Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Руднянская основная общеобразовательная школа»
Урок математики в 5 классе,
посвященный 70 - летию Великой Победы
Материал подготовила:
учитель математики и физики
А.Н.Модина
2015 год
Тип урока: интегрированный урок обобщения и систематизации знаний по теме «Натуральные числа».
Цели урока:
Образовательные:
Систематизация знаний по теме «Натуральные числа»
Повторение, закрепление приобретенных знаний учащихся
Умение применять математические знания к решению нестандартных практических задач
Демонстрация тесной связи предметов (истории и математики)
Развивающие:
Расширение кругозора учащихся
Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету математика, история
Развитие потребности к самообразованию
Воспитательные:
Воспитание любви к родной стране, к ее истории
Воспитание ответственности, самостоятельности, самооценки, умения работать в коллективе
Воспитание уважения к старшему поколению
Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.
Форма проведения: урок - экскурсия
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте настроимся на хорошую и плодотворную работу. Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения на весь урок. Эпиграфом сегодняшнего урока я выбрала слова известного математика Б.Паскаля: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным». Ребята как вы поняли эти слова?
Ученики: Это означает, что урок можно сделать веселым, увлекательным, необычным, интересным.
Учитель: Хорошо ребята. Сегодняшний урок будет немного необычным. Он пройдет в виде экскурсии. Наша экскурсия будет увлекательной и познавательной. Вас ждут испытания. Чтобы их преодолеть, понадобятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Во время нашей экскурсии вы сможете заработать награды. В этой экскурсии я буду вашим экскурсоводом, а вы – экскурсионной группой. Чему будет посвящена наша экскурсия, вы ответите выполнив правильно следующие задания:
41 | 283 | 175 | 5500 | 48 | 57 |
П | О | Б | Е | Д | А |
Б: 155+20
Д: 67 – 19
П: 36 + ? = 77
А: 78 - ? = 21
О: ? + 17 = 300
Е: ? – 1500 = 400
Учитель: Ребята, какое слово вы получили?
Ученик: ПОБЕДА
Учитель: Что означает слово ПОБЕДА?
Ученик: Можно победить в чем-то, например в войне.
Учитель: С какой крупной датой нашего государства связано слово ПОБЕДА?
Ученик: Наша страна победила в Великой Отечественной войне и 9 мая мы отмечаем праздник «День Победы».
Учитель: Какую дату мы отмечали 9 мая 2015 года?
Ученик: 70 - летие победы в Великой Отечественной войне!
Учитель: Молодцы ребята! В 2015 году 9 мая исполнилось 70лет ПОБЕДЫ в ВОВ нашего народа над фашистскими захватчиками.
Учитель: Ребята, так чему же будет посвящена наша экскурсия?
Ученик: Наша экскурсия будет посвящена 70 – летию победы в Великой отечественной войне.
Учитель: Да, ребята, вы правы. Мы с вами в честь этого большого события совершим экскурсию по некоторым событиям и фактам этой жестокой войны в истории человечества.
Учитель: Ребята назовите даты начала и окончания войны?
Ученик: 22.06.1942г. – 9.05.2015 г.
Учитель: Ребята сколько лет длилась война?
Учитель: Действительно, почти четыре года бушевало пламя ВОВ. Труден и долог был путь к победе. Главным итогом ВОВ стала победа над фашизмом, в которой решающую роль сыграл Советский Союз. Эта война была освободительной. Советский Союз внес в достижение этой победы самый большой вклад кровью и военными усилиями.
Учитель: А сейчас прочитайте число, записанное на доске: 34032.
Дайте его характеристику.
Ученик: Это число пятизначное, в нем 2 единицы, 3 десятка, 4 тысячи, 3 десятка тысяч.
Учитель: 34032 часа длилась самая кровопролитная и тяжкая в истории русского народа Великая Отечественная война.
Учитель: давайте вычислим, сколько дней продолжалась война. Как это сделать?
Ученик: 34032:24=1418 дней
Учитель: Великая Отечественная война прошла в своем развитие три крупных периода:
Начальный период (22 июня 1941 года – 18 ноября 1942 года)
Задача №1. Выполните вычисления и заполните пропуски в тексте.(устно)
Уже в первый день войны немецкая авиация разбомбила ____ аэродромов и уничтожила на земле и в воздухе ____ советских самолетов.
Аэродромов:
Самолетов (Сколько в числе тысяч): 1200000 (1200 тысяч)
Учитель:К сентябрю 1941 г. гитлеровской армии удалось установить контроль над индустриальными районами Левобережной Украины, захватить Полтаву, Харьков, Запорожье и значительную часть Донбасса. Захватчики оккупировали Крым, за исключением главной базы черноморского флота – Севастополя
Задача №2.
Решив задачу №2, вы узнаете название плана нападения на СССР, утвержденного Гитлером 18 декабря 1940 года, который был рассчитан на молниеносную войну.(на крточках)
Выполните задание, и запишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам (раздать десять заданий по группам):
C: Вычисли : 400+50+8
О: Сколько см содержится в 2м4дм5см
Р: Вычисли: 9+3 ∙ 7
А: Найди наибольшее число в ряду: 893, 964, 258, 400, 996, 12, 991
Б: Что меньше: 3960486 или 3960487
3960486 | 996 | 30 | 3960486 | 996 | 30 | 245 | 458 | 458 | 996 |
| | | | | | | | | |
Ученик: Ответ: план Гитлера назывался «План Барбаросса»
Учитель: Первой и единственной победой на начальном этапе войны стала Московская битва (30 сентября 1941 - январь 1942 гг.), с которой наметился коренной поворот войны в пользу СССР, и противник перешел к стратегии затяжной войны. Жертвой этой стратегии стал город Ленинград, где сомкнулось кольцо фашистского окружения. Город остался без продовольствия, топлива и сообщения с другими городами.
