Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8
города Углича Ярославской области
Методическая разработка урока
математики в 4 класс
«Площадь прямоугольного треугольника»
Автор: Арестова Нина Васильевна
учитель начальных классов
МОУСОШ №8 г.Углича
Ярославской области
2020 год Углич
План-конспект урока
Класс: 4 класс
Ф.И.О. учителя: Арестова Н.В.
Тема урока: Площадь прямоугольного треугольника
Тип урока: открытия «новых» знаний
Технология: субъектно-ориентированная технология
Цели: вывести формулу нахождения площади прямоугольного треугольника и научить применять ее при решении задач.
Методы:
-создание проблемной ситуации
-частично-поисковый метод
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
-постановка и формулирование проблемы;
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
- извлечение необходимой информации из текстов;
- использование знаково-символических средств;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
- подведение под понятие ;
- построение логической цепи рассуждений, доказательство
Личностные
- самоопределение ;
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания ;
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации ;
- осознание ответственности за общее дело
Регулятивные
- целеполагание;
- выполнение пробного учебного действия;
- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;
-планирование, прогнозирование
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
Коммуникативные:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
- учёт разных мнений
- использование критериев для обоснования своего суждения ;
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная, парная
Оборудование: проектор, презентация, план пришкольного участка, лист расчётной документации №1, план работы в группе, карточки с дифференцированными заданиями, ножницы.
I. Пояснительная записка
Урок открытия новых знаний с использованием технологии субъектно-деятельностного обучения по теме "Площадь прямоугольного треугольника. На уроке обучающиеся самостоятельно выводят формулу площади произвольного треугольника и применяют данную формулу при решении практических геометрических задач, так же закрепляются вычислительные навыки, метапредметные умения: чтение чертежа, составление плана работы, анализ и синтез учебного материала
. Конспект урока проводился по системе УМК «Перспективная начальная школа»
II. Разработка урока
Этап урока | Ход урока | Действия учеников | Действие учителя |
1.Организационный момент. | -Добрый день! Проверьте, пожалуйста, вашу готовность к уроку. -Кто готов, прошу садиться! | Проверяют личную готовность к уроку. | Организует подготовку обучающихся к уроку. |
2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Прочитайте эпиграф к нашему уроку «Лучший способ изучить,что либо – это открыть самому» Дьёрда Пойа, венгерский и швейцарский математик. Попробуйте объяснить слова математика. -Что предстоит выполнить на уроке? Администрация школы прислала задание для юных исследователей. Приложение 1. -Готовы ли вы выполнить задание школы? Предлагаю открыть заседание клуба «Умники и умницы» Давайте проголосуем. | (открывать новые знания, производить исследования) Мотивация обучающихся к деятельности через личностное участие в проекте (голосование) | Активизирует и мотивирует на учебную деятельность детей. Организует работу с источниками информации. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. | 1. Какое задание мы получили? (определить площадь цветника около школы) -Какими знаниями мы должны обладать, чтобы выполнить задание? -Что такое площадь фигуры? -Какими единицами измеряется площадь Умением находить площади известных фигур 2. Рассмотрите план цветника. -В виде каких геометрических фигур представлены клумбы на плане? (прямоугольник, квадрат, треугольник) Площадь каких фигур мы можем найти сразу? 3. Возьмите Лист расчётной документации №1. Прочитайте задание. В каком виде произведена запись? ( в виде таблицы). Приложение 3. -Можем ли мы найти площадь 1 клумбы? Что для этого нужно знать? (площадь прямоугольника) -Запишите формулу и вычислите площадь. - Можем найти площадь 2 цветника? Что для этого нужно знать? (ответы) - Запишите формулу и вычислите площадь. | Отвечают на поставленные вопросы. -Что такое площадь? (Это место, которое занимает геометрическая фигура на плоскости) Обучающиеся записывают решение задач. Оценивание работы с помощью цвета в Листе расчётной документации | Уточняет знания детей, сформулировав вопросы Организует взаимопроверку в паре и оценивание самостоятельной работы. |
3. Постановка учебной проблемы | - Можем ли найти площадь 3 клумбы? Почему? (не знаем формулы) -На какой вопрос нужно ответить сегодня на уроке? - Как найти площадь прямоугольного треугольника? | Определяют проблему в решении учебной задачи | Совместно с детьми ставит учебную проблему через приём подводящего диалога |
4. Определение темы и целей урока. | - Сформулируйте тему урока. Площадь прямоугольного треугольника. - Определите цель урока. - Вывести формулу нахождения площади прямоугольного треугольника -Сформулируйте учебные задачи: 1. Ввести формулу площади прямоугольного треугольника. 2. Научиться применять её при решении задач. | Дети определяют тему и цель урока, составляют план работы на уроке | Учитель помогает детям в постановке цели урока ( при необходимости) и составлении плана урока. |
