«Единицы массы. Тонна. Центнер»
-создать условия для формирования представления о новых единицах массы- тонна, центнер;
- создать условия для установления соотношений между тонной и килограммом, центнером и килограммом;
-способствовать развитию у школьников умению правильно применять математические величины;
-развивать умение грамотно, логично давать ответы, аргументировать своё мнение;
-соблюдение правил посадки.
Раздаточные материалы: карточки для работы в паре и индивидуальной работы.
Этап урока | Цели | Формируемые УУД | Деятельность обучающихся | Деятельность учителя |
Организационно-мотивацион ный | Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Дарят улыбки друг другу. Учащиеся собирают пословицу «С малой удачи начинается большой успех» Объясняют смысл пословицы. | -Добрый день! (Слайд №2) (Слайд №3-4) Парадные, нарядные, Такие ненаглядные И мальчики, и девочки Внимательно глядят. Вам всем учиться хочется? Урок к нам в гости просится. Пора его начать! -Я рада вас видеть на уроке математики. Хочется вам улыбнуться! Повернитесь друг к другу. Подарите улыбку! -Садитесь. Откройте тетради. Запишите дату урока: 21 октября. Вид работы: Классная работа. (Слайд №5) На доске слова: (Слайд №6) С, МАЛОЙ, БОЛЬШОЙ, УДАЧИ, УСПЕХ, НАЧИНАЕТСЯ . -Соберите из слов пословицу. -Объясните смысл пословицы. -Я предлагаю вам взять эти слова девизом нашего урока. -Я желаю вам удачи на уроке. -Чтобы добиться первой удачи, выполните задание. |
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии | актуализировать знания о массе и соотношении между единицами измерений массы; тренировать вычислительные навыки ; зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демон-стрирующее недоста-точность знаний о единицах измерения массы. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание | Учащиеся составляют верные равенства. Учащиеся формулируют тему урока. Работа в паре. Проверка фронтально с комментированием. Учащиеся называют правильный ответ, доказывают. Класс «сигналит», согласен с высказыванием или нет. | На доске записаны выражения. (Слайд №7) –Составьте верные равенства: 3 000 : 100= 10 000 : 10= 300 000 : 100= 1 000 : 10= 10 Х100= 30 1 000 300 100 1 000 10 3 000 -Если вы решили правильно, то узнаете тему урока. На слайде появляется слово «Масса» -тема урока «ЕДИНИЦЫ МАССЫ» (Слайд №8) -Какие единицы массы вам уже знакомы? -Сейчас вам предстоит работа в паре на карточках. (Слайд №9) -Преобразуйте одни единицы измерения в другие. 10 кг 100г=…………………..г 162 км 586м=……………м 7 000 г=………………….кг 9 576 г =………..кг…….…..г 3 ц=……………кг 600 кг = …………..ц 4 т=…………………….кг 5 000 кг =………………т При проверке учащиеся говорят о том, что затруднились при выполнении некоторых выражений. |
3. Выявление места и причины затруднения | организовать выявление и фиксацию детьми причины затруднения – не известны единицы массы, большие килограмма; | Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели; логические – формулирование проблемы. | Учащиеся поясняют, что не знают что обозначают буквы Ц и Т. | -Объясните, почему не все справились с заданием? -В каких равенствах возникли затруднения? |
4 Целеполага ние и построение проекта выхода из затруднения Реализация построения проекта. | сформировать представление о тонне и центнере, зафиксировать соотношение между всеми изученными единицами массы; согласовать и зафиксировать цель урока. организовать коммуникатив ное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний; создать условия для построения учащимися плана действий; зафиксировать его в речи, сформировать способность к его практическому использованию, организовать уточнение общего характера нового знания | Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция. Познавательные: общеучебные- осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, учет разных мнений, координирование разных позиций; достижение договоренностей и согласование общего решения. Личностные: осознание ответственности за общее дело | -Узнать, что такое Ц и Т -познакомиться с новыми единицами массы; -научиться переводить их в другую величину. Предположения детей. Дети высказывают различные предположения Узнают информацию из словаря Знакомятся с информацией из учебника. -Единицы массы 1 т =1 000 кг 1Ц =100 кг 1 т = 10 ц Дети убирают по 1 карточке, пока не остаётся таблица. 1 т =1 000 кг 1Ц =100 кг 1 т = 10 ц Проверка фронтально. Высказывания детей. | -Как выйти из трудной ситуации? -Поставьте перед собой цель . (Слайд №10) -Предположите, что обозначают буквы Ц и Т ? -Верно, это тонна и центнер. Тонна обозначается буквой Т и записывается без точки, центнер обозначают буквой Ц. Тоже без точки. (Слайд №11) -Предположите, чему равна 1 т? 1Ц? -Какая связь между тонной и килограммом? Центнером и килограммам? Тонной и центнером? Учитель фиксирует верные и неверные предположения -Откройте толковый словарь, прочитайте, что обозначает слово «ЦЕНТНЕР», «ТОННА»? -Откройте учебник с. 49, прочитайте информацию, которую предлагают авторы. -Что такое центнер, тонна? -Что вы узнали об этих величинах? -Уберите неверные предположения. (Слайд №12) -Теперь вы сможете преобразовывать Т и Ц в другие величины. -Доделайте работу в паре. -Вернитесь к заданию на карточке, переведите Ц и Т в другую величину, пользуясь таблицей. (Слайд №13) Выполните оставшиеся выражения. -Для чего нужны тонны и центнеры, и где эти величины используются? (Слайд №14) |
