СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики по теме: "Действия с обыкновенными дробями"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: систематизация знаний по темам: «Обыкновенные дроби», «Правильные и неправильные дроби», «Сравнение, сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями».

Просмотр содержимого документа
«Урок математики по теме: "Действия с обыкновенными дробями"»

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ

Тема урока: «Действия с обыкновенными дробями»

Класс: 5

Учитель: Боталова Любовь Петровна

Цель урока: систематизация знаний по темам: «Обыкновенные дроби», «Правильные и неправильные дроби», «Сравнение, сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями».

Планируемые результаты:

обучающие:

• обобщение и систематизация знаний обучающихся по изученным темам, умение применять свои знания на практике.

развивающие:

• развитие мышления, внимания, культуры математической речи, приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;

• привитие интереса к изучению математики;

• расширении кругозора обучающихся;

воспитательные:

• воспитание чувства ответственности, взаимопомощи, самоконтроля, самостоятельности, умения работать в коллективе, уважения друг к другу;

• воспитание чувства любви к родной стране, её истории;



Тип урока: урок систематизации и обобщении знаний

Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, наглядность, раздаточный материал.

Ход урока

1.Организационный этап.

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Фронтальная беседа с учащимися:

- Отгадайте загадку:

Загадка: «Она бывает охотничья, барабанная и математическая». (дробь)

Учитель: «Мы заканчиваем изучение темы «Обыкновенные дроби», эта тема в курсе математики занимает одно из важных мест. Почему?».

Ученики: «Так как на протяжении всей своей жизни мы постоянно сталкиваемся с дробями. Ведь человеку нужно не только считать предметы, но и измерять величины: длины, площади, объемы, массы и т д. А величины не всегда удается измерить целыми числами».

Учитель: «А какие бы вы поставили цели и задачи нашего урока?».

Ученики: «Мы должны вспомнить и закрепить все, что знаем про обыкновенные дроби. повторить правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, закрепить навыки решения задач с дробями».

Учитель: Чтобы наша работа не была скучной, мы будем решать какие-то задания устно, а какие-то письменно, какие-то задания будут групповыми, а какие-то индивидуальными.

3. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Начнем с устной работы. 

Помогите вернуть в текст сбежавшие слова. (Повторим определение числителя и знаменателя). Работа в парах на листочках.

Каждый может за версту

Видеть ДРОБНУЮ черту.

Над чертой – ЧИСЛИТЕЛЬ, знайте,

Под чертою – ЗНАМЕНАТЕЛЬ.

Дробь такую, непременно,

Надо звать – ОБЫКНОВЕННОЙ.

- Что у вас получилось? Проверим. (Один ученик читает, остальные проверяют).

- Что вы знаете об обыкновенных дробях? Что умеете делать?(дроби записываются с помощью дробной черты, есть числитель, знаменатель, правильные дроби, неправильные дроби и т.д.)

- Что показывает числитель? знаменатель?

- Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями?

На доске выписан ряд дробных чисел:



24/18, 1/2, 1/5, 6/5, 7/2, 5/20, 8/4, 6/6,



-Выберите из них:

-Правильные дроби;

-Неправильные дроби;

-Равные 1;

-Меньшие 1;

-Большие 1;


4. Обобщение и систематизация знаний.


Учитель: Сейчас, мы поиграем в математическое лото. Каждый из вас получит карточку с одним примером. Надо найти результат и по таблице с алфавитом найти свою букву. Вычисления и результат вы записываете на карточке рядом с примером, а букву ищите на столе и прикрепляете на доске под номером своей карточки. На решение примера дается 2 минуты. Всем классом составляется фраза и выстраивается на доске. Если кто-то неправильно решит пример и найдёт не ту букву, то предложение не получится. Будьте внимательны!

