Урок математики 3 класс
Тема: Таблица умножения и деления с числом 9
Цель: составить таблицу умножения и деления с числом 9 и работать над её запоминанием.
Задачи урока.
Образовательные:
– формирование навыков табличного умножения и деления, связанных с числом 9,
– совершенствование вычислительных навыков, знаний правил порядка выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их, умений решать текстовые задачи, задачи на нахождение периметра геометрических фигур.
Развивающие:
– развивать вычислительные навыки путём привлечения занимательного материала;
– развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
Воспитательные:
– воспитывать ответственность, взаимопомощь, аккуратность;
– самостоятельность, дисциплину, наблюдательность;
– воспитывать желание учиться и делать открытия;
– воспитывать умение слушать других.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, рабочие листы с заданиями, презентация к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент
– Вы услышали звонок?
Начинается урок.
Тихо сядьте, успокойтесь,
Ведь у нас немало дел.
На рабочий лад настройтесь,
Чтобы каждый всё успел.
– Попрошу вас, ребята, на уроке быть внимательными, работать активно, не бойтесь ошибиться! Помните, что не ошибается только тот, кто ничего не делает.
II.Актуализация знаний
1. Устный счет
а) Подумайте и ответьте
– Сколько крыльев у 9 синиц? (18) Почему?
– Сколько рогов у 6 быков?? (12) Почему?
– Сколько лап у 4 собак? (16) Почему?
– Сколько шин у 7 машин? (28) Почему?
– У кого больше лап: у 2-х собак или четырех кур? Почему?
б) Задачи в стихах
К двум зайчатам в час обеда
Прискакал один сосед.
В огороде зайцы сели
И по 3 морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок,
Сколько съедено морковок? 3 х 3 = 9
У речки гуляли 4 утёнка
И 36 весёлых гусёнка.
Во сколько раз больше было гусят?
Во сколько раз меньше было утят? 36:4=9
Пять зайчат сидят в углу,
Чистят репу на полу.
Насчитали 45
Как делить забыли вдруг.
Мамы с папой нет нигде… Помогите им в беде! (45 : 5 = 9 (шт.))
Испекла нам бабушка
Вкусные оладушки.
Всего оладий 27.
По 3 нам хватило всем.
Кто ответит из ребят,
Сколько было же внучат? 27:3=9
– Скажите, а какой ответ мы получили в каждой из предложенных задач? (9)
На минутке чистописания мы с вами пропишем цифру 9. (характеристика числа 9)
– Откройте тетради и запишите число, классная работа.
– Аккуратно, не торопясь, пропишите цифру 9. Вспомните ещё раз, как правильно она пишется.
Молодцы!
III.Самоопределение к деятельности
– У меня на доске два столбика с числовыми выражениями.
2 · 9 = 9 · 2 =
3 · 9 = 9 · 3 =
4 · 9 = 9 · 4 =
5 · 9 = 9 · 5 =
6 · 9 = 9 · 6 =
7 · 9 = 9 · 7 =
8 · 9 = 9 · 8 =
– Посмотрите на числовые выражения первого и второго столбиков.
– Скажите, чем они отличаются? (множители поменялись местами)
– Давайте найдём значение числовых выражений первого столбика. Цепочкой записывают произведение.
– Изменится ли результат числовых выражений во втором столбике? (нет)
Почему? Какое свойство умножения мы знаем? (От перестановки множителей произведение не изменяется)
Пользуясь этим свойством, назовем значения произведений второго столбика.
– Ребята, скажите, а каких числовых выражений не хватает? (9• 9.)
– Так какова же тема нашего урока? (Таблица умножения и деления с числом 9)
– Сформулируйте задачи урока. (Составить и записать таблицу умножения и деления с числом 9 и научиться её использовать)
IV. Работа по теме урока
Составление таблицы умножения и деления с числом 9
– Как найти значение произведения 9•9?
– Чтобы найти это значение, рассмотрим, что происходит с результатами во всей таблице. (Каждое следующее число увеличивается на 9)
– Как же получить последний результат? ( +9)
– Таким образом, из всей таблицы надо запомнить всего 1 случай, а все предыдущие мы уже знаем.
– При изучении умножения, мы всегда рассматриваем соответствующие случаи деления. Составьте выражение на деление. (81: 9=9)
– Какое правило нужно вспомнить? (Если произведение двух чисел разделить на одно из них, то получится другое число)
– Откройте учебник на с. 65 и запишите таблицу в тетрадь.
– Почему пример написан в красной рамке? (нужно его запомнить)
– Давайте сделаем ВЫВОД, что мы сейчас с вами составили и записали? (таблицу умножения и деления с числом 9)
– Ребята, перед вами таблица умножения девяти.
Трудно запомнить её как стишок назубок. Бесполезно зубрить то, что не понимаешь. Самое главное, ПОНЯТЬ таблицу и тогда ты будешь смело по ней ходить. Давайте постараемся её понять.
Запишите результаты умножения на листочках.
9 · 2 = 18
9 · 3 = 27
9 · 4 = 36
9 · 5 = 45
9 · 6 = 54
9 · 7 = 63
9 · 8 = 72
9 · 9 = 81
Секреты таблицы на 9
– Таблица умножения числа 9 таит загадочность…
– Давайте внимательнее рассмотрим результаты умножения. Что вы заметили?
