СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики 4 класс "Площадь прямоугольного треугольника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок -  открытие новых знаний. На уроке    использована технология субъектно-деятельностного обучения. Форма  работы -  групповая с использованием разноуровневых заданий.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики 4 класс "Площадь прямоугольного треугольника"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

города Углича Ярославской области








Методическая разработка урока

математики в 4 класс




«Площадь прямоугольного треугольника»









Автор: Арестова Нина Васильевна

учитель начальных классов

МОУСОШ №8 г.Углича

Ярославской области






2020 год Углич

План-конспект урока

Класс: 4 класс

Ф.И.О. учителя: Арестова Н.В.

Тема урока: Площадь прямоугольного треугольника

Тип урока: открытия «новых» знаний

Технология: субъектно-ориентированная технология

Цели: вывести формулу нахождения площади прямоугольного треугольника и научить применять ее при решении задач.

Методы:

-создание проблемной ситуации

-частично-поисковый метод

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

-постановка и формулирование проблемы;

- анализ, синтез, сравнение, обобщение,  классификация;

- извлечение необходимой информации из текстов;

- использование знаково-символических средств;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

- подведение под понятие ;

- построение логической цепи рассуждений, доказательство

Личностные

- самоопределение ;

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания ;

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации ;

- осознание ответственности за общее дело

Регулятивные

- целеполагание;

- выполнение пробного учебного действия;

- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

-планирование, прогнозирование

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

- учёт разных мнений

- использование критериев для обоснования своего суждения ;

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная, парная

Оборудование: проектор, презентация, план пришкольного участка, лист расчётной документации №1, план работы в группе, карточки с дифференцированными заданиями, ножницы.



I. Пояснительная записка


Урок открытия новых знаний с использованием технологии субъектно-деятельностного обучения по теме "Площадь прямоугольного треугольника. На уроке обучающиеся самостоятельно выводят формулу площади произвольного треугольника и применяют данную формулу при решении практических геометрических задач, так же закрепляются вычислительные навыки, метапредметные умения: чтение чертежа, составление плана работы, анализ и синтез учебного материала

. Конспект урока проводился по системе УМК «Перспективная начальная школа»


II. Разработка урока

Этап урока

Ход урока

Действия учеников

Действие учителя

1.Организационный момент.


-Добрый день! Проверьте, пожалуйста, вашу готовность к уроку.

-Кто готов, прошу садиться!

Проверяют личную готовность к уроку.

Организует подготовку обучающихся к уроку.

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 

Прочитайте эпиграф к нашему уроку

«Лучший способ изучить,что либо – это открыть самому»

Дьёрда Пойа, венгерский и швейцарский математик.

Попробуйте объяснить слова математика.

-Что предстоит выполнить на уроке?

Администрация школы прислала задание для юных исследователей. Приложение 1.

-Готовы ли вы выполнить задание школы?

Предлагаю открыть заседание клуба «Умники и умницы» Давайте проголосуем.




(открывать новые знания, производить исследования)



Мотивация обучающихся к деятельности через личностное участие в проекте (голосование)


Активизирует и мотивирует на учебную деятельность детей.

Организует работу с источниками информации.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

1.

Какое задание мы получили? (определить площадь цветника около школы)

-Какими знаниями мы должны обладать, чтобы выполнить задание?

-Что такое площадь фигуры?

-Какими единицами измеряется площадь

Умением находить площади известных фигур

2. Рассмотрите план цветника.

-В виде каких геометрических фигур представлены клумбы на плане? (прямоугольник, квадрат, треугольник)

Площадь каких фигур мы можем найти сразу?

3. Возьмите Лист расчётной документации №1.

Прочитайте задание.

В каком виде произведена запись? ( в виде таблицы).

Приложение 3.

-Можем ли мы найти площадь 1 клумбы? Что для этого нужно знать? (площадь прямоугольника)

-Запишите формулу и вычислите площадь.

- Можем найти площадь 2 цветника?

Что для этого нужно знать?

(ответы)

- Запишите формулу и вычислите площадь.



Отвечают на поставленные вопросы.

-Что такое площадь? (Это место, которое занимает геометрическая фигура на плоскости)









Обучающиеся записывают решение задач.

Оценивание работы с помощью цвета в Листе расчётной документации

Уточняет знания детей, сформулировав вопросы










Организует взаимопроверку в паре и оценивание самостоятельной работы.


3. Постановка учебной проблемы 

- Можем ли найти площадь 3 клумбы?

Почему? (не знаем формулы)

-На какой вопрос нужно ответить сегодня на уроке? 

- Как найти площадь прямоугольного треугольника? 

 Определяют проблему в решении учебной задачи

Совместно с детьми ставит учебную проблему через приём подводящего диалога

4. Определение темы и целей урока. 

- Сформулируйте тему урока. 

Площадь прямоугольного треугольника.

 - Определите  цель урока. 

- Вывести формулу нахождения площади прямоугольного треугольника

-Сформулируйте учебные задачи:

1. Ввести формулу площади прямоугольного треугольника.

2. Научиться применять её при решении задач.


Дети определяют тему и цель урока, составляют план работы на уроке

Учитель помогает детям в постановке цели урока

( при необходимости) и составлении плана урока.


5. Поиск решения проблемы. 

1.

- Попробуем с вами сами вывести формулу нахождения площади прямоугольного треугольника.