Ученики решают карточки и составляют фразу «ВСЁ ДЛЯ ФРОНТА – ВСЁ ДЛЯ ПОБЕДЫ»

- Скажите, а кто-то из вас знает, откуда эти слова? И почему сегодня на уроке они появились? (Год памяти и славы, отмечается 75-летие Победы в Великой Отечественной войне)

- Великая Отечественная война сплотила всех русских людей. По всей стране были развешаны плакаты, которые говорили, что для фронта мы должны отдать всё, что у нас есть. И один из плакатов серии «Всё для фронта! Всё для победы!» нам показывает простых трудовых русских людей, которые создавали военную технику.

- Урок у нас сегодня необыкновенный! Он будет посвящен ДНЮ ПОБЕДЫ. И пусть слова этого плаката будут сегодня девизом нашего урока. А какую свою победу вы бы хотели одержать на нашем уроке? (решить сложные задачи, вспомнить и закрепить правила сложения и вычитания обыкновенных дробей, решить что-то самостоятельно…)

- Я хочу, чтоб сейчас каждый из вас подумал, а какую свою победу вы бы хотели одержать на уроке, а в конце урока скажете, получилось ли у вас.

-Именно обыкновенные дроби помогут нам сегодня узнать что-то новое не только в математике, но и об истории нашего народа. Звучит отрывок песни: “Вставай, страна огромная!”

5. Применение знаний и умений учащихся.

- Война началась рано утром, в 4 часа, 22 июня 1941 года мощными ударами воздушных и механизированных армий Германии.

Задача №1. Работа в парах.

План нападения на СССР был утвержден Гитлером 18 декабря 1940 года. Он был рассчитан на молниеносную войну и предполагал разгром вооруженных сил СССР. Какое название имел план Гитлера вы узнаете, решив данное задание.

Выполните задания и запишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам.

25

18

50

25

18

50

20

1/365

1/366

18

Б

A

P

Б

A

P

O

C

C

A

А: В партизанском отряде 24 человека. 3/4 всех партизан составляли женщины. Сколько женщин было в партизанском отряде? (18)

Б: В отряде было 35 солдат, из них 5/7 составляли добровольцы. Сколько добровольцев было в отряде? (25)

О: Треть часа стояла тишина между боями. Сколько минут она длилась? (20)

Р: Танку надо было преодолеть расстояние 100 км. Он проехал половину своего пути. Сколько км проехал танк? (50)

С: Какую долю составляли сутки от военного года? (1/365 или 1/366)

- Что у вас получилось? Запомните это слово? План Барбаросса был назван в честь Фридриха Барбароссы, императора 12 века, который прославился своими завоевательными походами.

Работа в группах.

- А сейчас я вам предлагаю поработать в группах.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Блокада Ленинграда.

-Трудно пришлось всем в первые месяцы и годы войны. И на фронте, и в тылу. А под Ленинградом (сейчас это Санкт-Петербург) сомкнулось кольцо фашистского окружения. Город остался без продовольствия, топлива и сообщения с другими городами. 872 дня держалась блокада Ленинграда.

Каждый день сотни и тысячи ленинградцев замерзали на улице и в не отапливаемых домах, погибали под бомбежками. Но больше всего умирало от голода. Была введена карточная система на продукты.

Задача № 1

Подсчитайте, сколько хлеба в сутки получали люди во время блокады, если рабочий получал 1/4 часть 1 буханки (1кг), служащий, иждивенец и дети до 12 лет – по 1/8 части буханки (1 кг).

Решение:

1) 1000: 4 = 250(г)

2) 1000: 8 = 125(г)

Ответ: 250 г, 125 г.

(проверка на слайде)

Шёл солдат – слуга отчизны,

Шёл солдат во имя жизни,

Землю спасая, мир защищая,

Шёл вперёд солдат.

(ФИЗМИНУТКА)

- Пошагайте на месте, как солдаты. Пройдите вокруг своего ряда.

Задача №2

В первый день солдаты прошли 5/25 всего пути, а во второй день 7/25. Известно, что за эти два дня солдаты прошли 36 км. Сколько километров составляет весь путь солдат?

