Урок математики в 4 классе.
Тема «Решение задач в прямой и косвенной форме»
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Актуализация знании:
-
Устная работа.
- Прочитайте числа:
На доске : 111, 63.250, 4.362, 7.302.515, 550.671, 1.678
-Назовите число, в котором только единицы первого класса ( 111)
- Назовите числа, в которых только единицы первого и второго класса (63.250, 4.362, 550.671, 1.678)
-Назовите числа, у которых есть в разрядах стоит «0» (63.250, 550.671),назовите эти рязряды (разряд единиц, рязряд единиц тысяч)
2. Математический диктант:
1) Найдите сумму чисел 560 и 240 (800)
2) Найдите разность чисел 270 и 90 (180)
3) Выразите в км 72.000м ( 72км)
4) Выразите в кг 15т ( 15.000кг)
5) Выразите в мин 7ч ( 420мин)
6) Найдите S прямоугольника со сторонами 15см и 5см ( 75 кв.см)
7) Найдите Р квадрата со стороной 8мм ( 32мм)
8) Вычтите из 1м 20 см (80см)
Далее проводится взаимопроверка полученных ответов ( дети обмениваются тетрадями)
На доске: 800, 180, 72км, 15.000кг, 420мин, 75 кв.см, 32мм, 80 см.
-
Сообщение темы и цели урока.
-Рассмотрим следующую геометрическую задачу:
Алан начертил два отрезка. Длина первого отрезка – 10 см, он длиннее второго на 4см. Чему равна длина второго отрезка?
- о чём говорится в задаче?
- что нам известно о первом отрезке?
- что говорится о втором отрезке?
Эта задача относится к теме нашего урока. Такие задачи называются задачи в косвенной форме, так как про длину второго отрезка не говорится прямо: длиннее он или короче. О его длине мы можем узнать только из данных о первом отрезке.
И цель нашего урока, научиться различать прямую и косвенную формы задач, а также правильно их решать.
- составим краткую запись к нашей задаче, где будет видно, что находить длину второго отрезка мы будем исходя из данных о первом отрезке:
I отрезок – 10см, на 4см б.
II отрезок -?см
Решение.
10 -4 = 6 (см) – длина второго отрезка.
Ответ: 6см.
! Характерным отличием косвенных задачах является то, что в них часто встречаются слова ЭТО, ИХ.
! И если одна величина на несколько единиц ( в несколько раз) больше, то другая на столько же единиц ( во столько же раз) меньше.
-
Первичное усвоение новых знании:
1. Работа по учебнику:
С. 68 № 319
1) Наш дом – 9эт
Соседний дом -? Эт., на 3 эт.б.
2)Наш дом - ? эт.
Соседний дом – 12 эт., на 3 эт.б.
- Чем отличаются эти задачи? (ответы детей)
- Да, верно, условие первой задачи даётся в прямой форме, а второй задачи – в косвенной.
2. Самостоятельная работа:
№ 320 – первую задачу решает 1вариант, а вторую задачу – 2 вариант.
-
Динамическая минутка.
Зачитываю задачи, если задача в прямой форме наклон вперёд, если в косвенной – шаг на месте.
-
Муравей весит 5г, а вес добычи в 50 раз больше. Какова масса добычи?
-
Муравей весит 5г, это в 50 раз меньше массы добычи, которую он может нести. Какова масса добычи?
-
Грузовая машина весит 3 тонны, это в 3 раза больше веса легковой машины. Сколько весит легковая машина?
-
Грузовая машина весит 3 тонны, а легковая в 3 раза меньше. Сколько весит легковая машина?
-
В парке высадили 11 лип, это на 2 больше, чем клёнов. Сколько высадили клёнов?
-
В парке высадили 11 лип, а клёнов на 2 меньше. Сколько высадили клёнов?
-
Сыну 7 лет, и он моложе отца на 23 года. Сколько лет отцу?
-
Мама сварила 15 л малинового варенья, и это в 2 раза меньше чем сварила бабушка. Сколько литров варенья сварила бабушка?
! Обратить ещё раз внимание детей, что задачи в косвенной форме часто содержат слова « это», « их».
-
Первичное закрепление темы.
Что нужно сделать, чтобы решить задачу, выраженную в косвенной форме?
-
Определить, что эта задача выражена в косвенной форме. Как определить?
Какое слово указывает? Какие ещё слова можно подставить?
2. Определить, большее или меньшее число находим.
3. Составить краткую запись.
4. Решить задачу, используя краткую запись.
-
Повторение и закрепление раннее изученного:
Работа по учебнику:
№ 321 – работа с именованными числами
№ 322 – работа у доски
-
Рефлексия.
-Ребята, наш урок подошёл к концу и мне бы хотелось узнать ваше настроение и то, насколько был полезным и интересным для вас урок.
Перед вами фразы, ваша задача продолжить одну из них:
На доске: - было трудно …
- я смог …
- мне захотелось …
-Спасибо за урок, вы все большие молодцы!
-
Д/з: № 324, 323