Макарова Н.М.
ПОДРОБНАЯ ПРОГРАММА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА на основе технологии модерации |
Предмет, по которому проводится урок | Математика |
Учитель | Макарова Н.М. (учитель высшей категории) |
Класс | 3 |
Тема: | Площадь. Формула площади прямоугольника |
Цели урока: | Образовательная: сформировать понятие квадратного сантиметра, уметь находить площадь прямоугольника, сложной фигуры; определять равные фигуры. Развивающая: развивать логическое мышление, правильную математическую речь, умение аргументировать ответ. Воспитательная: воспитывать интерес к истории математики и предмету математика, развитие чувства ответственности и коллективизма. |
Этап | Время, продолжительность этапа | Активный метод обучения (прием, способ, техника) | Подробное описание АМО (приема, способа, техники) |
Инициация | 5 минут | Метод «Встреча» | Цель: встреча друг с другом, определение настроения каждого и класса в целом. Создание атмосферы дружелюбия и симпатии. Проведение: класс становится в круг. Каждый ученик представляется остальным детям, при этом можно жестикулировать, сопровождая этим самым свое представление. Важно отметить эмоции и чувства детей, от которых во многом зависит успех занятия. |
Вхождение или погружение в тему | 5 минут | Презентация (готовит учитель) Метод «А наше мнение такое» | Цель: повторить ранее изученный материал, коррекция опорных знаний, вызвать интерес к обсуждаемой теме. Группы: весь класс Проведение: 1, 2 слайды Вычисление площади в древности было одной из важнейших задач практической геометрии (разбивка земельных участков). Еще 4-5 тыс. лет назад вавилоняне умели определять площадь прямоугольника, а квадрат издавна служил эталоном при измерении площадей благодаря своим замечательным свойствам. 3 слайд  Вопросы: назвать стороны прямоугольника Найти площадь прямоугольника, если АВ=5см, ВС= 12см СД=25см, АД=30см. 4 слайд (вывод) Как измерить площадь? Нет задачи проще! Поглядите-ка сюда, Вот длина, вот ширина. Чтобы площадь нам узнать Нужно их перемножать! |
Формирование ожиданий учеников | 3 минуты | Метод «Мозговой штурм» | Цель: Определить цель и задачи урока. Группы: по 4 человека. Проведение: работа проводится в 2 этапа. На первом этапе генерируются идеи, на втором – они анализируются. Конечный результат: а) Формирование понятия квадратного сантиметра; б) Знание формул площади прямоуголь- ника, площади квадрата: S=a∙b ; S=a² в) Умение находить площадь сложной фигуры; г) Умение определять равные фигуры. |
Интерактивная лекция | 10 минут | Метод «Кластер» | Цель: направить деятельность учащихся на овладение изучаемого материала, вызвать интерес к ней. Группы: по 4 человека.: Проведение: У каждой группы конверт с раздаточным материалом: 2 фигуры, разбитые на квадратные сантиметры, несколько фигур, среди которых есть равные, 2 прямоугольника из цветной бумаги, площади которых надо найти.. Этапы лекции: 1) Вводится понятие кв. сантиметра; 2) Предлагается учащимся найти площади 2 фигур, разбитых на кв. см; 3) Измерив длину и ширину цветных прямоугольников, найти их площадь; 3) Ввести определение равных фигур (про- демонстрировать); 4) Найти среди фигур в конверте – равные фигуры. Каковы площади равных фигур? Проблемный вопрос: Чему равна площадь всей фигуры, если фигура разделена на части? Вывод: 5 слайд  |
Эмоциональная разрядка (разминка) | 2 минуты | Метод «Физкультминутка» | Цель: эмоционально расслабить учащихся. Группы: весь класс Проведение: учитель читает стихи: В понедельник я купался (изображаем плавание), А во вторник – рисовал (изображаем рисование). В среду долго умывался (умываемся), А в четверг – в футбол играл (бег на месте). В пятницу я прыгал, бегал ( прыгаем), Очень долго танцевал (кружимся на месте), А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши) Целый день я отдыхал (дети садятся на корточки, руки под щеку – засыпают) . |
Проработка содержания темы | 10минут | Метод «Фирма» | Цель: применять свойства площадей при решении задач. Группы: по 4 человека Проведение: 6 слайд Тест: 1. Площадь прямоугольника определяется по формуле: а) S=a+b; 2) S= 2a+2b; 3) S=a∙b 2. Площадь прямоугольника, длина которого равна 9см, а ширина – 11см равна: а) 99см²; б) 75см²; в) 50см² 3.Площадь фигуры, изображенной на рисунке равна:  а) 20см²: б) 14см²;в) 18см² 4)Сторона квадрата равна 4 см. Площадь квадрата равна: а) 20см²; б) 16см²; в)12см² Оценки получают все учащиеся. |
