Тема. Задачи на уменьшение и увеличение числа в несколько раз, сформулированные в косвенной форме
Цель: научить детей решать задачи в косвенной форме на увеличение или уменьшение числа в несколько раз.
Задачи: познакомить учащихся с решением задач нового типа, закрепить умение детей решать выражение с именованными числами;
совершенствовать устные и письменные навыки, умение решать уравнения;
воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку, прививать любовь к русским народным сказкам.
Ход урока
Организация класса
Настрой
Раздаётся стук в дверь, почтальон вносит письмо.
- Ребята, посмотрите, нам написал письмо Иван-царевич.
Читаю письмо:
«Ребятки вы милые, я самый несчастный царевич на свете. Мою любимую заколдовал злой Кощей. Наши картины висели рядом. Мы каждый день смотрели друг на друга, разговаривали. А теперь передо мной висят какие-то цифры. От изображения моей Василисушки остались одни бумажки с цифрами. Я ходил за советом ко многим волшебникам и чародеям, но никто мне не смог помочь. Лишь один старец сказал: «Иди Иванушка, в школу, в 4 класс. Там учатся очень умные и сообразительные ребята. Они тебе помогут Василису расколдовать. А ещё старец сказал, что это не просто цифры на картине, а ответы к примерам и задачам»
- Ребята, Иван – царевич с этой картины обратился к вам за помощью.
Все правильные ответы записаны на картине. Вычислив и получив правильные ответы, мы будем расколдовывать каждый фрагмент картины.
- Запишем число, классная работа.
Устный счёт. Математический диктант.
- Я читаю задания, а вы в тетрадях записываете только ответы.
а) Уменьши число 600 на 300;
б) Увеличьте число 400 на 460;
в) Найдите сумму чисел 560 и 240;
г) Найдите разность чисел 270 и 90;
д) Выразите в км 27000м;
е) Выразите в минутах 7 часов;
ж) Найдите P и S квадрата со стороной 8 см.
- Давайте проверим, какие ответы у нас получились: 300, 860, 800, 180, 27 км, 420 мин, 32 см, 64 см2.
- Найдите самое большое число: это 860. Давайте посмотрим, есть ли среди кусочков картины число 860? Итак, первый фрагмент картины мы с вами расколдовали.
Сообщение темы и цели урока.
Послушайте задачу «Начертите два отрезка. Первый – 10см, он длиннее второго на 4 см. Найти длину второго отрезка»
Эта задача относится к теме нашего урока. Такие задачи называются – задачи в косвенной форме. Так как про длину второго отрезка не говорится прямо: длиннее он или короче первого.
- Ребята, длина первого отрезка нам известна?
10см – мы можем начертить.
- А что ещё сказано про длину первого отрезка?
Он длиннее второго на 4 см. Если первый больше, то второй … меньше. А раз второй меньше, каким действием мы находим длину второго отрезка?
Как же мы будем решать эту задачу?
Как узнать длину второго отрезка?
А кто может сделать краткую запись условия?

отр. – 10см, на 4см
отр. - ?см
Решение
10 – 4 = 6 (см)
Ответ: 6 см длина второго отрезка.
- Молодцы, мы выполнили второе задание. Посмотрите на «заколдованную» картину. Есть ли число 6 на одном из фрагментов картины?
- Итак, часть картины расколдовали.
Кто догадался, какая тема нашего урока?
Какие задачи поставим на урок?
Выберите из предложенного списка.
Задачи урока:
Познакомиться с задачами нового вида
Учиться находить значения числовых выражений
Исследовать особенности задач нового вида
Сравнивать многозначные числа
Учиться распознавать задачи нового вида среди других задач
4. Работа в парах
Первое исследование
Поработаем в парах.(1 у доски)
Возьмите лист и фломастеры, нарисуйте круги и квадраты так, чтобы кругов было 5, и их было на 2 больше, чем квадратов
Сравните с образцом на доске, и оцените себя. Если есть ошибки, исправьте.
-Сколько вы нарисовали квадратов? (3 квадрата)
- Как узнали? (Действием вычитанием)
- Почему вы вычитали, если в задаче сказано «на 2 больше»? (Если кругов было на 2 больше, то квадратов на 2 меньше)
Вот видите, вы уже ответили на проблемный вопрос.