5. Поиск решения проблемы. | 1. - Попробуем с вами сами вывести формулу нахождения площади прямоугольного треугольника. -Как будем открывать знания: все вместе, каждый сам, в парах или группах? (группы) Нам предстоит небольшая практическая работа. У вас на столах лежат прямоугольники и план работы. Приложение 4 План работы группы. 1. Измерьте длины сторон прямоугольника, найдите площадь прямоугольника. 2. Проведите диагональ в прямоугольнике. Разрежьте прямоугольник по диагонали. 3.Какие фигуры получили. Сравните фигуры. Сделайте вывод о площадях этих фигур. 4.Какую часть прямоугольника составляет каждая из них. 5.Какой общий вывод можем сделать? 6.Запишите формулу, по которой можно найти площадь одной части. Отчёт групп о проделанной работе. -Нашли ли формулу площадь прямоугольного треугольника? S=(a*b) : 2 Вывод. -Какое задание было дано каждой группе? Удалось ли его выполнить? Физкультминутка | Обучающиеся выбирают форму работы и работают в группе по плану. Организуют работу в группе, определив роли каждого в группе Обучающиеся отчитываются о выполнении работы в группе. | Учитель организует практическую работу по поиску решения учебной задачи, в соответствии с планом. Организует групповую работу Организует заслушивание отчёта о проделанной работе в группе. Организует физкультминутку. |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | 1. - Используя формулу площади прямоугольного треугольника, найдите площадь клумбы 3. -Чему равна площадь? Как вычисляли? (14*6):2=42 (м2) (14*5):2=35 (м2) (5*6):2= 15(м2) ) -Почему получились разные результаты? (Умножали разные стороны) -Каких же знаний не хватает, чтобы справиться с возникшей проблемой? (не знаем, какие стороны а и в) 3. Вернемся к нашим моделям. -Возьмите треугольники, соедините их в прямоугольник. -Какие стороны использовали для нахождения площади прямоугольника? Что образуют они в прямоугольном треугольнике? (прямой угол) - Сформулируйте правило нахождения площади прямоугольного треугольника. -Как и где проверить её правильность? (учебник ) Оценивание групповой работы в Листе расчётной документации Вывод: -Какой пункт плана выполнили? Что предстоит сделать дальше? | Обучающиеся используют найденную практическим путём формулу для определения площади Работают с разными источниками информации Оценивают личностное участие в работе группы | Организует работу по практическому использовании формулы при решении задачи. Способствует проверке работы, ,используя разные источники информации Организует оценивание |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | 1. -Можем ли мы найти площадь 3 клумбы? Запишите формулу площади и решение. ((5*6):2= 15(м2) ) -Найдите площадь всего цветника. Запишите решение. (15 +36+48=99 (м2) 2. -Найдите площадь прямоугольного треугольника, выбрав задание по уровню сложности В каждой группе на столе стоят стаканчики с разноцветными карточками, на которых напечатаны разноуровневые задания Базовый уровень задания (желтый цвет) а) а=5см, в=15 см, S=? Средний уровень задания (синий цвет) б) а=8см, в=14 мм, S=? Высокий уровень: какие ещё стороны может иметь треугольная клумба с такой же площадью? (15 кв.м) Оценивание в Листе расчётной документации. Вывод этапа урока. | Проверка самостоятельной работы по эталону. | Организация самостоятельной работы с разноуровневыми заданиями |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | - Какую цель перед собой поставили? Достигли цели? -Выполнили ли план урока? -Давайте возвратимся к высказыванию, о котором говорили в начале урока. Вы согласны с высказыванием математика? Обоснуйте своё мнение. - Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать? -Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг? -А сейчас оцените свою работу на сегодняшнем уроке. Разместите своего человечка на лесенке успешности -Благодарю всех за работу. | Обучающиеся Оценивают свою работу на уроке через «Лесенку успешности» | Учитель организует рефлексию |
Д.з. | | Задание на карточках по выбору | Организует дифференцированное домашнее задание |
III. Приложения.
Приложение 1.
Письмо в научный клуб 4 класса ««Расчётно-конструкторское бюро»
Задание.
Ежегодно для озеленения пришкольного участка мы с вами выращиваем цветочные культуры. Для того, чтобы озеленить территорию школы, необходимо вырастить нужное количество рассады цветочных культур. Задача для учеников 4 «а» класса: определить площади цветника, которые находятся слева от входа в здание школы.
Администрация школы.
Приложение 2.
План пришкольного участка МОУ СОШ №8 (левое крыло)
6м
3 клумба
5м 6 м 8м
2 клумба
6м
1 клумба
6м
Приложение 3.
Лист расчётной документации №1.
1.Заполни таблицу данными, согласно плану школьного цветника
| Длина (а) | Ширина (в) | Формула | Решение | Оценивание |
Клумба №1 | | | | | |
Клумба №2 | | | | | |
Клумба № 3 | | | | | |
Общая площадь цветника | | |
Приложение 4.
План работы группы.
1. Измерьте длины сторон прямоугольника, запишите.
а = ____ см
в=_____ см
2. Найдите площадь прямоугольника. Запишите решение.
_________________________________________________
3. Проведите диагональ в прямоугольнике.
4. Разрежьте прямоугольник по диагонали.
5.Какие фигуры получились?_________________________________
6.Сравните фигуры. _________________________________________
7.Сделайте вывод о площадях этих фигур. _________________________
8. Какую часть прямоугольника составляет каждая из них.
_______________________________________________________________
9. Какой общий вывод можем сделать?
Запишите формулу, по которой можно найти площадь одной части.
________________________________________________________________