Тема: «Преобразование задач»
Цель урока: актуализировать знания, умения и навыки составления и решения простых задач.
Задачи:
Образовательные
Продолжить работу по формированию навыка составления и решения задач по алгоритму;
Совершенствовать вычислительные навыки.
Развивающие
Способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания;
Развивать творческие способности учащихся, грамотную математическую речь.
Воспитательная:
Воспитывать культуру умственного труда;
Формировать у учащихся положительную мотивацию учения, аккуратность математических записей.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
1)Начинаем наш урок с упражнения на внимание, которое нам очень необходимо на всех уроках. Посмотрите на листочки, которые лежат перед вами. Возьмите в руки карандаш. Зачеркните все цифры 5 и обведите в кружок все цифры Кто закончил работу, положите листочки на край стола. Закончили работу. Молодцы.
Запишите число, которое следует за числом 2.
Уменьшите число 5 на 3.
Запишите число, которое на 4 больше 3.
Найдите разность чисел 9 и 6.
Найдите сумму чисел 4 и 5.
1 слагаемое 5, второе слагаемое 2, найдите сумму.
Найдите значение суммы, чисел 3 и 2.
Запишите число, которое стоит перед числом 3 в натуральном ряду чисел.
А сейчас проверим, сверьте свои записи с доской. Встаньте, те, кто не совершил ни одной ошибки. Молодцы!
Я вам приготовила одно интересное задание. Послушайте стихотворение:
Наша Маша рано встала,
Кукол всех пересчитала:
Две Матрешки на окошке,
Две Аринки на перинке,
Две Танюшки на подушке,
А Петрушка в колпаке,
На зеленом сундуке.
Я считала, я трудилась,
но потом со счету сбилась.
Помогите мне опять кукол всех пересчитать.
Сколько кукол у вас получилось? А теперь составьте по 3 выражения, в которых значение будет равно 7.
Молодцы, а теперь немного отдохнём!
ФИЗМИНУТКА*
Ухо-нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.
3. Самоопределение и новая тема.
1)На каждом уроке математики мы с вами встречаемся с разными задачами. Что нового мы узнали на прошлых уроках? Алгоритм решения задач. Кто может напомнить нам алгоритм решения задач? (...) хорошо. А сейчас посмотрите на
Прочитайте записи. Является ли эта запись задачей? Нет, это не задача.Что нужно сделать , чтобы эта запись стала задачей? Придумать вопрос. Составьте вопрос к этой математической записи, чтобы она превратилась в задачу. .
Как вы думаете, чем сегодня будем заниматься на уроке? Составлять задачи и решать их по алгоритму. Хорошо.
2) Работа с учебником.
Откройте учебники на странице 48. Найдите №124.
Вини Пух записал начало задачи. Дима прочитай.
Пятачок и Кролик закончили задачу, но каждый по-своему. Рита прочитай как закончил Пятачок. Полина прочитай как закончил Кролик. А теперь все подумайте на какой вопрос ответил Пятачок? Преобразуйте задачу, составьте вопрос.
Сколько банок мёда заготовили на зиму?
А теперь подумайте на какой вопрос ответил Кролик?
4.Закрепление.
Незнайка для своих друзей Винтика и Шпунтика придумал свои математические задачи. Нужно проверить, можно ли эти тексты назвать задачами.
«На кочке сидели 4 лягушки. Одна прыгнула в воду. Сколько лягушек прыгнуло в воду?»
В этой задаче есть условие: «На кочке сидели 4 лягушки. Одна прыгнула в воду». Есть вопрос: «Сколько лягушек прыгнуло в воду?».
Однако, в этом тексте ошибка. Число лягушек, прыгнувших в воду, есть в условии – «одна». То есть в вопросе просят узнать то, что известно.
Уберем ошибочный вопрос и изменим вопрос так, чтобы надо было найти неизвестное.
«Сколько лягушек осталось на кочке?». В результате получилась задача:
«На кочке сидели 4 лягушки. Одна прыгнула в воду. Сколько лягушек осталось на кочке?».
В этом тексте есть вопрос: «Сколько стоят 2 матрешки?». Однако, в этом тексте нет условия.
Для того чтобы сделать задачу из этого текста, добавим к вопросу условие: «Одна матрешка стоит 5 рублей, а вторая – 4 рубля».
В результате получим задачу: «Одна матрешка стоит 5 рублей, а вторая – 4 рубля. Сколько стоят 2 матрешки?»
В этом тексте есть условие: «У Коли 2 мячика, у Саши 3 мячика», – но нет вопроса.
Для того чтобы этот текст стал задачей, необходимо к этому условию добавить вопрос: «Сколько всего мячиков у мальчиков?»
Теперь получилась задача: «У Коли 2 мячика, у Саши 3 мячика. Сколько всего мячиков у мальчиков?».
Решим последнюю задачу пользуясь алгоритмом. Какой пункт мы уже выполнили? 1. Верно. Какой будет следующий шаг. Выбрать действие. С помощью какого действия будем решать эту задачу? С помощью действия сложения. Записать и найти значение выражения. Записать ответ.
5. Самостоятельная работа.
А теперь каждый поработает самостоятельно. Необходимо решить задачу.
1 вариант
1. У Лары и у Миши было по несколько конфет. Сколько всего конфет было у Лары и у Миши?
2.На верхней полке было 7 книг, а на нижней – на 4 книги больше. Сколько книг было на нижней полке?
3. Бабушка испекла 10 пирожков. После обеда их стало 3.
2 вариант.
1. В детском саду было 10 красных кеглей и несколько синих. Сколько всего кеглей было в детском саду?
2. Рима в лесу собирала ягоды. Она набрала две банки земляники и три стакана малины.
3. У Светы было 7 открыток, ей подарили еще 3 открытки. Сколько открыток стало у Светы?
Положите листочки на край стола.
6. Подведение итогов и рефлексия.
Какие задания у вас вызвали затруднения? Что было легко?
Поднимите руку высоко вверх те, кому было легко сегодня на уроке, просто поставьте руку на стол те, кто всё понял, но ему нужно еще поработать над задачами. Кому было очень сложно руки не поднимает. Молодцы, все хорошо потрудились спасибо за урок!