Вывод: можно решить задачу вычитанием, если задано отношение «это больше» (открываем картинку с цифрой 3)
Второе исследование (1 у доски)
Нарисуйте прямоугольники и треугольники так, чтоб треугольников было 6 и их было бы на 2 меньше, чем прямоугольников.
Сравните с образцом на доске, и оцените себя. Если есть ошибки, исправьте
— Сколько вы нарисовали прямоугольников? (6+2=8.)
— Как вы узнали? (Если треугольников меньше на 2, то прямоугольников больше на 2.)(открываем картинку с цифрой 8)
Вывод о задачах в косвенной форме:
Если сказано больше, то выполняем ….(вычитание)
Если сказано меньше, то выполняем ….(сложение)
Работа по учебнику.
№ 319 (с. 68).
— Прочитайте задачу 1. И решите ее устно.
Решение: 9 + 3=12 (эт.). Ответ: в соседнем доме 12 этажей.
-Прочитайте вторую задачу.
- Ребята, задачи первая и вторая одинаковые?
- В чём различие? Кто заметил? (Вторая задача сформулирована в косвенной форме.)
Если в первом больше, то во втором – меньше.

д. – 12 эт., это на 3 эт.
д. - ? эт.
Решение
12 – 3 = 9 (эт.)
Ответ: во втором доме 9 этажей.
Есть ли такой ответ на нашей картине?
Снимаем фрагмент с 9
Физкультминутка под музыкальное сопровождение.
Но пора нам всем считать
И картину открывать.
Потянулись и сели.
№320 (с. 68).
— Прочитайте задачи.
— Каким действием решается задача 1? (Сложением. Брат младше сестры на 3 года, значит, сестра старше на 3 года.)(17+3=20)
— Каким действием решается задача 2? (Вычитанием. Папа старше мамы на 3 года, значит, мама младше на 3 года.)(35-3=32)
— Решите задачи: вариант 1 — задача 1, вариант 2 — задача 2. (Взаимопроверка.) (Открываем картину 20, 32)
Работа в группах.
- Мы продолжаем расколдовывать Василису. Чем нас больше, тем мы сильнее перед лицом зла, поэтому предлагаю поработать в группах.
1 группа: Вам предложена задача в прямой форме, вам надо изменить условие задачи так, чтобы она была сформулирована в косвенной форме. И решить вами составленную задачу.
Задача: В школьную библиотеку привезли триста пятьдесят учебников русского языка, учебников математики на сорок штук больше. Сколько учебников математики привезли в школьную библиотеку?
2 группа: Из предложенных задач выберите задачу в косвенной форме и решите ее, предварительно составив краткую запись.
Задача №1 В первых классах учатся девяносто два ученика, а во вторых классах на шестнадцать учеников больше. Сколько учеников во вторых классах?
Задача №2 В школьную библиотеку привезли триста пятьдесят учебников русского языка, это на 40 штук меньше, чем учебников математики. Сколько учебников математики привезли в школьную библиотеку?
Задача №3 В сборнике сказок триста пятьдесят страниц, а в сборнике стихов на сорок страниц меньше. Сколько страниц в сборнике стихов?
3 группа: Пользуясь математическим текстом, составьте задачу в косвенной форме, сделайте краткую запись и решите её.
Математический текст: В школьную библиотеку привезли триста пятьдесят учебников русского языка и триста девяносто учебников математики.
4 группа: Составьте алгоритм решения задачи в косвенной форме.
Составление алгоритма решения задач в косвенной форме.
1 Прочитать задачу.
2 Выделить ключевые слова.
3 Составить схему, краткую запись или рисунок к задаче.
4 Сделать вывод: большее или меньшее число надо найти.
5 Выбрать действие.
6 Решить задачу.
7 Записать ответ
Проверка:
- Слово ребятам … группы?
- Ребята …. группы, пожалуйста.
- Что интересного заметили? (мы все решали одинаковую задачу) (ответ 390 открываем)
- Какой ответ у вас получился?
- Что можете сказать про данную задачу? (это задача в косвенной форме)
Ребята, вы молодцы. Посмотрите, мы сняли заклятье с картины.
- Иван – царевич и Василиса говорят нам огромное спасибо.
Итог урока.
С каким видом задач вы познакомились сегодня на уроке?
— Составьте задачу в косвенной форме.
— Кто не понял новую тему? Кому нужна помощь?
- Оцените свою деятельность на уроке
8. Домашнее задание Учебник: № 321, 322 (1 по выбору).