Подведение итогов | 5 минут | Метод «Шкатулка наших достижений, успехов» | Цель: выяснить впечатления учащихся от прошедшего урока. Проведение: каждый ученик получает заранее подготовленный и вырезанный из бумаги рисунок шкатулки. Туда он помещает (записывает) самое основное, что он получил на уроке. Затем происходит обмен мнениями. Вывод: мнения учащихся помогут следующий урок сделать еще более интересным и понятным. Домашнее задание: №737; №739; Придумать две задачи на нахождение площади прямоугольника. |
Ключевые процессы | Вопросы организации | Ответ |
эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса | Каким образом будет обеспечена интеракция участников в процессе постановки целей урока, выяснения ожиданий, лекции, выполнения практического задания в малых группах, при подведении итогов урока? | Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы направлены на активизацию аналитической деятельности обучающихся, развитие исследовательских способностей и навыков работы в команде. В процессе совместной работы осуществляются различные интеракции: Учитель-ученик. Показ презентации при погружении в тему и объяснении нового материала. Ученик-ученик. Работа в группах при проведении практической работы. Малая группа - малая группа. Выполнение теста. Учитель-класс. Подведение итогов урока. |
упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса | Как Вы будете учитывать разные каналы восприятия информации учащимися? Что может помешать свободным коммуникациям в процессе урока и как это можно предупредить? | При формировании групп следует учитывать индивидуальные особенности ребенка. Толерантность и принятие чужого мнения, взаимоподдержка должны формироваться в результате взаимодействия детей. Источники информации на уроке: презентация, раздаточный материал. Организация обратной связи между учителем и классом, между детьми в малых группах. Роль учителя – помощник, наставник, консультант Важен настрой обучающихся, их чувства. При необходимости следует внести определенные коррективы. |
обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация) | Как будет обеспечиваться визуализация целей урока, ожидаемых эффектов урока, материалов Вашей интерактивной лекции, практического задания и результатов его выполнения учащимися, итог урока? Какие материалы, заготовки, оборудование Вам потребуются для этого? | Урок разработан с использованием презентации, наглядного и раздаточного материалов. Применение стихотворного текста при погружении в тему и при проведении физкультминутки. Ученик воспринимает интерактивную лекцию с помощью органов слуха и зрения, а затем видит новую информацию на слайде в виде схемы. |
мотивацию всех участников образовательного процесса | Какие мотивирующие факторы, как и когда, будут использованы для создания и поддержания высокого уровня мотивации учащихся на всем протяжении урока? Что Вы используете для мотивированного выполнения домашнего задания? Что Вы используете для обеспечения искреннего желания учащихся прийти на следующий Ваш урок? | Мотивирующие факторы: работа в команде, игровые моменты, использование визуальных форм при подаче нового материала, смена работы веселой разминкой. Позитивный настрой учителя, который поддерживает командную игру, инициативу, творчество детей. |
мониторинг образовательного процесса | Что Вы сделаете для определения: достижения результатов образовательного процесса, соответствия графика урока, стадий групповой динамики? | На любых этапах урока необходимо следить за работой в группах: похвалить одних, подбодрить – других. Стараться избегать негативных моментов. Использование тестирования. Ведения журнала для мониторинга групповой деятельности. |
рефлексию педагога и обучающихся | Какие приемы Вы используете для запуска и эффективного протекания рефлексии обучающихся на каждом этапе урока | Рефлексию можно проводить на любом этапе урока. На этом уроке я применяла метод «Шкатулка наших достижений». Метод «ХИМС» я уже применяла на своих уроках. |