Тема урока: «Дециметр».
Учитель: Зайцева О.В. МБОУ СОШ № 28 г.Брянска. Класс: 1.
Урок открытия новых знаний.
Цель урока: познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром.
Задачи урока:
• Образовательные: учить измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша, сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы; закреплять знания нумерации чисел, развивать умения решать задачи;
• Развивающие: осуществлять развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал; формировать умение работать в паре;
• Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Оборудование урока:
– учебник «Математика» 1 класс, авторы Моро М.И, Бантова М.А.;
– линейка;
– карточки;
-карточки с числами от 1 до 20.
- модели см и дм,
- лист с отрезками разной длины, веревка 25 см .
– презентация к уроку;
экран, проектор;
- шарики для самооценки.
Ход урока.
-
Организационный момент. Мотивация к деятельности.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Куда мы с вами попадем
Узнаете вы скоро.
В Цветочном городе найдем
Помощников веселых.
1 слайд
-В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли, потому что они были очень маленькими. А сам город назывался Цветочным.
2 слайд.
-Сегодня жители этого города у нас в гостях на уроке математики. Вы их узнали?
- Совершенно верно. Это герои повести Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».
2. Актуализация знаний.
Устный счет.
-
Логическая разминка.
- На улице Колокольчиков жили малыши-коротыши. Ребята, попробуйте угадать номера домов наших гостей.
3 слайд .
- Знайка, доктор Пилюлькин и Незнайка живут в домах № 14, 17, 19. В каком доме живет каждый из них, если Знайка не живет в домах № 19 и 17, а доктор Пилюлькин не живет доме № 19.
-Подумайте немного и покажите ответ с помощью веера цифр ответ.
- В каком доме живет Знайка?
- Какой номер дома у доктора Пилюлькина?
- А в каком доме поселился Незнайка?
4 слайд .
-
Повторение нумерации.
5 слайд.
- Ребята, мы выяснили, что Знайка живет в доме № 14. Сколько десятков и единиц содержится в этом числе? (14= 1 дес.4 ед.).
- В каком доме живет доктор Пилюлькин?
- Сколько десятков и единиц в этом числе? (17= 1 дес.7 ед.).
- Назовите номер дома Незнайки. Определите разрядный состав этого числа.( 19= 1 дес.9 ед.).
3) Работа с геометрическим материалом.
6 слайд
- Художник Цветочного города Тюбик украсил крышу дома под номером 19. Сосчяитайте сколько треугольников получилось? (3).
- Покажите эти треугольники на рисунке.
-
Самоопределение к деятельности.
- Какой единицей измерения можно измерить стороны треугольника? (Сантиметром).
- Ребята, найдите у себя на партах модель сантиметра и покажите мне.
- Возьмите лист с изображением отрезков. Измерьте длину красного отрезка с помощью модели сантиметра.
- Чему равна его длина? (3 сантиметра).
- Я попрошу (вызывает ученика) при помощи модели сантиметра измерить длину моего отрезка.(Учитель показывает модель отрезка 50 см).
- Всегда ли удобно измерять длину с помощью сантиметра? (Нет, не всегда).
- Знаете ли вы какой единицей измерения можно измерить мой большой отрезок?
- Я вижу, вы затрудняетесь ответить. Тогда на помощь нам придет самый умный малыш Цветочного города – Знайка.
-
Работа по теме урока.
7 слайд.
Мерку новую Знайка в класс нам принес.
Это мера длины.
Как ее называют? Вопрос.
Чтобы тему урока узнать, эту запись нам надо расколдовать
- Ребята, поработайте в парах. Положите перед собой зашифрованную запись. Чтобы расколдовать запись, расположите числа в порядке возрастания и вы узнаете с какой единицей измерения мы познакомимся сегодня на уроке.
- Что у вас получилось? (Дециметр).
8 слайд.
- Прочитайте тему и цели урока.
- Дециметр – единица измерения длины. Модель этой единицы измерения выглядит так.(Учитель показывает голубую полоску – модель дециметра).
- Найдите модель дециметра у себя на парте. Покажите мне.
- Знаете ли вы, что обозначает слово «дециметр»?
9 слайд.
- На латинском языке 10 – это «деци». В математике принято называть единицу длины 10 см – дециметром. И записывают его вот так - 1 дм
- откройте свои тетради, запишите число.
- На доске вы видите запись в печатном варианте, а теперь посмотрите как мы будем записывать название новой единицы. (Показ учителем на доске 1 дм ).