Физминутка | Релаксация, сброс мышечного и зрительного напряжения. | Личностные УУД | Дети смотрят на экран и выполняют движения | (Слайд №15) |
Первичное закрепление во внешней речи. | зафиксировать соотношения между единицами массы во внешней речи | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. | -В тоннах 40Ц, 4 000кг Кг, 2Ц Ц, 700 кг Т, 10 Ц, 1 000 кг Запись в тетради: 200 кг, 7Ц, 1 т, 4 Т Нет, правы все, т.к. выразили массу синего кита в разных единицах | Массу крупных животных удобнее выражать в тоннах и центнерах. –В каких единицах удобнее выражать массу бегемота ( картинка и цифра 4……)? (Слайд №16) -Выразите его массу в других единицах -Массу льва (200…..)?(Слайд №17) -Массу бурого медведя (7….)?(Слайд №18) -Массу белого медведя (1…..)?(Слайд №19) -Запишите их массы в порядке увеличения. проверка(Слайд №20) -Три мальчика вступили в спор. Один из них считает, что масса синего кита 150 тонн, другой утверждает, что масса кита 1 500 ц , а третий и вовсе называет – 150 000 кг. Кто же прав? Можно ли утверждать, что кто-то из ребят ошибается? (Слайд №21) |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | тренировать способность к самоконтролю и самооценке; проверить с помощью эталона для самопроверки своё умение преобразовывать единицы массы. | Познавательные: выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. | Дети выполняют задание. Учащиеся исправляют ошибки, аргументируют ответ. | - Молодцы! У вас неплохо все получилось! Теперь выполните задания самостоятельно: Самостоятельная работа (по вариантам) 1в. 7т * 9 000 кг 2 т 430кг * 2 340 кг 9 ц * 96 кг 4 ц * 1 т 2в. 5 т * 8 000 кг 3 т 768 кг * 3 548 кг 6 ц * 1 т 7 т 122 кг * 7 т 221 кг По окончании работы учитель открывает на экране эталон для самопроверки(Слайд №22) -У кого правильно, ставьте «+» . Если вы набрали 4 плюса-поставьте себе отметку «5», если 3 плюса-отметку «4», если плюсов меньше, чем 3, то нужно вернуться к правилу и ещё раз его повторить. -Поднимите руки те, кто поставил себе «5»…. И т.д. -Назовите ошибки. -Помогите своим товарищам выйти из затруднения. |
Включение в систему знаний и повторение | тренировать способность к решению задач с именованными числами. | Коммуникативные: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: рефлексия способов и условий действия. Личностные: смыслообразование, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | -При решении задач, преобразовании единиц, сравнении величин. -Столько кирпича привезли в 1 день. -На столько кг кирпича меньше привезли во 2 день, чем в первый. Сколько кг кирпича привезли за два дня? -Два. 1720 кг Записывают три равенства. Выучить и пользоваться при работе с именованными числами. | - А на уроке математики, где мы применим новые знания? -Решите задачу: (Слайд №23) На стройку в первый день привезли 1 т кирпича, а во второй день на 280 кг меньше. Сколько кг кирпича привезли на стройку за два дня? -Что обозначает 1 т? -Что обозначает число 280? -Прочитайте вопрос задачи. -Сколько действий в этой задаче? -Решите задачу самостоятельно. (у учащихся разноуровневые карточки). I уровень. Реши задачу самостоятельно. II уровень. Реши задачу по вопросам. -Сколько кг кирпичей привезли во 2 день? Сколько кг кирпичей привезли в 1 и 2 день вместе? III уровень. Реши задачу, рассуждая так: 1т =….кг 1. Сколько кг кирпичей привезли во 2 день? - = (кг) – привезли во 2 день. 2. Сколько кг кирпичей привезли в 1 и 2 день вместе? + = (кг) – привезли за 2 дня. Проверка Работа в группах Воспользуемся новыми знаниями и поработаем в группах. Детям раздаются заготовки. Учащиеся должны найти ошибку, исправить её, соединить левую и правую часть карточки. (Слайд №24) 1 Ц = 1Т = 1 Т = | 10 000 КГ 10 Ц 100 КГ | - У нас получилась памятка. Запишите её в тетрадь. -Для чего она нужна? |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Домашнее задание | зафиксировать достижение поставленных целей; оценить собственную деятельность на уроке; обсудить домашнее задание. Тренировать навык перевода в разные меры массы | Коммуникативные: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: рефлексия способов и условий действия. Личностные: смыслообразование, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Личностные УУД Познавательные УУД | -Познакомиться с новыми единицами массы; -научиться переводить центнер и тонну в другую величину. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… теперь я могу… я научился… я смог… мне захотелось… Дети рисуют в тетради «лестницу успеха» | -Какую цель поставили в начале урока? (Слайд №25) Оцените свою деятельность на уроке. (Слайд №26) -Займите своё место на «лестнице успеха». (Слайд №27) С.50, №244, с.49 на смекалку (по желанию) (Слайд №28) -Спасибо за урок! (Слайд №29) |