Решение:

  1. 5/25+7/25 = 12/25 (всего пути)

  2. 36:12 = 3(км) – это 1/25 часть всего пути

  3. 3*25 = 75(км) – весь путь солдат

ПРОВЕРКА НА ДОСКЕ УЧАЩИМИСЯ

Задача № 3

Оборона занимает прямоугольный участок местности. Линия обороны имеет длину 90 км. Одна из наибольшей стороны прямоугольника является передним краем и равна 3/9 линии обороны, а ширина – 3/6 большей стороны. Определить площадь участка обороны.

Решение

1) 90 : 9 * 3 = 30 (км) – одна сторона

2) 30 : 6 * 3 = 15 (км) – вторая сторона

3) 30 * 15 = 450 (км2)

(ПРОВЕРКА НА СЛАЙДЕ )

Наша страна понесла огромные потери в той войне. Дороги, пройденные солдатом измеряются тысячами километров. Но наш народ выстоял и победил фашизм. Звучит песня “День Победы”.

(Беседа об участии в войне родственников учащихся (при наличии времени))

6.Рефлексия деятельности. Информация о домашнем задании.

О чем и о ком мы сегодня говорили на уроке?

-Что мы повторили на уроке по теме?

-С какими трудностями столкнулись в работе?

-Вспомните вопрос, какую свою победу вы одержали сегодня на уроке?

Продолжите фразу:

-я сегодня на уроке…….

-мне сегодня на уроке было сложно……, но я справился сам (или с помощью одноклассников)

-Я сегодня одержал победу при решении……

-Мне легко давались ….., потому что……

Домашнее задание.

Придумать задачу о войне с применением обыкновенных дробей. В дальнейшем будет создан сборник задач.



Приложение № 1 «Математическое лото»

Карточки с заданиями

1)

8)

17 _ 11 13 13

15)

50 _ 2 7 7

22)

16 _ 8 7 7

2)

9)

21 _ 3 5 5

16)

23)

29 _ 3 5 5

3)

10)

17)

24)

33 _ 3 6 6

4)

11)

12 _ 4 3 3

18)


5)

12)

21 _ 3 7 7

19)

26 _ 5 5 5


6)

13)

16 + 9 5 5

20)

111 _ 11 10 10


7)

17 _ 3 5 5

14)

21)




Приложение № 2 Ответы к математическому лото.

В


Ф

С

Р

Ё

О

Д

Н

Л

Т

Я

А

В

П

С

О

Ё

Б

Д

Е

Л

Д

Я

Ы



Приложение № 3.

Каждый может за версту

Видеть ___________________ черту.

Над чертой – ____________________, знайте,

Под чертою – _________________________.

Дробь такую, непременно,

Надо звать – ___________________________.



Приложение № 4. Задачи для работы в группах

ЗАДАЧА № 1

Подсчитайте, сколько хлеба в сутки получали люди во время блокады, если рабочий получал 1/4 часть 1 буханки (1кг), служащий, иждивенец и дети до 12 лет – по 1/8 части буханки (1 кг).

ЗАДАЧА №2

В первый день солдаты прошли 5/25 всего пути, а во второй день 7/25. Известно, что за эти два дня солдаты прошли 36 км. Сколько километров составляет весь путь солдат?

ЗАДАЧА № 3

Оборона занимает прямоугольный участок местности. Линия обороны имеет длину 90 км. Одна из наибольшей стороны прямоугольника является передним краем и равна 3/9 линии обороны, а ширина – 3/6 большей стороны. Определить площадь участка обороны.

Приложение № 5. Плакат «Всё для фронта! Всё для победы!»









Приложение № 6. План «Барбаросса». Работа в парах.

25

18

50

25

18

50

20

1/365

1/366

18













А: В партизанском отряде 24 человека. 3/4 всех партизан составляли женщины. Сколько женщин было в партизанском отряде?

Б: В отряде было 35 солдат, из них 5/7 составляли добровольцы. Сколько добровольцев было в отряде?

О: Треть часа стояла тишина между боями. Сколько минут она длилась?

Р: Танку надо было преодолеть расстояние 100 км. Он проехал половину своего пути. Сколько км проехал танк?

С: Какую долю составляли сутки от военного года?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!