- Сделайте запись в своих тетрадях.
- Ребята, сравните полоску зеленого цвета длиной 1см и полоску голубого цвета длиной 1 дм. Сосчитайте, сколько полосок длиной 1 см поместилось в полоске 1дм? (10 раз).
-Значит в 1дм содержится 10 см.
- Начертите в тетради отрезок длиной 1дм. Сколько сантиметров содержится в этом отрезке? (10 см).
Мы узнали , что в 1 дм содержится 10 см.
(Появляется запись на слайде
).
- Прочитаем это соотношение и запишем его в тетрадь. ( Учитель показывает запись на доске: 1дм=10 см)
- Это соотношение нужно запомнить.
- Измерьте с помощью моделей дециметра и сантиметра длину желтого отрезка на листке.
- Сколько раз уложился дециметр? (1 раз). Весь отрезок мы измерили? (Нет.)
- Можно уложить модель дециметра еще раз? (Нет).
- Чем можно измерить оставшуюся часть отрезка? (сантиметром.)
- Измерьте. Сколько раз уложился сантиметр? (4 раза).
- Сколько дециметром в этом отрезке? (1дм).
-Сколько сантиметров в этом отрезке?(4 см).
- Длина этого отрезка записывается так : 1дм 4 см или 14 см, т.к. в 1дм содержится 10 см.(Выполняют запись на доске и в тетрадях).
- Ребята, вспомним для чего мы ввели новую единицу измерения? (Чтобы измерять большие длины).
- Воспользуемся нашими новыми знаниями. Измерьте линейкой:
А) длину учебника.
-Назовите результат. Сколько это дециметров?
Б) ширину учебника. Чему равна ширина?
В) Ширину парты? Что у вас получилось?
- А длина моего отрезка равна 5 дм. Кто догадается, сколько это сантиметров?
- Что еще можно измерить дециметром?
Физкультминутка.
Петушок стоит на ножке и клюет в саду горошки.
Ой,устала ножка, похожу немножко.
Влево ножку, вправо ножку-
Незнайка пляшет под гармошку.
То присядет, то привстанет.
И нисколько не устанет.
-
Закрепление изученного материала.
1)Работа в группах.
- Наши гости из Цветочного города решили отправиться в путешествие на воздушном шаре. Для его изготовления необходима веревка длиной 2 дм. Поможем нашим героям. Поработаем в группах.
- Возьмите модель дециметра и с ее помощью отмерьте необходимую длину. Лишнее отрежьте при помощи ножниц.
- Покажите, что у вас получилось.
-Чему равна длина веревки ? Сколько это в сантиметрах?
2)Работа над задачей. 10 слайд.
- Ребята, так как путешествие будет долгим, наши герои решили запастись едой в дорогу. Коротышки Винтик и Шпунтик отправились на рыбалку. Поможем им сосчитать улов.
-Прочитайте первую задачу.
- Прочитайте вторую задачу.
-Ребята, что объединяет эти задачи? Чем они отличаются?
-Какое действие выберем для решения первой задачи? Какие слова помогли выбрать знак действия?
- Каким действием будем решать вторую задачу? Почему?
- Ребята, запишите в тетрадь решение той задачи, которая вам больше понравилась.
- Кто решал первую задачу? (Вызывается один ученик для проверки).
- Кто выбрал для решения вторую задачу? (Вызывается один ученик для проверки).
-Ребята, сравните решение первой задачи с решением….. Оцените себя и своего товарища с помощью светофора.
- Проверьте решение второй задачи. Включите сигнал светофора.
- Светофор дал зеленый сигнал, значит пора в путь.
3) Решение примеров.
11 слайд.
- Каждому коротышке на воздушном шаре отведено свое место. А как распределились места, вы узнаете, когда решите первую строчку примеров № 5 на странице 51.
Проверяем решение. 11 слайд.
- Какое место занял Тюбик?
-Какой номер места у Знайки?
- Под каким номером полетит доктор Пилюлькин?
-Какое место у Незнайки?
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Ребята, сегодня на уроке мы часто обращались к этому числу. Вспомните, какое открытие мы сделали для себя с числом 10.
12 слайд.
-С какой новой единицей измерения длины мы сегодня познакомились?
- Длину каких предметов удобнее измерять новой меркой?
13 слайд.
- Кто доволен своей работой на уроке?
-Кому нужна помощь? Оцените свою работу, выбрав воздушный шарик нужного цвета.
- Спасибо за урок.