СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики 4 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Масштаб. Практическое применение"

Просмотр содержимого документа
«Урок математики 4 класс»

Математика 4 класс (Программа «Школа 21 век»)

Тема: «Карта и план. Масштаб» (урок введения новых знаний)

Цели урока:

Образовательная: способствовать выработке у учащихся практических умений и навыков, связанных с математическими вычислениями при составлении плана ; проверить качество усвоения знаний по теме «Меры длины».

Развивающая: развивать умение делать выводы на основе собственных наблюдений, сравнения, обобщения, использования личного опыта; развивать логическое мышление и пространственные представления;

Воспитательная: прививать интерес к познанию окружающего мира, привлекая знания из разных областей науки и техники.

Универсальные учебные действия:

коммуникативные (работа в парах и группах);

познавательные (самостоятельный поиск дополнительной информации);

личностные (положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности; участвовать в созидательном процессе; способность к самооценке своих действий);

регулятивные (принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Оборудование: учебник ; индивидуальные карточки, текст (с информацией), миллиметровая бумага, образец (плана класса), презентация, интерактивная доска.



Технологическая карта урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

1.Самоопределение к деятельности.




Организационный момент. Создание положительного настроя на урок.

-Теперь закройте глаза, повторяйте за мной: «У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым, терпеливым. Я успею сделать всё! Я буду предельно внимателен на уроке». Начинаем работу.

Откроем тетрадь и запишем дату и вид работы. (Классная работа)

Устный счёт :

160:20=

7200:90=

4200:100=

128000:400=

56000:7000=

3500:100=

4800:120=

7200:10=

64000:200=

54000:600=


Самостоятельная работа по карточкам, проверка и исправление другим цветом.


Познавательные УУД

Развиваем умения:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

Личностные УУД

- придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

- в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.



2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

 

Отгадайте загадку:

На столе передо мной

Закрутился шар земной.

Арктика, экватор , полюс –

Уместил всю Землю….(глобус)


Что такое глобус?

Чем он похож на настоящий земной шар и чем он отличается?

Могли бы и мы так на столе вращать так настоящий земной шар? Почему?

Страны без людей,
Города без домов,
Леса без деревьев,
Моря без воды. 

Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном. (Географическая карта.)

Появление глобуса и карты на уроке окружающего мира вряд ли вас удивило бы. А вот что, по – вашему, связать глобус и математику?

Определить ключевое слово урока нам поможет тест по теме «Меры длины».

Вам предлагается 7 высказываний. Определите, истинные они или ложные, и в нужной графе таблицы поставьте «+».



Высказывание

И

Л

1. Килограмм - не единица длины

+


2. Рост человека может быть равен 13136мм


+

3. 3м=300 см

+


4. Полкилометра меньше 560 м

+


5. 7метров больше 7 дм в 7 раз


+

6. неверно, что 1 м =10 дм


+

7. 2м 64 см меньше, чем 300см

+


(За правильными ответами будут открываться буквы ключевого слова урока «Масштаб»)

Что вы знаете о понятии? Что бы вы хотели узнать о масштабе?


Познавательные УУД

Развиваем умения:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

3.Постановка учебной задачи.

Работа с учебником и презентацией. Определение понятия «Масштаб»

-Откройте учебник стр.64 и прочитайте текст.

-Можете дать определение, что такое масштаб? (ответы учеников)

-Дополнительную информацию вы можете прочитать на слайде (презентация)

Выполнение № 2,3, 4 стр.65

Сегодня мы мы узнаем , как с помощью масштаба можно решать задачи и выполнять геометрические построения.









Познавательное УУД

- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

Регулятивные УУД

Развиваем умения:

-самостоятельно формулировать цели урока

-составлять план решения отдельной учебной задачи;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса;

Коммуникативные УУД

- читать про себя тексты учебников и при этом ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя, отделять новое от известного, выделять главное, составлять план;


4.Построение проекта выхода из затруднения

1. Решение задачи на определение длины отрезка, которым изображается расстояние на плане, если известны масштаб и расстояние на местности.

А) Расстояние от дома до школы, в которой учится мальчик равно 200м. изобразите это расстояние отрезком в масштабе 1:4000.

Решение:

Выразим 200м в см

200м=20000см

Масштаб 1:4000. Расстояние на плане будет в 4000 раз меньше расстояния на местности.