а) заметим, что сумма цифр произведения числа 9 тоже равна 9 – (1+8, 2+7)
б) количество десятков увеличивается на 1, а количество единиц уменьшается на 1.
Есть ещё «Лёгкий способ запоминания таблицы»
– Число, которое умножаешь на 9, превращаешь в десятки и его же вычитаешь. Например, 9 · 6 то же самое, что 60 – 6 = 54
Давным- давно люди открыли ещё одно волшебство
– Вы готовы к волшебству? Игра «Волшебство» 11 слайд
– Поверните обе руки ладонями к себе. Пусть каждый палец по порядку означает соответствующее число: первый слева-1, второй-2, третий-3 и т.д. до 10
– Сейчас ваши пальчики превратятся в счетные машинки
– Теперь, если нужно умножить 9 на каждое из первых десяти чисел, надо загнуть палец, обозначающий второй множитель. Тогда пальцы, слева от загнутого показывают число «десятков», а количество пальцев справа – число «единиц».
Например, мы хотим умножить 9 на 3. Загибаем третий палец. Слева 2 пальца = 2 десятка. Справа 7 пальцев = 7 единиц. Ответ: 27. И ещё пример 9·2
Решите примеры в парах на ваших счётных машинках, т.е. пальчиках
9·4 9·5 9·7 (на доске примеры)
- Помогите своему соседу, если он не понял.
– Когда эти знания смогут вам пригодиться? (когда вы не уверены в ответе)
– Что такое умножение? (Стихотворение читает ученик)
Что такое умножение?
Это умное сложение.
Ведь умней умножить раз,
Чем слагать все целый час.
Умножения таблица
Всем нам в жизни пригодится
И не даром названа
УМНОжением она!
Итак. Где найдёт применение знание таблицы умножения?
Неизвестно, кто первым составил таблицу умножения, но впервые она появилась в Китае 2200 лет назад. Ещё я хочу добавить, что без таблицы умножения и деления невозможны были бы многие открытия в математике, а значит и нашей жизни не было бы машин, самолётов, компьютеров и многого другого к чему мы привыкли в жизни.
Надеюсь новые знания вы будете активно применять.
2. Работа по учебнику
№ 1 (с. 65).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Ответы записаны на доске: 8, 8, 9, 7, 49, 64, 81, 36, 40, 28, 30, 20, 40, 81, 24, 64. Взаимооценка.)
IV.Физкультминутка (электронная разминка для глаз)
Раз — подняться, потянуться
Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться. (Под счет учителя дети выполняют наклоны, потягивания.)
Три — в ладоши три хлопка, (Хлопаем в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире.
Пять — руками помахать. (Движения руками.)
Шесть - за парту тихо сесть.
V. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№2 (с. 65).
– Прочитайте условие задачи.
– Что такое 27? (Количество морковок у девочки.)
– Что показывает число 9? (Сколько морковок дали каждому кролику.)
– Что узнаем выражением 27 :9? (Количество клеток, в которые положила морковки девочка.)
– (Аналогично разбираются остальные выражения: 18:9- количество клеток, в которые положил морковки мальчик, 27 + 18 — сколько всего морковок у мальчика и у девочки, (27 + 18) : 9 количество клеток, в которые положили морковки цепочка и мальчик.)
№3(с. 65).
– Прочитайте задачу.
– О чем в ней говорится? (О проводе длиной 50м.)
– Какие действия с ним выполняли? (Отрезали 8 м, потом 7м.)
– Что нужно узнать в задаче? (Сколько метров провода осталось.)
– Сделайте схематический чертеж к задаче. (Возможны два варианта схематического чертежа.)
– Что делали в первом случае? (Отрезали по очереди 8 м, затем 7 м.)
– Что делали во втором случае? (Отрезали вместе 8м и 7м.)
– Запишите решение задачи двумя способами.
Решение
Первый способ: 50 — 8 — 7 = 35 (м).
Второй способ: 50 - (8 + 7) = 35 (м).
Ответ: осталось 35 м провода.
№6 (с. 65).
– Как найти периметр квадрата? (Длину стороны умножить на 4.)
– Как найти площадь квадрата? (Длину стороны умножить саму на себя.)
– Выполните задание.
VI.Рефлексия. Итог урока.
– Скажите, какая тема урока у нас была сегодня? (таблица умножения и деления с числом 9)
– Какие задачи мы ставили перед собой? (составить таблицу умножения и деления на 9, и научиться использовать её). Достигли мы её?
Ребята, послушайте одну притчу.
Шёл мудрец и встретил 3 работников.
«Что ты сегодня делал?» - спросил он каждого.
Первый ответил:- «Я работал ниже своих возможностей».
Второй ответил:- «Я старался».
Третий ответил:- « Я работал эффективно, творчески, активно».
– Кто из вас на уроке был первым работником, вторым работником, третьим работником. Возьмите личика и нарисуйте улыбку, в зависимости от того, каким работником вы были на уроке.
– Ребята, покажите мне каким работником вы были на уроке.
Очень хорошо, что работа на этом уроке принесла вам радость, вы открыли новые знания.
Если вы испытываете трудности, на последующих уроках у нас будет время потренироваться, и мы справимся со всеми сомнениями и трудностями.
VII.Домашнее задание
Учебник: № 4, 5 (с. 65), учить таблицу умножения.