Задача №3. Устно
Вычислить:
Найти
Учитель: Блокада Ленинграда длилась 872 дня.
Но ленинградцы, несмотря на голод, холод, болезни, продолжали не пускать врага в родной город. Работали заводы, выпускающие снаряды, дежурили бригады добровольцев, спасавшие памятники, дворцы, дома от зажигательных бомб.
Каждый день, сотни и тысячи ленинградцев умирали от голода, замерзали на улице и в неотапливаемых домах, погибали под бомбежками. Суточный паек хлеба составлял всего 125 граммов. Но люди выстояли, они сохранили красивейший город мира – свой Ленинград, свой Санкт-Петербург!
Учитель: Второй период коренного перелома (19 ноября 1942 года – конец 1943 года)
Основными событиями этого периода стали разгром немецких войск под Сталинградом (19 ноября 1942 – 2 февраля 1943), Курская битва (5 июля – 23 августа 1943 года), битва за Днепр, освобождение Кавказа.
25 августа 1942 года в Сталинграде началось осадное положение.
Задача №4.
Защитники Сталинграда ежедневно отстаивали каждый участок своего родного города.(Решить задачу у доски)
Определить площадь участка обороны в километрах который имеет форму прямоугольника, со сторонами: 12000м и 24000 м.
Ученик: Ответ: 288км2
Учитель: Победа под Сталинградом сыграла важную роль в коренном переломе Великой Отечественной войны.
Одно из крупнейших событий Великой Отечественной войны – Курская битва. Около 50 дней длились ожесточенные бои.
Задача№5. К началу этой военной операции обе армии насчитывали:
Сов. армия Нем. Армия
Человек 6600 тыс. ? на 1300 тыс. чел.
Орудий 105500 ед. ? в 2 раза
Танков ? на 4350 ед. 5850 ед.
Самолетов 102000 ед. ? на 49750 ед.
(самостоятельно в тетрадях, у доски, устно)
Учитель - Что вы можете сказать о готовности обеих армий?(опрос остальных учащихся)
Учитель: Третий период освобождения от агрессора и разгрома фашистской Германии (1944 год – 9 мая 1945 года)
Задача №6.(Выполнить в парах на карточках)
Решить задачи и вставить пропущенные значения.
__(A)__ дней длилась Великая Отечественная война. Было разрушено и сожжено __(B)__ городов и поселков, свыше __(C)__ тысяч сел и деревень нашей родины, оставлено без крова 25 миллионов человек. Около __(D)__ миллионов жизней советских жителей унесла война…
Было разрушено 84 тысячи школ, 334 высших учебных заведений, __(E)__ фабрик и заводов.
Дороги, пройденные солдатом, измеряются тысячами километров. От Бреста до Москвы – 1000 км, от Москвы до Берлина - __(F)__ км. Если за каждого погибшего во второй мировой войне объявить минуту молчания, мир молчал бы __(G)__
Задания:
A | 2000-(500 + 82) |
B | Найдите периметр прямоугольника , измерения которого равны 320см и 535 см |
C | Укажите число заключенное между числами 69 71 |
D | Вычислите (157 + 27) - 157 |
E | Сколько тысяч в числе 32754 |
F | Сколько км в 1600000м |
G | Вычислите: Сколько лет составляют 26280000мин, если 1 сутки = 1440 минут, год = 365 суток. |
Ученик: Ответы:
A: 1418 дней | B: 1710 | C: 70 | D: 27 |
E: 32000 | F: 1600 км | G: 50 лет | |
Учитель: Вместе со взрослыми с врагом сражались юные герои. Многие школьники заняли рабочие места ушедших на фронт отцов, ухаживали за раненными в госпиталях, трудились на колхозных полях.
В третий период территория СССР была полностью очищена от врага. Вооруженные силы оказали помощь и народам Европы в освобождении от фашистских оккупантов.
Задание 7: Расшифруйте ФИО великого полководца, который от имени и поручению советского Верховного Главнокомандования 8 мая 1945г. принял капитуляцию вооруженных сил фашистской Германии (работа в группах: 1 группа – расшифровывает имя, 2 группа – отчество, 3 группа – фамилию):
А: 13+45 Ж:85326+23897
У: 386+413 Р:95378+54963
Т: 783 – 21 И:32700 - 9867
О: 968-734
Й:178+213
Г:135+986
Е:857-39
В:3600 – 1596
С:12768-942
Н:86590 – 7631
К:2457+4235
Ч:4538+349
1121 | 818 | 234 | 150341 | 1121 | 22733 | 391 |
Г | Е | О | Р | Г | И | Й |
6692 | 234 | 78959 | 11826 | 762 | 58 | 78959 | 762 | 22733 | 78959 | 234 | 2004 | 22733 | 4887 |
К | О | Н | С | Т | А | Н | Т | И | Н | О | В | И | Ч |
109223 | 799 | 6692 | 234 | 2004 |
Ж | У | К | О | В |
Ученик: Ответ: Георгий Константинович Жуков
Учитель - Чтобы увековечить победу в Великой Отечественной войне в 1945 году была учреждена медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». И вы сегодня тоже получали награды, вы сражались за каждое задание и получали звезды. Девятого мая 1945 года Москва салютовала победителям. Двадцать четвертого июня 1945 состоялся парад победы (на фоне песни «День Победы»). Давайте мы тоже сделаем из ваших звезд салют!
Учитель: Вот и подошла к концу наша экскурсия. Давайте подведем итоги:
Чему был посвящена наша экскурсия?
Что вам помогло выполнить все задания правильно?
Что вы уже научились делать с натуральными числами?
Учитель: Молодцы, ребята! Спасибо за хороший урок! До свидания!