Учитель начальных классов
Петрова Т.И.
ТЕМА УРОКА: «СКОРОСТЬ, ВРЕМЯ, РАССТОЯНИЕ»
ТИП УРОКА: урок закрепления и обобщения изученного по теме материала.
ВИД УРОКА: урок – путешествие по сказке Г. Андерсена «Снежная королева»
ТЕХНОЛОГИИ: развивающие, коммуникативные.
ЦЕЛИ УРОКА:
а) развивающий аспект:
* развивать умение планировать учебные действия;
* развивать умение сравнивать, обобщать, систематизировать знания при установлении взаимосвязи между
математическими понятиями;
* развивать логическое мышление, память, внимание учащихся;
б) обучающий аспект:
* закрепить и обобщить знания учащимися понятий «скорость, время, расстояние» и взаимосвязи между ними;
* отрабатывать вычислительные навыки при решении задач;
* закрепить знания учащимися единиц длины, геометрических фигур и нахождения площади прямоугольника;
в) воспитывающий аспект:
* воспитывать любовь к другим людям через уважение, взаимопомощь при выполнении совместных видов деятельности;
* воспитание уважения к себе в результате достижения целей, поставленных на уроке; воспитание дружеских отношений между учащимися, чувства взаимовыручки.
ОБОРУДОВАНИЕ: сигнальные карточки «Светофор», иллюстрации к сказке, портрет Андерсена, карточки с заданиями, сигнальные карточки «Мое настроение», презентация.
1. Мотивация и подготовка к деятельности
- Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните.
Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.
- Сегодня мы работаем в группах. Командиром 1-й группы
назначается …, 2-й группы - …, 3-й группы - … .
В каждой группе также работают консультанты (приколот значок К ). Командиры отвечают за выполнение группами правил поведения.
- Итак, вы настроились на работу, какое настроение у вас сейчас? (показывают сигнальные карточки «Мое настроение»)
- Сегодня мы будем закреплять умение решать задачи на движение и формировать вычислительные навыки. В конце урока вы должны будете составить формулы нахождения скорости, времени, расстояния.
- Наш урок будет не простой. Мы отправляемся в путешествие по сказке. А по какой, попробуйте угадать.
(выходит ученица в короне, с волшебной палочкой в руке)
Царство мое ледяное, безбрежное.
Я королева белая, снежная.
Я к вам пришла из сказки зимней
Я вся из снега, покрыл меня иней.
Я королева студеная, вьюжная,
С ледяными ветрами дружная.
Разбушуюсь вьюгою, порошею.
Заведу метель и всех заморожу я.
- Правильно, ребята, это Снежная королева.
- Назовите главных героев этой сказки.
(вывешиваются на доску иллюстрации)
2. Экспресс – контроль готовности
- Мы сегодня на уроке должны помочь Герде найти своего друга Кая и освободить его от злых чар Снежной королевы.
А для этого нужно справиться со всеми заданиями и собрать волшебные слова, которые помогут расколдовать Кая.
Интеллектуальная разминка.
Если вы найдете верное значение этих математических выражений и выберете букву в 1-м столбике, если оно верно, во 2-м столбике, если оно неверно, то сумеете составить слово, относящееся к этой сказке.
Запишите это слово в тетрадь.
Слайд 1
Равенства | Верно | Неверно |
180:3=60 | А | Ш |
90х4=320 | У | Н |
120+280=400 | Д | О |
600-370=230 | Е | М |
125х0=125 | Ц | Р |
360:3=120 | С | З |
170х4=680 | Е | Ю |
60х5=350 | Я | Н |
- Результаты перед вами, быстро все проверьте сами .
- Какое слово у вас получилось? (АНДЕРСЕН)
- А какое отношение он имеет к этой сказке?
– портрет Г.Х. Андерсена/
3. Выделение сущности обобщаемого
- Унесла Снежная королева Кая в свое ледяное царство. А Герда отправилась его искать. Впереди огромное расстояние, двигаться нужно быстро и затратить как можно меньше времени.
- На экране вы видите величины , распределите их по общим признакам в три столбика:
1 км/ч, 1 мин., 1 км, 1м, 1 м/мин., 1с, 1 дм, 1ч, 1м/с, 1 см.