-Как будем открывать знания: все вместе, каждый сам, в парах или группах? (группы)

Нам предстоит небольшая практическая работа. У вас на столах лежат прямоугольники и план работы.

Приложение 4

План работы группы.

1. Измерьте длины сторон прямоугольника,

найдите площадь прямоугольника.

2. Проведите диагональ в прямоугольнике.

Разрежьте прямоугольник по диагонали.

3.Какие фигуры получили.

Сравните фигуры. Сделайте вывод о площадях этих фигур.

4.Какую часть прямоугольника составляет каждая из них.

5.Какой общий вывод можем сделать?

6.Запишите формулу, по которой можно найти

площадь одной части.

Отчёт групп о проделанной работе.

-Нашли ли формулу площадь прямоугольного треугольника?

S=(a*b) : 2

Вывод.

-Какое задание было дано каждой группе? Удалось ли его выполнить?


Физкультминутка


Обучающиеся выбирают форму работы и работают в группе по плану.




Организуют работу в группе, определив роли каждого в группе













Обучающиеся отчитываются о выполнении работы в группе.





Учитель организует практическую работу по поиску решения учебной задачи, в соответствии с планом.




Организует групповую работу













Организует заслушивание отчёта о проделанной работе в группе.


Организует физкультминутку.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи


1.

- Используя формулу площади прямоугольного треугольника, найдите площадь клумбы 3.

-Чему равна площадь? Как вычисляли?

(14*6):2=42 (м2) (14*5):2=35 (м2) (5*6):2= 15(м2) )


-Почему получились разные результаты?

(Умножали разные стороны)

-Каких же знаний не хватает, чтобы справиться с возникшей проблемой? (не знаем, какие стороны а и в)

3. Вернемся к нашим моделям.

-Возьмите треугольники, соедините их в прямоугольник.

-Какие стороны использовали для нахождения площади прямоугольника? Что образуют они в прямоугольном треугольнике? (прямой угол)

- Сформулируйте правило нахождения площади прямоугольного треугольника.

-Как и где проверить её правильность? (учебник )


Оценивание групповой работы в Листе расчётной документации

Вывод:

-Какой пункт плана выполнили? Что предстоит сделать дальше?

Обучающиеся используют найденную практическим путём формулу для определения площади












Работают с разными источниками информации



Оценивают личностное участие в работе группы

Организует работу по практическому использовании формулы при решении задачи.













Способствует проверке работы, ,используя разные источники информации



Организует оценивание





Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1.

-Можем ли мы найти площадь 3 клумбы?

Запишите формулу площади и решение.

((5*6):2= 15(м2) )

-Найдите площадь всего цветника. Запишите решение.

(15 +36+48=99 (м2)

2.

-Найдите площадь прямоугольного треугольника, выбрав задание по уровню сложности

В каждой группе на столе стоят стаканчики с разноцветными карточками, на которых напечатаны разноуровневые задания

Базовый уровень задания (желтый цвет)

а) а=5см, в=15 см,  S=?

Средний уровень задания (синий цвет)

б) а=8см, в=14 мм, S=?

Высокий уровень: какие ещё стороны может иметь треугольная клумба с такой же площадью? (15 кв.м)

Оценивание в Листе расчётной документации.

Вывод этапа урока.





Проверка самостоятельной работы по эталону.












Организация самостоятельной работы с разноуровневыми заданиями






8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Какую цель перед собой поставили? Достигли цели?

-Выполнили ли план урока?

 -Давайте возвратимся к высказыванию, о котором говорили в начале урока. Вы согласны с высказыванием математика? Обоснуйте своё мнение.

- Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать?

-Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг?

-А сейчас оцените свою работу на сегодняшнем уроке.

Разместите своего человечка на лесенке успешности


-Благодарю всех за работу.




Обучающиеся

Оценивают свою работу на уроке через

«Лесенку успешности»





Учитель организует рефлексию

Д.з.


Задание на карточках по выбору

Организует дифференцированное домашнее задание
















III. Приложения.

Приложение 1.

Письмо в научный клуб 4 класса ««Расчётно-конструкторское бюро»

Задание.

Ежегодно для озеленения пришкольного участка мы с вами выращиваем цветочные культуры. Для того, чтобы озеленить территорию школы, необходимо вырастить нужное количество рассады цветочных культур. Задача для учеников 4 «а» класса: определить площади цветника, которые находятся слева от входа в здание школы.

Администрация школы.





















Приложение 2.



План пришкольного участка МОУ СОШ №8 (левое крыло)





14 м








3 клумба

6 м 8м

2 клумба

1 клумба



















Приложение 3.

Лист расчётной документации №1.

1.Заполни таблицу данными, согласно плану школьного цветника


Длина (а)

Ширина (в)

Формула

Решение

Оценивание


Клумба №1








Клумба №2








Клумба № 3










Общая площадь цветника



















Приложение 4.

План работы группы.


1. Измерьте длины сторон прямоугольника, запишите.

а = ____ см

в=_____ см

2. Найдите площадь прямоугольника. Запишите решение.


_________________________________________________


3. Проведите диагональ в прямоугольнике.

4. Разрежьте прямоугольник по диагонали.

5.Какие фигуры получились?_________________________________

6.Сравните фигуры. _________________________________________

7.Сделайте вывод о площадях этих фигур. _________________________

8. Какую часть прямоугольника составляет каждая из них.

_______________________________________________________________

9. Какой общий вывод можем сделать?

Запишите формулу, по которой можно найти площадь одной части.

________________________________________________________________





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!