20000:4000=5(см)

Ответ: длина отрезка равна 5 см.

Самопроверка. Сверить чертеж и подписи со слайдом .

Регулятивные УУД

Развиваем умения:

- самостоятельно формулировать цели урока

-составлять план решения отдельной учебной задачи;

- работая по плану, сверять

-свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса;

5.Первичное закрепление.

V. Самостоятельная работа.

1) вставьте пропущенные данные.

Слайд 8

На плане 14 см

В действительности ?

Масштаб

1:200

На плане ?

В действительности 2дм

Масштаб

1:40



Всем известно выражение «Из мухи сделать слона.»

Длина индийского слона средних размеров равна 6 м. во сколько раз нужно увеличить длину мухи? Выбери возможный ответ из трех вариантов : в 100раз, в 1000раз, в 10000раз. Ответы: 1)28м 2)5мм 3) в 1000раз

Регулятивные УУД

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Познавательное УУД

- делать выводы на основе обобщения умозаключений;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую;

6. Практическая работа (решение задач)

Учитель. Я предлагаю вам внимательно посмотреть очень известный мультфильм «Вовка в тридевятом царстве». Слайд. Ответьте на вопросы:

    1. Что Василисы предложили Вовке сделать? (Дворец и бассейн).

    2. Что они использовали для объяснения? (Чертежи).

    3. Люди каких профессий могут точно выполнять чертежи?

Учитель. Название профессии произошло от латинского слова ingenium, что означает «способность, изобретательность». Инженеры работают во многих отраслях народного хозяйства: на заводах, стройках, шахтах, в военном деле, авиации, транспорте, ведут разработки в научно-исследовательских институтах, выполняют различные чертежи. (Слайд)

Рисуя на бумаге изображения предмета, мы чаще всего изменяем их настоящие размеры.

Чертежи необходимо выполнять так, чтобы длине каждой линии на чертеже соответствовали вполне определённые размеры и расстояния в действительности.

Мы используем «масштабирование», что означает «изменять все размеры в определенное количество раз».

Предлагаю побывать в роли деловых людей, имеющих инженерные профессии.

(Учащиеся выбирают на слайде название профессии. Учитель кратко говорит, чем занимается человек данной профессии. Учащиеся получают задание.)

    1. Инженер-конструктор зданий и сооружений разрабатывает конструкции здания и рассчитывает нагрузку (прочностные расчеты) на все его важные и несущие части: фундамент, каркас, балки, колонны, подвесное подъемное оборудование. Инженер-конструктор также оформляет проектную документацию и чертежи.

    1. Инженер-проектировщик. Эти инженеры могут создавать проекты самостоятельно или при тесном сотрудничестве с архитекторами. Когда все схемы разработаны, инженер проектировщик приступает к составлению чертежей.

    1. Инженеры-испытатели занимаются проверкой самых различных устройств: от мелких деталей и приборов до суден и автомобилей.

Выделение существенной информации, абстрагирование, выдвижение гипотезы. Анализ объектов. Извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

Анализ. Построение логической цепи рассуждений.

Поиск и извлечение необходимой информации.

Самостоятельная работа. Ролевая игра

Открою вам секрет, в нашем классе будут делать ремонт. Перед нами поставлены две задачи:

1) составить план классной комнаты;

2) представить проект расстановки мебели в кабинете после ремонта.


Какие специалисты нам понадобятся? Замерщики, дизайнеры, проектировщики, расчетчики)

Распределение функций и определение плана выполнения работы.

Результат – заготовки для конструктора «План школьного класса»

Составим план работ:

  • Распределить участки замеров (стены, окна, мебель и т.д.)

  • Произвести замеры

  • Заполнить таблицу размеров

  • Выполнить масштабирование

  • Скопировать себе таблицу

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи.

7.Рефлексия деятельности (итог)






8. Домашнее задание.

– Что нового сегодня узнали?

– Чему ещё учились? (Учились ставить цели работы, планировать свою работу, работать в соответствии с заданным планом, оценивать результат своей работы.)

- У меня вопрос вам пригодятся полученные знания в жизни?

– Всё ли получалось?

– Над чем ещё надо поработать?

Выполнить проект классной комнаты

Личностные результаты

- придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

- в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!