- Как вы распределили? Почему так?
1 км/ч | 1 км | 1 мин |
1 м/мин | 1 м | 1 с |
1 м/с | 1 дм | 1 ч |
| 1 см | |
- Все дальше и дальше продвигается Герда. Дошла до развилки дорог и растерялась: какой путь ей надо пройти?
Помогите в этом разобраться.
500 км | (в 1км = 1000м 500км = 500 000м - это одинаковое расстояние, выраженное разными единицами длины) |
500 000 м |
4. Формирование общего в совместной самостоятельной работе
- А в это время все дальше и дальше уносит Кая Снежная королева. Кто же помогает ей в пути, угадайте?
(ребус: ветер)
- А сейчас вам предстоит узнать его скорость.
Задача 1.
Сильный ветер за 7 секунд преодолевает расстояние 126 метров, а ураганный за это же время – 175 метров. Скорость какого ветра больше и на сколько?
(текст задачи на экране , решают, записывая в тетради; 1-й ученик в группе запись решения оформляет на листе маркером без пояснения).
Проверка решения. Вывешиваются листы на доску. Один ученик из любой группы рассказывает, как их группа решила эту задачу.
Вывод: как найти скорость движения.
- Но Герда очень хочет спасти своего друга. Она идет все дальше и дальше и приходит к реке, где она садится … (во что?) в лодку и плывет на поиски своего друга.
Задача 2.
Скорость лодки, плывущей по течению 5км/ч, а скорость течения реки 2км/ч. Какое расстояние преодолеет лодка за 3 часа?
Задача на экране , 1 ученик оформляет решение маркером на листе.
Решение задачи обсуждается в группах.
Проверка: 1 ученик объясняет решение на доске.
- Есть ли другие варианты решения? (разные
способы решения задачи?)
- Какой способ продуктивнее? Почему?
(он в 2 действия)
Вывод: как найти расстояние?
5. Физкультминутка
6. Задания на развитие мышления
- А вы помните, что делает в это время Кай? Он играет с плоскими льдинками. Все они разной формы. Сравните их и попробуйте найти лишнюю. Слайд 7.
/№4 – это замкнутая ломаная,
№1,2,3,5 – это многоугольники/
- Площадь какой фигуры можно найти? А как?
(повторите правила нахождения S прямоугольника).
- Не нашла Герда своего друга и в чужом королевстве.
Но принц с принцессой были так добры к ней, что подарили… (что?) золотую карету.
- Отправилась девочка дальше, да вот беда – разбойники.
Помогите Герде от них спастись, решите задачу на смекалку.
Устно!
Пара лошадей пробежала 40км. По сколько км пробежала каждая лошадь?
Росли 2 вербы. На каждой вербе по 2 ветки, на каждой ветке по 2 груши. Сколько всего груш?
Если курица стоит на одной ноге, она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если встанет на 2 ноги?
7. Анализ полученного результата и необходимые коррекции
Дифференцированные задания для с/р.
- Все ближе и ближе к Снежному королевству Герда. Кто помог преодолеть ей последние километры? (олень)
Учащиеся получают индивидуальные задания на карточках.
Консультантам.
Герда прошла пешком 35 км со скоростью 5 км/ч и на олене 250 км со скоростью 25км/ч. За какое время она доберется до снежного королевства?
Остальным учащимся.
Скорость оленя 25км/ч. За какое время он преодолеет расстояние 250 км?
Проверка решения устная.
Вывод: как найти время движения?
8. Анализ возможностей достигнутого результата
Запишите на листе формулы нахождения скорости, времени, расстояния (в каждой группе)
Анализируется работа каждой группы.
- Эти формулы нужно знать, чтобы уметь верно решать задачи на движение.
Проверка на экране слайд 8.
9. Итог урока
- А Кай собирает из льдинок слова. Соберите слова, и чары Снежной королевы спадут.
- Это одновременно и оценка работы каждой группы. Вы – молодцы, что помогли Герде выручить своего друга. Помните: дружба – великая сила!
- Оценка работы учащихся, самооценка работы.
Настроение, поменялось ли оно в конце урока?
10. Домашнее задание
Составить задачу на движение про героев какой-либо сказки – консультантам, всем остальным: п.т.с.25 № 4.