : 8 · 4 : 8 = 7 · 7 – 24 : 5 · 8 : 4 · 3 : 6 = - Справились? Молодцы! ( Звезда) Индивидуальная работа на компьютере (один ученик работает с ресурсами Российской электронной школы) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5698/train/270450/ | - Это сумка почтальона Печкина Незнайка За правильно выполненные задания получают звезду от героя, приславшего это задани- - Единицы измерения длины. Самостоятельно вычисляют значения цепочек |
III. Изучение нового материала | Знакомство с дм2 | Открываем конверт №2. - От кого это письмо? Слайд 2 (6 + 2 ) ·4 (13 – 8 ) · 7 68 – 60 + 12 36 : 6 + 4 (18 – 18) · 10 (29 – 28) · 4 (70 – 40 ) : 5 0 | 4 | 6 | 10 | 20 | 32 | 35 | а | д | ь | щ | о | п | л | - Какое слово получилось? (площадь) - Что такое площадь? - Площадь какой фигуры мы умеем вычислять? – Какую единицу измерения площади вы уже знаете? - Покажите квадратный сантиметр.(модель). – Что такое квадратный сантиметр? - Как слово площадь связано с темой нашего урока? | - от Емели . Ученик читает письмо. «Дорогие ребята, выполните мое задание. Оно поможет вам сделать новое открытие. Устно вычислите значения числовых выражений и с помощью шифра разгадайте слово - Площадь, это место, которое занимает фигура на плоскости. – Квадратный сантиметр. (см²) – Площадь квадрата со стороной 1 см. Узнаем новую единицу измерения площади |
| Постановка и решение проблемной ситуации | - Откроем конверт №3 - Чье это послание? Слайд 3 (в конверте прямоугольник со сторонами 30 х 20) - Какое загадочное задание прислала нам Золушка. Ваши предположения? - Как это сделать? - Какова тема урока? - Запишите тему урока. - Какие задачи поставим перед собой на урок? Проблема: с помощью квадратного сантиметра узнать площадь квадратного дециметра (работа в паре) Записывает на доске, а учащиеся в тетрадях соотношение: 1 дм2 = 100 см2 | - Это письмо от Золушки - Надо вычислить площадь этой фигуры. - Надо взять более крупную единицу измерения площади. - Квадратный дециметр - дм² * Познакомиться с квадратным дециметром *Узнать соотношения между см² и дм² *Учить решать задачи с использованием новой единицы измерения площади |
| Физминутка | - Какое открытие мы сейчас сделали? - Площади каких фигур мы можем измерять новой меркой дм²? - Вычислите с помощью ново мерки площадь прямоугольника | 1дм² = 100см² Выполняют упражнения согласно инструкции учителя |
IV. Закрепление изученного мате- риала | Работа по учебнику: чтение вводной статьи. | – Откройте учебник на с. 66, прочитайте вводную статью. – Выполните задания № 2. | Читают статью. Выполняют задания (с комментированием). |
| | Открываем конверт №4(дифференцированные задания) от Знайки Слайд 4 Для 1 группы - задание повышенной трудности: Длина прямоугольника 8см, а ширина в 2 раза меньше. Вычислить площадь прямоугольника. Для 2 группы: стр. 67 – проверь себя | Проверка выполнения заданий ( кто справился без ошибок – звезда) |
V. Практическая деятельность | 1. Решение задач. | № 4. Расход ткани на один костюм | Кол-во костюмов | Расход ткани на все костюмы | Одинаковый | 6 | 12 м | 10 | ? | 7 | ? | | Учащиеся записывают в виде таблицы и решают самостоятельно с последующей про- веркой. 1) 12 : 6 = 2 (м) – на 1 костюм. 2) 2 · 10 = 20 (м) – на 10 костюмов. 3) 2 · 7 = 14 (м) – на 7 костюмов. Ответ: 20 метров ткани потребуется на 10 костюмов; 14 метров ткани потребуется на 7 костюмов. |
| | - Осталось последнее письмо, конверт №5. А прислал нам это письмо с заданием всем вам известный мальчишка, который не хотел учиться, но был очень любопытный. Узнали? Конечно, это Буратино. Слайд 5 Он дает вам задание выполнить №6 по рядам. - Кому потребовалась помощь? (звезды) | Буратино Решают самостоятельно. Проверка с помощью консультантов |
Рефлексия деятель- ности VI. Итоги урока. | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | –Что мы сегодня вспомнили на уроке? Какое открытие сделали? - Что такое квадратный дециметр? – Где можно применить полученные знания? – Что не удалось на уроке? - Есть ли за что похвалить себя? | Отвечают на вопросы. Делают выводы |
VII. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 67, № 9 Слайд №6 стр. 66 №3 задание для любознательных ( карточка с изображением кубика. Марк решил сделать из картона кубик для игры. Сторона квадрата 5 см. Вычислите общую площадь кубика в квадратных дециметрах | Самоделкин Задают уточняющие вопросы |